Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 декабря 2010 года по делу N А05-11600/2010 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора Исакогорского и Цигломенского округов города Архангельска Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - отдел) о признании незаконным предписания от 05.10.2010 N 140/1/1-1.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 9 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что работы, которые обществу необходимо выполнить для устранения нарушений, указанных в предписании, относятся к капитальному ремонту, который может быть проведен только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако такого решения собственниками принято не было. Следовательно, оснований для ремонта печи у общества не имелось.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами подателя жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ходатайством от 03.02.2011 просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Общество и отдел надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 22.09.2010 N 140 отделом проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе обследование отопительной печи в квартире N 3 муниципального жилого дома N 76 по улице Пирсовой в городе Архангельске.
Основанием для проведения проверки послужила жалоба гражданки Вяткиной Т.А. на нарушение требований пожарной безопасности при содержании отопительной печи в квартире, расположенной по вышеназванному адресу.
В ходе проверки квартиры, находящейся по адресу: город Архангельск, улица Пирсовая, дом 76, квартира 3, выявлены нарушения пункта 65 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), а именно то, что на стенах печи имеются трещины защитного слоя штукатурки, нарушена целостность кирпичной кладки (имеются сколы и выкрашивание кирпичей внутренней поверхности отопительной печи).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.10.2010 N 140.
По результатам проверки 05.10.2010 обществу выдано предписание N 140/1/1-1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в соответствии с которым до 01.03.2011 требуется устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании названного ненормативного правового акта ответчика.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. В силу данной статьи под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены ППБ-01-03.
На основании пункта 10 ППБ-01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что общество является управляющей компанией жилого дома N 76 по улице Пирсовой в городе Архангельске.
Как следует из пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, приняв на себя обязательства по содержанию общего имущества жилого дома по адресу: город Архангельск, улица Пирсовая, дом 76, заявитель обязался обеспечивать соблюдение мер пожарной безопасности в отношении общего имущества. Указанное обстоятельство обществом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 65 ППБ-01-03 перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.
Отделом при проведении проверки установлено, что перед началом отопительного сезона не проверена и не отремонтирована отопительная печь в квартире N 3 жилого дома N 76 по улице Пирсовой города Архангельска (на стенах печи имеются трещины защитного слоя штукатурки, нарушена целостность кирпичной кладки: имеются сколы и выкрашивание кирпичей внутренней поверхности отопительной печи). Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Таким образом, общество не выполнило возложенные на него обязанности по осуществлению перед началом отопительного сезона ремонта отопительной печи в квартире N 3 жилого дома N 76 по улице Пирсовой города Архангельска. Следовательно, оснований для вывода о незаконности оспариваемого предписания от 05.10.2010 N 140/1/1-1 не имеется.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что устранение причин неисправности печи относится к капитальному ремонту, однако жильцами спорного дома не принято решение о проведении капитального ремонта, а произвести данные работы за счет средств, выплачиваемых жильцами по статье "Содержание и ремонт", не представляется возможным. Кроме того, задолженность за содержание жилья и коммунальные услуги жильцов дома составляет 11 418,43 руб.
Апелляционная инстанция отклоняет данные доводы подателя апелляционной жалобы в силу следующего.
На основании пункта 29 Правил N 491 плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязанности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом согласно требованиям статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Таким образом, управление многоквартирным домом должно осуществляться с соблюдением обязательных требований, направленных на безопасное и благоприятное проживание граждан, в том числе с соблюдением мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Доказательств того, что общество было лишено возможности своевременно устранить нарушения, установленные при проведении проверки, и им были приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество своевременно предпринимало меры для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. При этом требования законодательства, направленные на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан, должны соблюдаться обществом независимо от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников имущества по вопросам текущего и капитального ремонта многоквартирного дома.
Кроме того, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела вопрос о наличии задолженности жильцов спорного дома, при этом доказательств того, что общество принимало меры по истребованию указанной задолженности, в материалы дела не представлено.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176) (далее - Правила N 170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила N 170 разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 1289, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пункт 1.1 Правил N 170 распространяет требования данного нормативного акта как на собственников, так и на управляющие и обслуживающие организации. Организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
При этом все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27.
Согласно приложению N 7 к Правилам N 170 выявленные при проведении проверки нарушения относятся к текущему ремонту.
Между тем ничем не подтверждено, что выявленные при проверке неисправности не могут быть устранены в ходе проведения текущего ремонта. Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что для устранения неисправностей требуется именно проведение капитального ремонта, в материалах дела не имеется. При этом утверждение общества о том, что причиной неисправности является обрушение свайного основания печи, в связи с чем необходимо проведение именно капитального ремонта, также не подтверждено документально.
Ссылка общества на приложение N 10 (п/п 9) Правил N 170 также не принимается судом апелляционной инстанции. В данном приложении перечислены неисправности печей, причины и методы их устранения. Общество указывает на неисправность, выразившуюся в появлении в кладке сквозных трещин, не поддающихся заделке. Методом устранения такой неисправности согласно приложению N 10 Правил N 170 являются в зависимости от обнаруженных причин: перекладка кладки с соблюдением перевязки швов, извлечение приборов и установление их снова с соблюдением зазоров, расширение трещин и их затирка раствором, при повторном появлении трещин или их расширении перекладка печи с установкой надежного основания (фундамента).
Вместе с тем, такой неисправности, как наличие в кладке сквозных трещин, не поддающихся заделке, при проведении проверки обнаружено не было и в оспариваемом предписании обществу не указано на ее устранение.
Таким образом, оснований для признания недействительным оспариваемого предписания у суда первой инстанции не имелось, следовательно, обществу в удовлетворении заявленных им требований отказано обоснованно.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 декабря 2010 года по делу N А05-11600/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.В.ПОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2011 ПО ДЕЛУ N А05-11600/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2011 г. по делу N А05-11600/2010
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 декабря 2010 года по делу N А05-11600/2010 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора Исакогорского и Цигломенского округов города Архангельска Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - отдел) о признании незаконным предписания от 05.10.2010 N 140/1/1-1.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 9 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что работы, которые обществу необходимо выполнить для устранения нарушений, указанных в предписании, относятся к капитальному ремонту, который может быть проведен только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако такого решения собственниками принято не было. Следовательно, оснований для ремонта печи у общества не имелось.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами подателя жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ходатайством от 03.02.2011 просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Общество и отдел надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 22.09.2010 N 140 отделом проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе обследование отопительной печи в квартире N 3 муниципального жилого дома N 76 по улице Пирсовой в городе Архангельске.
Основанием для проведения проверки послужила жалоба гражданки Вяткиной Т.А. на нарушение требований пожарной безопасности при содержании отопительной печи в квартире, расположенной по вышеназванному адресу.
В ходе проверки квартиры, находящейся по адресу: город Архангельск, улица Пирсовая, дом 76, квартира 3, выявлены нарушения пункта 65 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), а именно то, что на стенах печи имеются трещины защитного слоя штукатурки, нарушена целостность кирпичной кладки (имеются сколы и выкрашивание кирпичей внутренней поверхности отопительной печи).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.10.2010 N 140.
По результатам проверки 05.10.2010 обществу выдано предписание N 140/1/1-1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в соответствии с которым до 01.03.2011 требуется устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании названного ненормативного правового акта ответчика.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. В силу данной статьи под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены ППБ-01-03.
На основании пункта 10 ППБ-01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что общество является управляющей компанией жилого дома N 76 по улице Пирсовой в городе Архангельске.
Как следует из пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, приняв на себя обязательства по содержанию общего имущества жилого дома по адресу: город Архангельск, улица Пирсовая, дом 76, заявитель обязался обеспечивать соблюдение мер пожарной безопасности в отношении общего имущества. Указанное обстоятельство обществом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 65 ППБ-01-03 перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.
Отделом при проведении проверки установлено, что перед началом отопительного сезона не проверена и не отремонтирована отопительная печь в квартире N 3 жилого дома N 76 по улице Пирсовой города Архангельска (на стенах печи имеются трещины защитного слоя штукатурки, нарушена целостность кирпичной кладки: имеются сколы и выкрашивание кирпичей внутренней поверхности отопительной печи). Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Таким образом, общество не выполнило возложенные на него обязанности по осуществлению перед началом отопительного сезона ремонта отопительной печи в квартире N 3 жилого дома N 76 по улице Пирсовой города Архангельска. Следовательно, оснований для вывода о незаконности оспариваемого предписания от 05.10.2010 N 140/1/1-1 не имеется.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что устранение причин неисправности печи относится к капитальному ремонту, однако жильцами спорного дома не принято решение о проведении капитального ремонта, а произвести данные работы за счет средств, выплачиваемых жильцами по статье "Содержание и ремонт", не представляется возможным. Кроме того, задолженность за содержание жилья и коммунальные услуги жильцов дома составляет 11 418,43 руб.
Апелляционная инстанция отклоняет данные доводы подателя апелляционной жалобы в силу следующего.
На основании пункта 29 Правил N 491 плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязанности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом согласно требованиям статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Таким образом, управление многоквартирным домом должно осуществляться с соблюдением обязательных требований, направленных на безопасное и благоприятное проживание граждан, в том числе с соблюдением мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Доказательств того, что общество было лишено возможности своевременно устранить нарушения, установленные при проведении проверки, и им были приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество своевременно предпринимало меры для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. При этом требования законодательства, направленные на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан, должны соблюдаться обществом независимо от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников имущества по вопросам текущего и капитального ремонта многоквартирного дома.
Кроме того, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела вопрос о наличии задолженности жильцов спорного дома, при этом доказательств того, что общество принимало меры по истребованию указанной задолженности, в материалы дела не представлено.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176) (далее - Правила N 170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила N 170 разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 1289, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пункт 1.1 Правил N 170 распространяет требования данного нормативного акта как на собственников, так и на управляющие и обслуживающие организации. Организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
При этом все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27.
Согласно приложению N 7 к Правилам N 170 выявленные при проведении проверки нарушения относятся к текущему ремонту.
Между тем ничем не подтверждено, что выявленные при проверке неисправности не могут быть устранены в ходе проведения текущего ремонта. Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что для устранения неисправностей требуется именно проведение капитального ремонта, в материалах дела не имеется. При этом утверждение общества о том, что причиной неисправности является обрушение свайного основания печи, в связи с чем необходимо проведение именно капитального ремонта, также не подтверждено документально.
Ссылка общества на приложение N 10 (п/п 9) Правил N 170 также не принимается судом апелляционной инстанции. В данном приложении перечислены неисправности печей, причины и методы их устранения. Общество указывает на неисправность, выразившуюся в появлении в кладке сквозных трещин, не поддающихся заделке. Методом устранения такой неисправности согласно приложению N 10 Правил N 170 являются в зависимости от обнаруженных причин: перекладка кладки с соблюдением перевязки швов, извлечение приборов и установление их снова с соблюдением зазоров, расширение трещин и их затирка раствором, при повторном появлении трещин или их расширении перекладка печи с установкой надежного основания (фундамента).
Вместе с тем, такой неисправности, как наличие в кладке сквозных трещин, не поддающихся заделке, при проведении проверки обнаружено не было и в оспариваемом предписании обществу не указано на ее устранение.
Таким образом, оснований для признания недействительным оспариваемого предписания у суда первой инстанции не имелось, следовательно, обществу в удовлетворении заявленных им требований отказано обоснованно.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 декабря 2010 года по делу N А05-11600/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.В.ПОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)