Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение от 18.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009
по делу N А73-1870/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
Общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - ООО "Бруслит Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 28.01.2009 N 25/09-Ю о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 18.03.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Бруслит Сервис" предлагает состоявшиеся судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что принятые судебные акты не соответствуют законодательству Российской Федерации, так как основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора суд не должен был руководствоваться Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Указанные правила не являются обязательными для управляющей организации, так как не указаны в договоре по содержанию жилищного фонда и в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют для общества рекомендательный характер.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Бруслит Сервис" поддержал изложенные в жалобе доводы.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании представитель жилищной инспекции доводы ООО "Бруслит Сервис" отклонил и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении "правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений". В отношении многоквартирных домов эти правила содержатся в разделе II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пунктам 10, 11 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии со статьями 162 - 164 ЖК РФ и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) объем ответственности управляющих и подрядных организаций определяется объемом обязательств, установленных соответствующим договором, заключенным собственниками помещений с такими организациями.
Согласно пункту 2.1 договора управления многоквартирным домом от 28.08.2008 N 1/127у, заключенного между собственниками помещений многоквартирного дома и ООО "Бруслит Сервис", общество является управляющей организацией, оказывающей услуги по управлению домом N 8, расположенным в городе Хабаровске по ул. Станционной, в том числе выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Пунктом 3.1.2 указанного договора предусмотрено, что ООО "Бруслит Сервис" самостоятельно или с привлечением сторонних организаций обязано организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества в пределах фактически поступающих доходов.
Поскольку в рассматриваемом случае для выполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.1.2 договора, общество привлекло подрядную организацию, то объем ответственности управляющей организации определяется объемом обязательств подрядных организаций, установленных договором подряда. В данном случае это договор подряда от 01.10.2008 N 1 - 5, заключенный между ООО "Бруслит Сервис" (Заказчик) и ООО "Бруслит" (Подрядчик).
В соответствии с пунктами 2.1.2, 2.3.3 договора подряда Подрядчик обязан обеспечить содержание жилищного фонда в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Заказчик обязан регулярно осуществлять контроль за эксплуатацией переданного на обслуживание подрядчику жилищного фонда и придомовых территорий и оценивать качество и объем выполнения работ по настоящему договору.
В соответствии с пунктами 3.2.2., 3.2.5., 3.4.3., 3.4.5., 4.1.14., 4.1.15., 4.8.14., 5.2.22 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках, нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках. Лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям, помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее + 16 град. C. Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Не допускается захламление и загрязнение подвальных помещений. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Согласно постановлению Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края по делу об административном правонарушении N 25/09-Ю от 28.01.2009 на день обследования в доме N 8 по ул. Станционной в г. Хабаровске были выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов:
- - в подъезде N 4 вышеуказанного дома не работает подъездное отопление, радиаторы отопления холодные, температура воздуха в подъезде на момент проверки составила + 6 ° C;
- - подвальное помещение под четвертым подъездом захламлено техническим и бытовым мусором;
- - отсутствует дверь входа в подвальное помещение, вместо двери установлена решетка, которая не закрывается на запоры;
- - трубопроводы системы отопления, проходящие через подвальное помещение, не изолированы.
Из изложенного следует, что субъектом правонарушения в рассматриваемом случае является ООО "Бруслит Сервис", поскольку по договору с собственниками помещений многоквартирного дома именно оно приняло на себя обязанности по управлению домом, организации выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
Установив, что общество, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт, а также надлежащее техническое обслуживание жилищного фонда, не приняло всех мер по надлежащей эксплуатации жилого дома в соответствии с действующими правилами, хотя имело реальную возможность для их соблюдения, суд обеих инстанций сделал правильный вывод о наличии вины ООО "Бруслит Сервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 18.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу N А73-1870/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2009 N Ф03-3696/2009 ПО ДЕЛУ N А73-1870/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2009 г. N Ф03-3696/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение от 18.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009
по делу N А73-1870/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
Общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - ООО "Бруслит Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 28.01.2009 N 25/09-Ю о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 18.03.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Бруслит Сервис" предлагает состоявшиеся судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что принятые судебные акты не соответствуют законодательству Российской Федерации, так как основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора суд не должен был руководствоваться Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Указанные правила не являются обязательными для управляющей организации, так как не указаны в договоре по содержанию жилищного фонда и в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют для общества рекомендательный характер.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Бруслит Сервис" поддержал изложенные в жалобе доводы.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании представитель жилищной инспекции доводы ООО "Бруслит Сервис" отклонил и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении "правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений". В отношении многоквартирных домов эти правила содержатся в разделе II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пунктам 10, 11 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии со статьями 162 - 164 ЖК РФ и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) объем ответственности управляющих и подрядных организаций определяется объемом обязательств, установленных соответствующим договором, заключенным собственниками помещений с такими организациями.
Согласно пункту 2.1 договора управления многоквартирным домом от 28.08.2008 N 1/127у, заключенного между собственниками помещений многоквартирного дома и ООО "Бруслит Сервис", общество является управляющей организацией, оказывающей услуги по управлению домом N 8, расположенным в городе Хабаровске по ул. Станционной, в том числе выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Пунктом 3.1.2 указанного договора предусмотрено, что ООО "Бруслит Сервис" самостоятельно или с привлечением сторонних организаций обязано организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества в пределах фактически поступающих доходов.
Поскольку в рассматриваемом случае для выполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.1.2 договора, общество привлекло подрядную организацию, то объем ответственности управляющей организации определяется объемом обязательств подрядных организаций, установленных договором подряда. В данном случае это договор подряда от 01.10.2008 N 1 - 5, заключенный между ООО "Бруслит Сервис" (Заказчик) и ООО "Бруслит" (Подрядчик).
В соответствии с пунктами 2.1.2, 2.3.3 договора подряда Подрядчик обязан обеспечить содержание жилищного фонда в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Заказчик обязан регулярно осуществлять контроль за эксплуатацией переданного на обслуживание подрядчику жилищного фонда и придомовых территорий и оценивать качество и объем выполнения работ по настоящему договору.
В соответствии с пунктами 3.2.2., 3.2.5., 3.4.3., 3.4.5., 4.1.14., 4.1.15., 4.8.14., 5.2.22 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках, нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках. Лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям, помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее + 16 град. C. Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Не допускается захламление и загрязнение подвальных помещений. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Согласно постановлению Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края по делу об административном правонарушении N 25/09-Ю от 28.01.2009 на день обследования в доме N 8 по ул. Станционной в г. Хабаровске были выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов:
- - в подъезде N 4 вышеуказанного дома не работает подъездное отопление, радиаторы отопления холодные, температура воздуха в подъезде на момент проверки составила + 6 ° C;
- - подвальное помещение под четвертым подъездом захламлено техническим и бытовым мусором;
- - отсутствует дверь входа в подвальное помещение, вместо двери установлена решетка, которая не закрывается на запоры;
- - трубопроводы системы отопления, проходящие через подвальное помещение, не изолированы.
Из изложенного следует, что субъектом правонарушения в рассматриваемом случае является ООО "Бруслит Сервис", поскольку по договору с собственниками помещений многоквартирного дома именно оно приняло на себя обязанности по управлению домом, организации выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
Установив, что общество, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт, а также надлежащее техническое обслуживание жилищного фонда, не приняло всех мер по надлежащей эксплуатации жилого дома в соответствии с действующими правилами, хотя имело реальную возможность для их соблюдения, суд обеих инстанций сделал правильный вывод о наличии вины ООО "Бруслит Сервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 18.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу N А73-1870/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)