Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Пономаревой И.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
- от истца - представитель Пересадченко Г.А. по доверенности от 11.01.2011; представитель Беликов С.В. по доверенности от 11.01.2011; представитель Суксинова Е.В. по доверенности от 02.02.2011;
- от ответчика - представитель Юрканов А.А. по доверенности от 17.12.2010;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Филипп" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2011 по делу N А53-26078/2010
по иску - ООО "Управляющая компания "Филипп"
к ответчику - ОАО "Производственное объединение Водоканал"
об урегулировании разногласий по договору
принятое в составе судьи Мартыновой С.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Филипп" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Производственное объединение Водоканал" об урегулировании разногласий по договору, а именно: изложить пункты 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.3 договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в редакции истца (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 142-144).
Решением от 05.05.2011 в иске отказано, пункты 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.3 договора N 11518 от 20.01.2009 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод изложены в следующей редакции:
2.2. При отсутствии общедомовых приборов учета (за исключением периода их ремонта или поверки, согласованного с Водоканалом), их неисправности или истечения межповерочного срока, нарушении целости пломб на приборах учета, необеспечении абонентом представителю Водоканала доступа к узлу учета, объем питьевой воды, поданной в жилые помещения многоквартирного дома и объем сброшенных сточных вод рассчитываются исходя из количества лиц, пользующихся жилыми помещениями в доме в соответствии с нормативами водопотребления и водоотведения, которые определяются в зависимости от степени благоустройства жилых помещений, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды. При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются. При расчете объемов водопотребления и водоотведения учитываются также объемы воды, необходимые для санитарного содержания придомовой территории, а также промывку и опрессовку отопительных систем многоквартирных домов.
2.3. В случае невыполнения абонентом предписания Водоканала о проведении поверки прибора учета, Водоканал вправе произвести перерасчет объема отпущенной в дом питьевой воды в порядке, предусмотренном пунктом 2.2 настоящего договора с момента истечения межповерочного срока прибора учета, независимо от результатов его поверки, проведенной в дальнейшем.
2.6. При отсутствии общедомовых приборов учета горячей воды (за исключением периода их ремонта или поверки), их неисправности или истечении межповерочного срока, нарушении целостности пломб на приборах учета, необеспечения абонентом представителю Водоканала доступа к узлу учета, объем горячей, поданной в жилые помещения многоквартирного дома определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2.2. настоящего договора.
2.7. В случае непредставления абонентом указанных сведений, Водоканал производит расчет объема стоков горячей воды по данным, предоставленным теплоснабжающей организацией или в порядке, предусмотренном пунктом 2.2 настоящего договора. В дальнейшем, при выявлении разницы между расчетным и фактическим объемом стоков горячей воды, определенным по принятым к коммерческому учету приборам учета, Водоканал производит перерасчет объемов в следующем расчетном периоде.
3.3. Оплата за потребленную воду и сброшенные сточные воды производится абонентом на основании платежных требований, выставленных Водоканалом в банк абонента. В случае не поступления по каким-либо причинам на расчетный счет абонента платежных документов, абонент обязан сообщить об этом в Водоканал до окончания следующего расчетного периода. В противном случае обязательства Водоканала по предъявлению абоненту платежных документов считаются исполненными надлежащим образом.
Решение мотивировано тем, что предложенная истцом редакция спорных пунктов договора противоречит действующему законодательству. Спорные условия договора изложены в редакции ответчика.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что коммунальный ресурс приобретается истцом для предоставления потребителям - гражданам. В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии индивидуальных приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. По мнению заявителя, предложенная истцом редакция спорных пунктов договора соответствует нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 11518 возникшие разногласия сторон, не были урегулированы, в связи с чем ООО УК "Филипп" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В силу с пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
ООО "УК "Филипп" является управляющей организацией в соответствии с договором N 6 от 01.01.2008 (т. 1 л.д. 46-52). Перечень жилых домов, в отношении которых осуществляется управление, указан в приложении N 1 к названному договору (т. 1 л.д. 53-57).
Следовательно, ООО УК "Филипп" является исполнителем коммунальных услуг для названных в договоре N 6 от 01.01.2008 жилых домов.
Разногласия сторон при заключении договора на отпуск питьевой воды и принятии сточных вод сводятся к определению в договоре возможности производить учет коммунального ресурса по индивидуальным приборам учета.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами следует руководствоваться с учетом пункта 15 Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации, указанными в Письме от 02.04.2007 N 5709-РМ/07 "О порядке определения объема отпущенного коммунального ресурса (воды)", при отсутствии приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами, которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 определена правовая позиция о методе определения количества потребленной энергии при отсутствии приборов учета исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Аналогичная позиция по данной категории споров сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10 по делу Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4153/2008-9032/2008.
Согласно пункту 33 Правил количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами.
Следовательно, при отсутствии средств измерений, предусмотренных пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции о несоответствии редакции истца спорных условий договора действующему законодательству правомерен, пункты 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.3 обоснованно изложены в редакции ответчика, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод заявителя жалобы об изменении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с утверждением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку на момент рассмотрения спора Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 не вступило в силу.
Ссылка заявителя на пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В пункте 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Как отмечено выше, действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенной воды должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306)
Такой подход судов соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, от 23.11.2010 N 6530/10.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2011 по делу N А53-26078/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
И.В.ПОНОМАРЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2011 N 15АП-6613/2011 ПО ДЕЛУ N А53-26078/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2011 г. N 15АП-6613/2011
Дело N А53-26078/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Пономаревой И.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
- от истца - представитель Пересадченко Г.А. по доверенности от 11.01.2011; представитель Беликов С.В. по доверенности от 11.01.2011; представитель Суксинова Е.В. по доверенности от 02.02.2011;
- от ответчика - представитель Юрканов А.А. по доверенности от 17.12.2010;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Филипп" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2011 по делу N А53-26078/2010
по иску - ООО "Управляющая компания "Филипп"
к ответчику - ОАО "Производственное объединение Водоканал"
об урегулировании разногласий по договору
принятое в составе судьи Мартыновой С.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Филипп" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Производственное объединение Водоканал" об урегулировании разногласий по договору, а именно: изложить пункты 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.3 договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в редакции истца (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 142-144).
Решением от 05.05.2011 в иске отказано, пункты 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.3 договора N 11518 от 20.01.2009 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод изложены в следующей редакции:
2.2. При отсутствии общедомовых приборов учета (за исключением периода их ремонта или поверки, согласованного с Водоканалом), их неисправности или истечения межповерочного срока, нарушении целости пломб на приборах учета, необеспечении абонентом представителю Водоканала доступа к узлу учета, объем питьевой воды, поданной в жилые помещения многоквартирного дома и объем сброшенных сточных вод рассчитываются исходя из количества лиц, пользующихся жилыми помещениями в доме в соответствии с нормативами водопотребления и водоотведения, которые определяются в зависимости от степени благоустройства жилых помещений, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды. При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются. При расчете объемов водопотребления и водоотведения учитываются также объемы воды, необходимые для санитарного содержания придомовой территории, а также промывку и опрессовку отопительных систем многоквартирных домов.
2.3. В случае невыполнения абонентом предписания Водоканала о проведении поверки прибора учета, Водоканал вправе произвести перерасчет объема отпущенной в дом питьевой воды в порядке, предусмотренном пунктом 2.2 настоящего договора с момента истечения межповерочного срока прибора учета, независимо от результатов его поверки, проведенной в дальнейшем.
2.6. При отсутствии общедомовых приборов учета горячей воды (за исключением периода их ремонта или поверки), их неисправности или истечении межповерочного срока, нарушении целостности пломб на приборах учета, необеспечения абонентом представителю Водоканала доступа к узлу учета, объем горячей, поданной в жилые помещения многоквартирного дома определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2.2. настоящего договора.
2.7. В случае непредставления абонентом указанных сведений, Водоканал производит расчет объема стоков горячей воды по данным, предоставленным теплоснабжающей организацией или в порядке, предусмотренном пунктом 2.2 настоящего договора. В дальнейшем, при выявлении разницы между расчетным и фактическим объемом стоков горячей воды, определенным по принятым к коммерческому учету приборам учета, Водоканал производит перерасчет объемов в следующем расчетном периоде.
3.3. Оплата за потребленную воду и сброшенные сточные воды производится абонентом на основании платежных требований, выставленных Водоканалом в банк абонента. В случае не поступления по каким-либо причинам на расчетный счет абонента платежных документов, абонент обязан сообщить об этом в Водоканал до окончания следующего расчетного периода. В противном случае обязательства Водоканала по предъявлению абоненту платежных документов считаются исполненными надлежащим образом.
Решение мотивировано тем, что предложенная истцом редакция спорных пунктов договора противоречит действующему законодательству. Спорные условия договора изложены в редакции ответчика.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что коммунальный ресурс приобретается истцом для предоставления потребителям - гражданам. В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии индивидуальных приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. По мнению заявителя, предложенная истцом редакция спорных пунктов договора соответствует нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 11518 возникшие разногласия сторон, не были урегулированы, в связи с чем ООО УК "Филипп" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В силу с пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
ООО "УК "Филипп" является управляющей организацией в соответствии с договором N 6 от 01.01.2008 (т. 1 л.д. 46-52). Перечень жилых домов, в отношении которых осуществляется управление, указан в приложении N 1 к названному договору (т. 1 л.д. 53-57).
Следовательно, ООО УК "Филипп" является исполнителем коммунальных услуг для названных в договоре N 6 от 01.01.2008 жилых домов.
Разногласия сторон при заключении договора на отпуск питьевой воды и принятии сточных вод сводятся к определению в договоре возможности производить учет коммунального ресурса по индивидуальным приборам учета.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами следует руководствоваться с учетом пункта 15 Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации, указанными в Письме от 02.04.2007 N 5709-РМ/07 "О порядке определения объема отпущенного коммунального ресурса (воды)", при отсутствии приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами, которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 определена правовая позиция о методе определения количества потребленной энергии при отсутствии приборов учета исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Аналогичная позиция по данной категории споров сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10 по делу Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4153/2008-9032/2008.
Согласно пункту 33 Правил количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами.
Следовательно, при отсутствии средств измерений, предусмотренных пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции о несоответствии редакции истца спорных условий договора действующему законодательству правомерен, пункты 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.3 обоснованно изложены в редакции ответчика, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод заявителя жалобы об изменении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с утверждением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку на момент рассмотрения спора Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 не вступило в силу.
Ссылка заявителя на пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В пункте 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Как отмечено выше, действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенной воды должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306)
Такой подход судов соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, от 23.11.2010 N 6530/10.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2011 по делу N А53-26078/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
И.В.ПОНОМАРЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)