Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2010 ПО ДЕЛУ N А56-4362/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2010 г. по делу N А56-4362/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Кириченко О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7980/2010) открытого акционерного общества "Невский судостроительно-судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 марта 2010 по делу N А56-4362/2010 (судья Левченко Ю.П.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Невский судостроительно-судоремонтный завод"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: Исакова Д.В., по доверенности от 22.03.2010 N 1/2/Д
от заинтересованного лица: Баранова А.М., по доверенности от 15.01.2010 N 03-06/00199

установил:

ОАО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области от 21.10.09 N 10848.
Решением суда от 01.03.120 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение налогового органа является неправомерным, поскольку Общество имеет право на применение льготы по НДС, установленной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении выручки, полученной за реализацию коммунальных услуг лицам, проживающим в принадлежащих Обществу жилых помещениях.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель налогового органа просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной декларации по НДС за 1-й квартал 2009 года, по результатам был составлен акт от 21.09.09 N 12881 и принято решение от 21.10.09 N 10848 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 73 545 руб., также данным решением Обществу были доначислены НДС в сумме 36 7721 руб. и пени в сумме 19 509,10 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении выручки, полученной за реализацию коммунальных услуг лицам, проживающим в принадлежащих Обществу жилых помещениях.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, посчитал, что Общество неправомерно применило льготный режим налогообложения, предусмотренный подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении всех оказанных коммунальных услуг без разграничения их по видам.
Согласно положениям подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Налоговое законодательство не содержит определение понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений", в связи с чем, в соответствии с нормами статьи 11 НК РФ указанное понятие применяется в том значении, в котором оно используется в соответствующих отраслях законодательства РФ, в частности, в жилищном и гражданском.
Согласно положениям пункта 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации "Жилищный фонд" - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 ЖК РФ предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей его использования, в том числе на жилые помещения специализированного жилищного фонда, а в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения, расположенные в общежитиях, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Статья 154 ЖК РФ "структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги" разграничивает два понятия: плата за пользование жилым помещением, т.е. плата за наем жилого помещения; плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; и плата за коммунальные услуги.
С учетом изложенного следует признать, что гражданское законодательство различает правоотношения по предоставлению имущества во владение (пользование) и правоотношения, возникающие по поводу эксплуатации, содержания и ремонта полученного во владение (пользование) имущества.
На основании толкования во взаимосвязи подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и положений ЖК РФ можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением, поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в норме. Данная позиция нашла отражение в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.19.27 года N 57.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, теплоснабжение. При этом пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за вышеуказанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является собственником жилых помещений, расположенных по адресам: г. Шлиссельбург, Малоневский канал, д. 15, Советский пер, д. 3, Староладожский канал, д. 1, которые сдает в наем физическим лицам.
Общество, представляя жилые помещения в пользование гражданам, самостоятельно не оказывает такие услуги как: текущий ремонт, обслуживание лифтов, уборка мест общего пользования или иные коммунальные услуги: вывоз мусора, холодное (горячее - в общежитии по адресу Староладожский, д. 1) водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, а полученные от нанимателей денежные средства за данные услуги перечисляются непосредственно организациям, оказывающие перечисленные услуги.
Тарифы на перечисленные услуги рассчитаны на основании тарифов, утвержденных МО "Шлиссельбургское городское поселение" и тарифов, утвержденных ЛенРТК (Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области), которые также рассчитаны без учета НДС.
Полагая, что услуги по предоставлению в пользование жилых помещений включают в себя все перечисленные выше коммунальные и жилищные услуги, а все платежи, получаемые Обществом от их оказания в виде платы за пользование жилым помещением являются для него выручкой от реализации услуг по предоставлению в наем жилых помещений, Общество стало считать такую выручку подлежащей освобождению от обложения НДС в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ. При этом Общество не вело раздельный учет выручки по видам услуг.
С 01.01.09 года по г. Шлиссельбургу на основании Решения МО "Шлиссельбургское городское поселение" установлен размер оплаты жилья и коммунальных услуг по каждой статье расходов (без учета суммы налога на добавленную стоимость): содержание жилья, техобслуживание, уборка придомовой территории, отопление, горячее водоснабжение, водоснабжение, канализация и очистка сточных вод, газ, электроэнергия.
Приказом Общества N 30 от 31.12.2008 года "Об изменении тарифов по оплате жилья и коммунальным услугам по жилищному фонду ОАО "Невский ССЗ" указанные тарифы применяются при оплате жилья и коммунальных услуг по жилому фонду организации - дом N 15 по Малоневскому каналу, дом N 1 по Староладожскому каналу и 11 квартир в доме N 3 по Советскому переулку.
Оказанные жилищно-эксплуатационные услуги оплачиваются гражданами общей суммой без выделения налога на добавленную стоимость в приходных кассовых ордерах, что подтверждается представленными образцами копий приходных кассовых ордеров. Общество каждому квартиросъемщику делает распечатку (лицевой счет квартиросъемщика) установленных тарифов всех видов жилищно-коммунальных услуг. Образцы лицевых счетов квартиросъемщиков представлены в материалы дела. В лицевом счете квартиросъемщика проставлена общая сумма к оплате и выделены суммы по оплате квартплаты, горячей воды, холодной воды, канализации, газу, отоплению, электричеству.
Таким образом, Общество согласно пункту 13 статьи 155 ЖК РФ письменно информирует каждого квартиросъемщика об установленных тарифах по оплате жилья и по оплате коммунальных услуг. При изменении тарифов каждому квартиросъемщику предоставляется новый лицевой счет. Независимо от количества израсходованной электроэнергии, газа и воды квартиросъемщик оплачивает ежемесячно установленную сумму по оплате жилья и коммунальных услуг до изменения тарифов. Количество израсходованной электроэнергии, тепла, газа, воды фиксируется приборами по каждому дому ежемесячно и расход распределяется на каждую квартиру в зависимости от количества проживающих в ней лиц и жилой площади.
Оплаченные гражданами по приходным кассовым ордерам суммы полностью включены Обществом в сумму заявленной льготы по налоговой декларации.
С учетом изложенного следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что только непосредственно плата за пользование жилым помещением (а применительно к спорному правоотношению выделенная в лицевых счетах как "квартплата") подпадает под действие правила, установленного подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Более того, денежные средства, перечисляемые Обществом поставщикам коммунальных услуг, включают в себя НДС, который Общество вправе заявить к вычету, поскольку коммунальные услуги приобретались Обществом для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.
Также следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что в отличие от ТСЖ - объединений собственников помещений в многоквартирном доме, созданных для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования, Общество само является собственником спорных жилых помещений, а, соответственно, является стороной в соответствующих договорах с обслуживающими организациями. Как следствие, Общество приобретает коммунальные услуги, а затем фактически их перепродает нанимателям, путем включения соответствующих сумм в квитанции, подлежащие оплате.
В рассматриваемом случае, Общество, заявив льготу по НДС в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подтвердило ведение раздельного учета по следующим видам услуг: плата за пользование жилым помещением (плата за наем), уборку придомовой территории, отопление, горячую воду, холодную воду, канализацию, газ, электричество, что, согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ, является обязательным условием применения льготного налогообложения, освобождения от налогообложения.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.10 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 марта 2010 по делу N А56-4362/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ПРОТАС Н.И.
Судьи
ДМИТРИЕВА И.А.
ЗГУРСКАЯ М.Л.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)