Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Н.М. Ивановой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Т.И. Уточкиной, рассмотрел в судебном заседании дело по иску
ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" (ИНН 5049018720, ОГРН 1095049000485),
к ООО "Инвестгазпром" (ИНН 7728175697, ОГРН 1027700161422),
3-лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Московской области,
о понуждении заключить договор в редакции ООО "РУК "Теплый дом",
при участии в судебном заседании: согласно протоколу,
установил:
Истец - ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Ответчику - ООО "Инвестгазпром" об обязании заключить Договор поставки тепловой энергии в редакции Истца от 25.09.2009 г.
ООО "Инвестгазпром", в порядке ст. 132 АПК РФ, заявило встречное исковое заявление к ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" об обязании заключить Договор поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение N 50-ТЭ/184-09 в редакции, предложенной ООО "Инвестгазпром".
Определением от 25 декабря 2009 г., в порядке ст. 51 АПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2010 г., суд в удовлетворении первоначальных исковых требований отказал, встречный иск удовлетворил в полном объеме.
Постановлением Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 27 мая 2010 г., решение суда первой инстанции было оставлено без изменений.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2010 г., судебные акты судов первой и апелляционной инстанции были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Представитель ООО "Инвестгазпром", в порядке ст. 49 АПК РФ, ходатайствует об отказе от встречных исковых требований.
Последствия прекращения производства по делу, в связи с отказом от исковых требований Истцу ясны.
Суд принимает отказ Истца от иска, поскольку данный отказ не нарушает права и законные интересы других лиц.
Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом (ст. 150 АПК РФ).
Представители Истца и Третьего лица, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились. Дело слушается в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Представитель Ответчика по существу заявленных требований возражает, что отражено в отзыве на иск.
Полно и всесторонне исследовав материалы дела, изучив их в совокупности, заслушав доводы представителей сторон, присутствовавших в судебном заседании, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
По результатам проведенного открытого аукциона по выбору управляющей компании, между Истцом - управляющая компания и Администрацией городского округа Рошаль - собственником 05 августа 2009 г. были заключены Договоры N 51, 52, 53, в соответствии с которыми, собственник поручает, а управляющая компания обязуется организовать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту, техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, организовать предоставление коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в данном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 4.1.2 вышеуказанных Договоров оговорено, что управляющая компания обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством. Для этих целей управляющая компания должна организовывать в интересах собственников (нанимателей) от своего имени заключение с исполнителями заказа договоров: по содержанию и текущему ремонту; по поставке коммунальных услуг надлежащего качества, необходимых для использования помещения по назначению, жизнеобеспечения собственников (нанимателей) и членов их семей.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, устанавливаются Правилами "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; газоснабжение; отопление (п. 6 Правил).
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил).
Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", вопросы регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Согласно абзацу "в" п. 49 Правил, Истец заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
На основании вышеизложенного Истец 12.08.2009 г. исх. N 13, обратился к Ответчику с просьбой заключить Договор поставки тепловой энергии в горячей воде с 01.09.2009 г.
Договор в редакции Истца получен Ответчиком 21.09.2009 г., ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" установило срок на акцепт Договора - не позднее 25.09.2009 г., который определен в письме от 24.09.2009 г.
Не согласившись с условиями вышеуказанного проекта Договора, Ответчик 09.10.2009 г. направил Истцу свой вариант Договора поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
Факт получения данного письма с проектом договора поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение Истцом не оспаривается.
Согласно ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Статьей 443 ГК РФ установлено, что ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Направленная Истцом в адрес Ответчика оферта 21.09.2009 г. с предложением подписать представленный Договор от 01.09.2009 г., акцептована не была. В срок до 30 дней, а именно 09.10.2009 г. в адрес Истца Ответчик направил свой проект Договора, содержащий иные условия, нежели в оферте Истца. В силу ст. 443 ГК РФ, ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой отказ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Новую оферту Истец не акцептовал.
По смыслу ст. 445 ГК РФ, сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда.
Преддоговорный спор, возникший между Истцом и Ответчиком по условиям Договора поставки тепловой энергии, на разрешение суда в самостоятельном порядке сторонами не передавался.
Истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, исковые требования не уточнял.
Суд не может согласиться с выводом Истца об акцепте его оферты конклюдентными действиями Ответчика по теплоснабжению, поскольку поставка происходит на иных условиях, чем предусмотрено Договором, в редакции ООО "РУК "Теплый Дом".
Разногласия сторон основаны на несогласованности существенных условий договора поставки тепловой энергии - методики определения количества тепловой энергии.
Исходя из ст. 426 ГК РФ, договор энергоснабжения является публичным договором.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Ответчик, изучив предоставленный Истцом проект Договора, нашел несоответствие его существенных условий требованиям законодательства, в соответствии с чем, направил свой вариант Договора.
Согласно Приложению N 9 к Договору в редакции Истца, методика расчета тепловых нагрузок производится на основании Приказа Госстроя РФ от 06.05.2000 г. N 105 "Об утверждении Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения" (МДС 41-4.2000").
Пунктом 4.1 Договора в редакции Ответчика предусмотрено, что нормативной базой учета тепловой энергии являются "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Исходя из материалов дела и пояснений сторон, узлы учета на объектах либо отсутствуют, либо не сданы в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 4 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Из толкования во взаимосвязи указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рассматриваемом случае Истец не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов.
Следовательно, соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров непосредственно с жильцами, в связи с чем, при реализации услуг по теплоснабжению, при отсутствии приборов учета управляющая организация должна оплачивать такие услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из этого, использование Методики, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105, подлежащей применению для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, не может быть признано правомерным.
Заключение Договора на поставку тепловой энергии в редакции Истца нарушает требования, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.
Кроме того, как установлено материалами дела и не оспаривается представителями сторон срок действия Договоров управления многоквартирными домами N 51, 52, 53 от 05.08.2009 г. истек 31.08.2010 г., и Истец прекратило осуществлять деятельность по управлению жилым фондом, последний не является потребителем энергетических ресурсов и не вправе обращаться в суд с иском о понуждении энергоснабжающей организации - Ответчика заключать договор энергоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Прекратить производство по встречному исковому заявлению ООО "Инвестгазпром".
2. Возвратить ООО "Инвестгазпром" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению N 2912 от 16.12.2009 г.
3. В иске ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" к ООО "Инвестгазпром", 3-лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Московской области, о понуждении заключить договор на теплоснабжение, отказать.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
Н.М.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.02.2011 ПО ДЕЛУ N А41-37546/09
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2011 г. по делу N А41-37546/09
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Н.М. Ивановой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Т.И. Уточкиной, рассмотрел в судебном заседании дело по иску
ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" (ИНН 5049018720, ОГРН 1095049000485),
к ООО "Инвестгазпром" (ИНН 7728175697, ОГРН 1027700161422),
3-лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Московской области,
о понуждении заключить договор в редакции ООО "РУК "Теплый дом",
при участии в судебном заседании: согласно протоколу,
установил:
Истец - ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Ответчику - ООО "Инвестгазпром" об обязании заключить Договор поставки тепловой энергии в редакции Истца от 25.09.2009 г.
ООО "Инвестгазпром", в порядке ст. 132 АПК РФ, заявило встречное исковое заявление к ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" об обязании заключить Договор поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение N 50-ТЭ/184-09 в редакции, предложенной ООО "Инвестгазпром".
Определением от 25 декабря 2009 г., в порядке ст. 51 АПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2010 г., суд в удовлетворении первоначальных исковых требований отказал, встречный иск удовлетворил в полном объеме.
Постановлением Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 27 мая 2010 г., решение суда первой инстанции было оставлено без изменений.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2010 г., судебные акты судов первой и апелляционной инстанции были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Представитель ООО "Инвестгазпром", в порядке ст. 49 АПК РФ, ходатайствует об отказе от встречных исковых требований.
Последствия прекращения производства по делу, в связи с отказом от исковых требований Истцу ясны.
Суд принимает отказ Истца от иска, поскольку данный отказ не нарушает права и законные интересы других лиц.
Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом (ст. 150 АПК РФ).
Представители Истца и Третьего лица, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились. Дело слушается в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Представитель Ответчика по существу заявленных требований возражает, что отражено в отзыве на иск.
Полно и всесторонне исследовав материалы дела, изучив их в совокупности, заслушав доводы представителей сторон, присутствовавших в судебном заседании, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
По результатам проведенного открытого аукциона по выбору управляющей компании, между Истцом - управляющая компания и Администрацией городского округа Рошаль - собственником 05 августа 2009 г. были заключены Договоры N 51, 52, 53, в соответствии с которыми, собственник поручает, а управляющая компания обязуется организовать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту, техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, организовать предоставление коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в данном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 4.1.2 вышеуказанных Договоров оговорено, что управляющая компания обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством. Для этих целей управляющая компания должна организовывать в интересах собственников (нанимателей) от своего имени заключение с исполнителями заказа договоров: по содержанию и текущему ремонту; по поставке коммунальных услуг надлежащего качества, необходимых для использования помещения по назначению, жизнеобеспечения собственников (нанимателей) и членов их семей.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, устанавливаются Правилами "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; газоснабжение; отопление (п. 6 Правил).
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил).
Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", вопросы регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Согласно абзацу "в" п. 49 Правил, Истец заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
На основании вышеизложенного Истец 12.08.2009 г. исх. N 13, обратился к Ответчику с просьбой заключить Договор поставки тепловой энергии в горячей воде с 01.09.2009 г.
Договор в редакции Истца получен Ответчиком 21.09.2009 г., ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" установило срок на акцепт Договора - не позднее 25.09.2009 г., который определен в письме от 24.09.2009 г.
Не согласившись с условиями вышеуказанного проекта Договора, Ответчик 09.10.2009 г. направил Истцу свой вариант Договора поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
Факт получения данного письма с проектом договора поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение Истцом не оспаривается.
Согласно ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Статьей 443 ГК РФ установлено, что ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Направленная Истцом в адрес Ответчика оферта 21.09.2009 г. с предложением подписать представленный Договор от 01.09.2009 г., акцептована не была. В срок до 30 дней, а именно 09.10.2009 г. в адрес Истца Ответчик направил свой проект Договора, содержащий иные условия, нежели в оферте Истца. В силу ст. 443 ГК РФ, ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой отказ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Новую оферту Истец не акцептовал.
По смыслу ст. 445 ГК РФ, сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда.
Преддоговорный спор, возникший между Истцом и Ответчиком по условиям Договора поставки тепловой энергии, на разрешение суда в самостоятельном порядке сторонами не передавался.
Истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, исковые требования не уточнял.
Суд не может согласиться с выводом Истца об акцепте его оферты конклюдентными действиями Ответчика по теплоснабжению, поскольку поставка происходит на иных условиях, чем предусмотрено Договором, в редакции ООО "РУК "Теплый Дом".
Разногласия сторон основаны на несогласованности существенных условий договора поставки тепловой энергии - методики определения количества тепловой энергии.
Исходя из ст. 426 ГК РФ, договор энергоснабжения является публичным договором.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Ответчик, изучив предоставленный Истцом проект Договора, нашел несоответствие его существенных условий требованиям законодательства, в соответствии с чем, направил свой вариант Договора.
Согласно Приложению N 9 к Договору в редакции Истца, методика расчета тепловых нагрузок производится на основании Приказа Госстроя РФ от 06.05.2000 г. N 105 "Об утверждении Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения" (МДС 41-4.2000").
Пунктом 4.1 Договора в редакции Ответчика предусмотрено, что нормативной базой учета тепловой энергии являются "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Исходя из материалов дела и пояснений сторон, узлы учета на объектах либо отсутствуют, либо не сданы в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 4 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Из толкования во взаимосвязи указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рассматриваемом случае Истец не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов.
Следовательно, соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров непосредственно с жильцами, в связи с чем, при реализации услуг по теплоснабжению, при отсутствии приборов учета управляющая организация должна оплачивать такие услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из этого, использование Методики, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105, подлежащей применению для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, не может быть признано правомерным.
Заключение Договора на поставку тепловой энергии в редакции Истца нарушает требования, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.
Кроме того, как установлено материалами дела и не оспаривается представителями сторон срок действия Договоров управления многоквартирными домами N 51, 52, 53 от 05.08.2009 г. истек 31.08.2010 г., и Истец прекратило осуществлять деятельность по управлению жилым фондом, последний не является потребителем энергетических ресурсов и не вправе обращаться в суд с иском о понуждении энергоснабжающей организации - Ответчика заключать договор энергоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Прекратить производство по встречному исковому заявлению ООО "Инвестгазпром".
2. Возвратить ООО "Инвестгазпром" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению N 2912 от 16.12.2009 г.
3. В иске ООО Рошальская управляющая компания "Теплый дом" к ООО "Инвестгазпром", 3-лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Московской области, о понуждении заключить договор на теплоснабжение, отказать.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
Н.М.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)