Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.08.2002 N А56-13940/02

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 27 августа 2002 года Дело N А56-13940/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П., при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лебедевой Н.В. (доверенность от 03.01.02), от товарищества собственников жилья "Новая Земля" Ющенко Е.С. (председатель), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.02 по делу N А56-13940/02 (судья Левченко Ю.П.),
УСТАНОВИЛ:

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с товарищества собственников жилья "Новая Земля" (далее - ТСЖ "Новая Земля") 10000 рублей штрафа на основании пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 17.06.02 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе фонд, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 17.06.02 и принять новое решение.
В судебном заседании представитель фонда поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней мотивам, а представитель ТСЖ "Новая Земля" просил оставить решение суда в силе, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, истцом принято решение от 29.03.02 N 131/П о привлечении ТСЖ "Новая Земля" к ответственности на основании пункта 2 статьи 116 НК РФ в виде 10000 рублей штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в фонде, установленного статьей 83 НК РФ.
Согласно статье 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Из статьи 19 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" также следует, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены в число налогов. Следовательно, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налогами.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое кодексом установлена ответственность. Поскольку кодексом налоговая ответственность за правонарушения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусмотрена, у фонда не было правовых оснований для квалификации действий ТСЖ "Новая Земля" по норме НК РФ.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации, поскольку это следует из статьи 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001.
Федеральным законом Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщика в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Согласно статье 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ в случае уклонения страхователя от регистрации страховые взносы взыскиваются за весь период уклонения страхователя от регистрации с начислением пеней в размере 0,5% от суммы взносов. Иной вид ответственности за уклонение или нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве законодательством не предусмотрен.
Таким образом, обязанность плательщика страховых взносов встать на учет в органе Фонда социального страхования Российской Федерации не установлена положениями статьи 83 НК РФ, а следовательно, нет и оснований для его привлечения к налоговой ответственности.
Статья 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" в данном случае не подлежит применению. На момент вынесения фондом решения о привлечении предпринимателя к ответственности в 2001 году норма, предусматривающая санкцию за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в фонде, прекратила свое действие в связи с истечением финансового года. Доводы фонда о том, что положения Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" действуют не один год, а сохраняют свое значение и в последующие годы, несостоятельны. Они противоречат истинному смыслу и содержанию названного выше закона, направленного на регулирование правоотношений по формированию бюджета фонда социального страхования Российской Федерации в конкретно определенный финансовый год. Сопоставление содержания законов о бюджетах фонда социального страхования, а также сравнение текстов этих законов в их хронологической последовательности позволяют сделать вывод, что в законе о бюджете на очередной год повторяются лишь те положения закона о бюджете предыдущего года, которые законодатель счел необходимым сохранить в качестве регулирующих норм. Правовые акты, принимаемые на определенный срок, и действуют в течение конкретно определенного срока, за исключением случаев, на которые прямо указано в соответствующем правовом источнике.
При таких обстоятельствах следует признать, что судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, доводы кассационной жалобы несостоятельны и оснований для удовлетворения жалобы нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.02 по делу N А56-13940/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)