Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.03.2011 ПО ДЕЛУ N А60-2481/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Выбор способа управления многоквартирным домом; Членство в товариществе собственников жилья; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2011 г. по делу N А60-2481/2011


Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.И. Сабировой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Товарищества собственников жилья "Край" (ИНН 6627016547)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (ИНН 6670083677)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Ю.В. Гребенюк, представитель по доверенности N 7 от 02.02.2011,
от заинтересованного лица: Ю.С. Хитрина, представитель по доверенности N 05-28/66 от 25.01.2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнения к заявлению, копии договора N ТС 07 от 15.09.2009 судом удовлетворено.
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Товарищество собственников жилья "Край" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в Ревдинском районе и г. Дегтярске) N 308 от 08.12.2010 о назначении административного наказания ТСЖ "Край".
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Ревдинском районе, городе Дегтярск (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ревдинском районе, городе Дегтярск от 21.09.2010 N 239-08 в отношении ТСЖ "Край" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлены акт обследования от 18.10.2010, акт проверки от 26.10.2010, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ от 26.10.2010, в котором заявителю вменяется нарушение п.п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.п. 4, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Рассмотрев протокол и иные материалы, полученные в ходе административного расследования, руководитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ревдинском районе, городе Дегтярск вынес постановление N 308 от 08.12.2010 г. о привлечении ТСЖ "Край" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Как следует из постановления, нарушение выразилось в незаключении товариществом письменных договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и тем самым в непредставлении потребителям необходимой и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ "Край" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 приведенной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п. 2 ст. 8 Закона).
В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенных норм, обязанность по доведению до потребителей товаров, работ, услуг необходимой информации возложена на продавца, изготовителя товаров, исполнителя работ, услуг.
Порядок предоставления коммунальных услуг на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Таким образом, обязанность по заключению с потребителями договоров на предоставление коммунальных услуг и доведению до потребителей информации о предоставляемых услугах возложена указанными Правилами на исполнителя.
Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно п. 3 Правил исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, к исполнителям согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам относится более широкий круг лиц, чем круг лиц, определенных Законом "О защите прав потребителей". Тем не менее, предусмотренные ст. 8, 10 Закона обязанности возложены исключительно на лиц, являющихся исполнителями в смысле Закона, то есть на организации, оказывающие услуги потребителям на основании возмездных договоров.
Так, п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ предусмотрено, что товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно п. 2 ст. 138 ЖК РФ обязанностью товарищества собственников жилья является заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что заключаемые товариществом в соответствии с ними договоры не являются договорами по предоставлению услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома непосредственно товариществом; данные договоры заключаются товариществом в интересах собственников (как членов, так и не членов товарищества), фактически передающих свои полномочия товариществу для реализации последним закрепленных за ним прав и обязанностей.
Таким образом, административному органу для признания ТСЖ "Край" субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ следовало установить, является ли товарищество исполнителем предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, являющихся членами ТСЖ "Край", приобретает ли товарищество коммунальные ресурсы, отвечает ли за обслуживание внутридомового инженерного оборудования, с использованием которого собственникам-потребителям предоставляются коммунальные услуги, при том, что ТСЖ "Край" заключило вышеуказанные договоры, в том числе договор управления многоквартирным домом, предметом которого является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, и в том случае, если ТСЖ "Край" является таковым, следовало выяснить о предоставлении им потребителям полной и достоверной информации об оказываемых услугах предоставления коммунальных ресурсов.
Между тем, представитель заявителя в суде пояснил, что товарищество является некоммерческой организацией, финансирование деятельности которой осуществляется посредством вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества, и т.д. Каких-либо гражданско-правовых договоров с собственниками жилых помещений на оказание возмездных услуг ТСЖ не заключало. Действительно, члены ТСЖ вносят коммунальные платежи на расчетный счет ТСЖ, однако данные денежные средства перечисляются поставщикам коммунальных услуг. Собственники помещений оплачивают потребленные коммунальные ресурсы по тем ценам, по которым ТСЖ производит расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Дополнительного дохода ТСЖ не получает.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недостаточности доказательств, добытых административным органом, в целях установления характера возникших правоотношений между сторонами: ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, ТСЖ, собственники, с тем, чтобы выяснить, является ли ТСЖ исполнителем коммунальных услуг перед членами товарищества.
Таким образом, суд считает, что административный орган не доказал, что действия ТСЖ, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, образуют событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, на основании чего требования заявителя следует удовлетворить, а постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в Ревдинском районе и г. Дегтярске) N 308 от 08.12.2010 признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в Ревдинском районе и г. Дегтярске) N 308 от 08.12.2010 о назначении административного наказания в отношении ТСЖ "Край".
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ДЕГОНСКАЯ Н.Л.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)