Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 октября 2004 года Дело N А56-33755/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., при участии от товарищества собственников жилья "ЖСК-1250" Андреевой А.Э. (доверенность от 16.02.04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Лисняк И.Г. (доверенность от 25.03.04 N 01/5718), рассмотрев 25.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 10.03.04 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 (судьи Бойко А.Е., Дроздов А.Г., Кожемятова Е.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33755/01,
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "ЖСК-1250" (далее - товарищество) 15000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 10.01.02 налоговому органу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.02 решение от 10.01.02 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 10.03.04 налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.04 решение от 10.03.04 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что в ходе выездной налоговой проверки выявлены факты систематического несвоевременного отражения товариществом на счетах бухгалтерского учета арендной платы за первый квартал 1999 года, что и послужило основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что в сентябре 2000 года арендная плата составила 2025 руб., тогда как сумма арендной платы по договору составляет 4050 руб. Первичные документы, подтверждающие правомерность действий товарищества, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель товарищества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что налоговой инспекцией проведена выездная проверка соблюдения товариществом законодательства о налогах и сборах за 1999 год и первое полугодие 2000 года. В ходе проверки выявлено отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности полученной арендной платы за сданные в аренду помещения. Результаты проверки отражены в акте от 10.09.01 N 03/2651.
Решением налогового органа от 15.10.01 N 03/1252 товарищество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, в виде 15000 руб. штрафа.
Ответчик не уплатил штраф в добровольном порядке, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В акте от 10.09.01 N 03/2651 и решении от 15.10.01 N 03/1252 указано на нарушение товариществом требований пункта 3 статьи 1, пунктов 4, 5 статьи 8 и пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Закон).
В силу пункта 3 статьи 1 Закона основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 8 Закона организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Из материалов дела следует, что бухгалтерский учет в товариществе ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, по простой форме учета с использованием двойной записи с элементами компьютерной обработки. Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты (выписка из приказа председателя правления товарищества от 04.01.99 N 1). В ходе проверки общество представило в налоговую инспекцию ведомости учета по балансовым счетам N 51 "Расчетный счет", N 50 "Касса", N 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", главную книгу за 1999 год и другие документы.
По мнению кассационной инстанции, принятая в товариществе учетная политика не противоречит Закону, все денежные поступления (в том числе арендная плата) фиксируются своевременно, по мере их поступления. Сведения о каких-либо нарушениях бухгалтерской дисциплины, влекущих ответственность по статье 120 НК РФ, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка налоговой инспекции на систематическое несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета поступившей арендной платы за первый квартал 1999 года опровергается материалами дела. В акте выездной проверки зафиксирован лишь факт неуплаты налогов с поступившей арендной платы, за что товарищество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
То обстоятельство, что сумма арендных платежей за сентябрь 2000 года поступила товариществу в меньшем размере, чем предусмотрено договором, позволяет ему взыскать недоимку с арендатора, но не свидетельствует о грубом нарушении правил учета доходов в соответствии с избранной учетной политикой. Каких-либо нарушений при учете поступившей арендной платы налоговым органом не выявлено, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания штрафа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 10.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33755/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2004 N А56-33755/01
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2004 года Дело N А56-33755/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., при участии от товарищества собственников жилья "ЖСК-1250" Андреевой А.Э. (доверенность от 16.02.04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Лисняк И.Г. (доверенность от 25.03.04 N 01/5718), рассмотрев 25.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 10.03.04 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 (судьи Бойко А.Е., Дроздов А.Г., Кожемятова Е.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33755/01,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "ЖСК-1250" (далее - товарищество) 15000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 10.01.02 налоговому органу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.02 решение от 10.01.02 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 10.03.04 налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.04 решение от 10.03.04 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что в ходе выездной налоговой проверки выявлены факты систематического несвоевременного отражения товариществом на счетах бухгалтерского учета арендной платы за первый квартал 1999 года, что и послужило основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что в сентябре 2000 года арендная плата составила 2025 руб., тогда как сумма арендной платы по договору составляет 4050 руб. Первичные документы, подтверждающие правомерность действий товарищества, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель товарищества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что налоговой инспекцией проведена выездная проверка соблюдения товариществом законодательства о налогах и сборах за 1999 год и первое полугодие 2000 года. В ходе проверки выявлено отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности полученной арендной платы за сданные в аренду помещения. Результаты проверки отражены в акте от 10.09.01 N 03/2651.
Решением налогового органа от 15.10.01 N 03/1252 товарищество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, в виде 15000 руб. штрафа.
Ответчик не уплатил штраф в добровольном порядке, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В акте от 10.09.01 N 03/2651 и решении от 15.10.01 N 03/1252 указано на нарушение товариществом требований пункта 3 статьи 1, пунктов 4, 5 статьи 8 и пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Закон).
В силу пункта 3 статьи 1 Закона основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 8 Закона организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Из материалов дела следует, что бухгалтерский учет в товариществе ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, по простой форме учета с использованием двойной записи с элементами компьютерной обработки. Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты (выписка из приказа председателя правления товарищества от 04.01.99 N 1). В ходе проверки общество представило в налоговую инспекцию ведомости учета по балансовым счетам N 51 "Расчетный счет", N 50 "Касса", N 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", главную книгу за 1999 год и другие документы.
По мнению кассационной инстанции, принятая в товариществе учетная политика не противоречит Закону, все денежные поступления (в том числе арендная плата) фиксируются своевременно, по мере их поступления. Сведения о каких-либо нарушениях бухгалтерской дисциплины, влекущих ответственность по статье 120 НК РФ, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка налоговой инспекции на систематическое несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета поступившей арендной платы за первый квартал 1999 года опровергается материалами дела. В акте выездной проверки зафиксирован лишь факт неуплаты налогов с поступившей арендной платы, за что товарищество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
То обстоятельство, что сумма арендных платежей за сентябрь 2000 года поступила товариществу в меньшем размере, чем предусмотрено договором, позволяет ему взыскать недоимку с арендатора, но не свидетельствует о грубом нарушении правил учета доходов в соответствии с избранной учетной политикой. Каких-либо нарушений при учете поступившей арендной платы налоговым органом не выявлено, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания штрафа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33755/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)