Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Семеновой М.Н.,
с участием прокурора Гороховой Е.А.,
при секретаре Деркунской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 27 мая 2005 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2004 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения",
Правительством Республики Саха (Якутия) 30 декабря 2004 года было принято постановление "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения" и было опубликовано в газете "Якутия" от 06.01.2005.
Прокурор РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующим п. 1.1 в части и п. 1.2 постановления "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения" ввиду их противоречия федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление полностью и пояснил, что постановление Правительства не должно носить рекомендательный характер, если в постановлении указан срок введения тарифов, то муниципальным образованиям не вправе рекомендовать вводить тарифы с иного срока, и федеральным законодательством не предусмотрена плата за пользование технической водой. Просит удовлетворить заявление в полном объеме.
Представитель Правительства РС(Я) Поздняков Ю.П. с заявлением не согласен и пояснил, что данная оспариваемая норма не является нормативным правовым актом, заявление Прокурора РС(Я) подлежит рассмотрению в Федеральном суде. И нормы постановления не противоречат федеральному законодательству, поскольку носят лишь рекомендательный характер.
Аналогичное пояснение дал и представитель Министерства ЖКХ РС(Я) Ворончихин В.В.
Выслушав пояснение прокурора и представителя сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит возможным удовлетворить частично заявленное требование прокурора.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Правительство Республики Саха (Якутия) было вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
П. 1.1 постановления РС(Я) главам администраций муниципальных образований районов и городов Республики Саха (Якутия) рекомендовано ввести в действие с января 2005 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения согласно приложениям N 1 и 2 после получения результатов независимой экспертизы экономически обоснованных затрат.
В этой части прокурор ссылается на то, что Правительство РС(Я) не вправе рекомендовать муниципальным образованиям вводить тарифы с иного срока. По мнению прокурора, муниципальные образования будут выносить свои акты во исполнение постановления и устанавливать свои сроки, поэтому в постановлении нельзя было указать срок введения тарифов.
Между тем, такое толкование нормы не состоятельно. Постановление Правительства РС(Я) принято 30.12.2004 и опубликовано 6 января 2005 года. Оплата за коммунальные услуги производиться за прошедший месяц. В постановлении на указано конкретное число месяца, потому нельзя считать, что тарифы будут вводиться с иного срока. В связи с этим суд считает, что в этой части заявления следует отказать.
П. 1.2 постановления предусматривает установить тариф и взимать плату за пользование технической водой населением из системы отопления.
Между тем, данная норма противоречит федеральному законодательству.
Ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, где плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст. 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Плата за пользование технической водой из системы отопления не предусмотрена.
Кроме того, пользование технической водой запрещается Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.09.1994, санитарными Правилами устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения.
Таким образом, Правительство РС(Я), принимая данную норму, превысило свои полномочия, тем самым оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
Доводы представителя Правительства РС(Я) о том, что постановление РС(Я) носит лишь рекомендательный характер, что постановление РС(Я) не является нормативным правовым актом, суд считает несостоятельным.
Согласно ст. 25 Закона РС(Я) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" Правительство республики в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). Во исполнение постановления на всей территории Республики Саха (Якутия) во всех районах и улусах приняты акты, протесты, докладные в связи с невозможностью его исполнения. Что подтверждает действие постановления для всего населения республики, которым затрагиваются, нарушаются права всех граждан республики и опубликовано в официальном порядке. Потому доводы о том, что постановление имеет лишь рекомендательный характер, не обоснованы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.
Признать пункт 1.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2004 N 670 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутские ведомости".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 27.05.2005 N 3-30/05
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2005 г. N 3-30/05
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Семеновой М.Н.,
с участием прокурора Гороховой Е.А.,
при секретаре Деркунской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 27 мая 2005 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2004 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения",
установил:
Правительством Республики Саха (Якутия) 30 декабря 2004 года было принято постановление "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения" и было опубликовано в газете "Якутия" от 06.01.2005.
Прокурор РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующим п. 1.1 в части и п. 1.2 постановления "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения" ввиду их противоречия федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление полностью и пояснил, что постановление Правительства не должно носить рекомендательный характер, если в постановлении указан срок введения тарифов, то муниципальным образованиям не вправе рекомендовать вводить тарифы с иного срока, и федеральным законодательством не предусмотрена плата за пользование технической водой. Просит удовлетворить заявление в полном объеме.
Представитель Правительства РС(Я) Поздняков Ю.П. с заявлением не согласен и пояснил, что данная оспариваемая норма не является нормативным правовым актом, заявление Прокурора РС(Я) подлежит рассмотрению в Федеральном суде. И нормы постановления не противоречат федеральному законодательству, поскольку носят лишь рекомендательный характер.
Аналогичное пояснение дал и представитель Министерства ЖКХ РС(Я) Ворончихин В.В.
Выслушав пояснение прокурора и представителя сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит возможным удовлетворить частично заявленное требование прокурора.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Правительство Республики Саха (Якутия) было вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
П. 1.1 постановления РС(Я) главам администраций муниципальных образований районов и городов Республики Саха (Якутия) рекомендовано ввести в действие с января 2005 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения согласно приложениям N 1 и 2 после получения результатов независимой экспертизы экономически обоснованных затрат.
В этой части прокурор ссылается на то, что Правительство РС(Я) не вправе рекомендовать муниципальным образованиям вводить тарифы с иного срока. По мнению прокурора, муниципальные образования будут выносить свои акты во исполнение постановления и устанавливать свои сроки, поэтому в постановлении нельзя было указать срок введения тарифов.
Между тем, такое толкование нормы не состоятельно. Постановление Правительства РС(Я) принято 30.12.2004 и опубликовано 6 января 2005 года. Оплата за коммунальные услуги производиться за прошедший месяц. В постановлении на указано конкретное число месяца, потому нельзя считать, что тарифы будут вводиться с иного срока. В связи с этим суд считает, что в этой части заявления следует отказать.
П. 1.2 постановления предусматривает установить тариф и взимать плату за пользование технической водой населением из системы отопления.
Между тем, данная норма противоречит федеральному законодательству.
Ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, где плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст. 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Плата за пользование технической водой из системы отопления не предусмотрена.
Кроме того, пользование технической водой запрещается Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.09.1994, санитарными Правилами устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения.
Таким образом, Правительство РС(Я), принимая данную норму, превысило свои полномочия, тем самым оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
Доводы представителя Правительства РС(Я) о том, что постановление РС(Я) носит лишь рекомендательный характер, что постановление РС(Я) не является нормативным правовым актом, суд считает несостоятельным.
Согласно ст. 25 Закона РС(Я) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" Правительство республики в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). Во исполнение постановления на всей территории Республики Саха (Якутия) во всех районах и улусах приняты акты, протесты, докладные в связи с невозможностью его исполнения. Что подтверждает действие постановления для всего населения республики, которым затрагиваются, нарушаются права всех граждан республики и опубликовано в официальном порядке. Потому доводы о том, что постановление имеет лишь рекомендательный характер, не обоснованы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.
Признать пункт 1.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2004 N 670 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутские ведомости".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
М.Н.СЕМЕНОВА
М.Н.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)