Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шварц Н.Г.
судей Булкиной А.Н., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарбазовой О.Ф.
при участии:
- от истца, ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района": Суевалова А.С. - по доверенности N 108 от 14.10.2008 г.;
- от ответчика, ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" - не явились,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 августа 2008 года по делу N А60-13802/2008,
принятое судьей Г.И.Казаковой
по иску ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
к ОАО "Екатеринбургэнергосбыт"
о признании договора энергоснабжения недействительным в части,
ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - ЗАО "УК "РЭМП") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" о признании недействительным договора энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. в части включения в него мест общего пользования по домам, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, на основании статей 166-168, 180 Гражданского кодекса РФ.
Заявлением (л.д. 152-153) истец изменил предмет иска и просит арбитражный суд признать недействительным договор энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. в части включения в Протокол-соглашение о договорных величинах потребления электроэнергии и Приложение N 2 к договору мест общего пользования по домам, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, на основании статей 166-168, 180 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2008 г. в удовлетворении иска отказано (л.д. 168-172).
Истец, ЗАО "УК "РЭМП", с решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2008 г. не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить. В судебном заседании апелляционного арбитражного суда просит иск удовлетворить, признать договор недействительным в части. Считает, что судом нарушены нормы материального права не учтено, что по смыслу п. 89 Правил функционирования розничных рынков в период реформирования электроэнергетики, истец не является исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" для жителей домов, оборудованных индивидуальными и коллективными приборами учета. Указывает, что судом первой инстанции не применены нормы, подлежащие применению, а именно - п. 2 ст. 539 ГК РФ и пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ответчик, ОАО "Екатеринбургэнергосбыт", против удовлетворения апелляционной жалобы возражают по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, указав, что истец исполнитель коммунальных услуг приобретает электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей граждан и объемах электроэнергии израсходованной на места общего пользования многоквартирного дома, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Считает, что решение арбитражного суда от 18.08.2008 г. принято в соответствии с положениями п. 2 ст. 539 ГК РФ, пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электроэнергию на розничном (потребительском) рынке. Указывает, что на основании индивидуальных приборов жильцы оплачивают энергопотребление внутри квартир, а истец не представил доказательства того, что жильцы платят за электропотребление местами общего пользования напрямую ресурсоснабжающей организации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" (правопредшественник ОАО "Екатеринбургэнергосбыт"), (Гарантирующий поставщик), и ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (Абонент) заключен договор энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. сроком действия с 01.01.2007 г. на один год с последующим его продлением на следующий год на тех же условиях (п. 8.1 договора) (л.д. 25-36).
Согласно пунктам 1; 3.1.1; 6.1 договора Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также обеспечить ее передачу и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, отпускать электроэнергию Абоненту в соответствии с договорными величинами и установленным режимом потребления электрической энергии и мощности, определенными Приложением N 2 и протоколом о договорных величинах. Абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги на условиях договора и производить расчеты на основании главы 7 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии". Объем потребления электроэнергии определяется на основании показаний коммерческих приборов учета, перечисленных в Приложении N 2.
В обоснование исковых требований и апелляционной жалобы истец сослался на то, что договор энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. противоречит действующему законодательству в части включения в объемы электроэнергии, поставляемые по указанному договору, электроэнергии на освещение мест общего пользования в домах и на работу лифтов, усматривая в этом случае нарушения статьи 249 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ.
Доводы истца исследованы апелляционным арбитражным судом и отклоняются по следующим основаниям.
Согласно Свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 66 N 004052161 (л.д. 17) ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", зарегистрировано 09.07.2004 г.
Из статей 3, 4 Устава ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", следует, что общество создано в целях эффективного управления муниципальной собственностью, в том числе жилищным фондом и объектами внешнего благоустройства, бесперебойного и качественного жилищно-коммунального обслуживания населения и потребителей.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, (далее - "Правил... N 307"), исполнитель коммунальной услуги - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. По смыслу п. 3, подп. "а"-"г" п. 49 "Правил... N 307" под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и, одновременно, отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исключение составляют случаи оказания коммунальных услуг при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме и при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Истец как управляющая компания, в соответствии с уставной деятельностью, в целях предоставления населению и потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключил договор энергоснабжения муниципального жилого фонда, находящихся в его ведении объектов, перечисленных в Приложении N 2 к договору N 15890 от 15.12.2006 г.
Доводы истца о том, что он не является исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" для жителей домов, оборудованных индивидуальными и коллективными приборами учета, основаны на неправильном толковании законодательства и нормативных актов регулирующих договор энергоснабжения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ не связывает факт наличия у абонента энергопринимающего устройства, только на праве собственности. Абонентом может выступать и иное лицо, принявшее в эксплуатацию инженерные сети, электрооборудование многоквартирного дома, на иных законных основаниях (пункт 49 "Правил... N 307").
Частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа 6 "Энергоснабжение" применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно части 4 статьи 37 ФЗ "Об электроэнергетике" от 21.02.2003 г. N 122-ФЗ, отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
При определении перечня нормативных правовых актов, которым должны соответствовать договоры о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемые между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения граждан коммунальными услугами, следует принимать во внимание, что требования, которым должны соответствовать такие договоры, могут содержаться в федеральных законах и иных правовых актах (ст. 3, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса).
Нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования к договорам, заключаемым между управляющими организациями и ресурсоснабжающей организацией на поставку электрической энергии на розничном рынке, в том числе для потребителя - "население", являются "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.09.2006 г. N 530 (далее - "Правила... N 530").
Согласно пункту 89 "Правил... N 530", исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
На основании изложенного следует признать, что в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на места общего пользования и объемы использования электрической энергии на общедомовые нужды.
Данный вывод подтверждается также положениями пункта 108 "Правил... N 530" устанавливающего, что исполнитель коммунальной услуги производит оплату электроэнергии в объемах электрической энергии (мощности) определяемых в соответствии с пунктом 89 "Правил... N 530".
Правила предоставления коммунальных услуг приняты Правительством Российской Федерации на основании п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг).
Из пункта 1 "Правил... N 307" следует, что применение настоящих Правил к договорам между исполнителями и ресурсоснабжающими организациями возможно для регулирования непосредственно отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, а также в случаях, предусмотренных указанными Правилами.
В силу пункта 22 "Правил... N 307" собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Ссылки заявителя на то, что в каждой квартире многоквартирного жилого дома установлены электросчетчики, открыты лицевые счета, и граждане-потребители таким образом напрямую заключили договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией, арбитражный апелляционный суд отклоняет. Истец в порядке, установленном статьей 65 АПК РФ, не доказал, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, перечисленных в приложении N 2 к договору N 15890 от 15.12.2006 г., выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом непосредственное управление собственниками помещений.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы, что договор купли-продажи электрической энергии N 15890 от 15.12.2006 г. между ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" и ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" противоречит условиям пункта 89 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии" и статей 421, 422, 539 Гражданского кодекса РФ, и в силу требований статьи 168 Гражданского кодекса РФ, является недействительной, ничтожной сделкой в части включения в Протокол-соглашение о договорных величинах потребления электроэнергии и Приложение N 2 к договору мест общего пользования по домам, оборудованным индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным договора энергоснабжения в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ является правильным, основанным на материалах и обстоятельствах дела.
Исходя из вышеизложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2008 г. по делу N А60-13802/2008 является законным и обоснованным, изменению либо отмене, по основания установленным ст. 270 АПК РФ, не подлежит.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 августа 2008 года по делу N А60-13802/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2008 N 17АП-7669/2008-ГК ПО ДЕЛУ N А60-13802/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 г. N 17АП-7669/2008-ГК
Дело N А60-13802/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года.Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шварц Н.Г.
судей Булкиной А.Н., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарбазовой О.Ф.
при участии:
- от истца, ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района": Суевалова А.С. - по доверенности N 108 от 14.10.2008 г.;
- от ответчика, ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" - не явились,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 августа 2008 года по делу N А60-13802/2008,
принятое судьей Г.И.Казаковой
по иску ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
к ОАО "Екатеринбургэнергосбыт"
о признании договора энергоснабжения недействительным в части,
установил:
ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - ЗАО "УК "РЭМП") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" о признании недействительным договора энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. в части включения в него мест общего пользования по домам, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, на основании статей 166-168, 180 Гражданского кодекса РФ.
Заявлением (л.д. 152-153) истец изменил предмет иска и просит арбитражный суд признать недействительным договор энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. в части включения в Протокол-соглашение о договорных величинах потребления электроэнергии и Приложение N 2 к договору мест общего пользования по домам, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, на основании статей 166-168, 180 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2008 г. в удовлетворении иска отказано (л.д. 168-172).
Истец, ЗАО "УК "РЭМП", с решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2008 г. не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить. В судебном заседании апелляционного арбитражного суда просит иск удовлетворить, признать договор недействительным в части. Считает, что судом нарушены нормы материального права не учтено, что по смыслу п. 89 Правил функционирования розничных рынков в период реформирования электроэнергетики, истец не является исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" для жителей домов, оборудованных индивидуальными и коллективными приборами учета. Указывает, что судом первой инстанции не применены нормы, подлежащие применению, а именно - п. 2 ст. 539 ГК РФ и пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ответчик, ОАО "Екатеринбургэнергосбыт", против удовлетворения апелляционной жалобы возражают по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, указав, что истец исполнитель коммунальных услуг приобретает электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей граждан и объемах электроэнергии израсходованной на места общего пользования многоквартирного дома, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Считает, что решение арбитражного суда от 18.08.2008 г. принято в соответствии с положениями п. 2 ст. 539 ГК РФ, пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электроэнергию на розничном (потребительском) рынке. Указывает, что на основании индивидуальных приборов жильцы оплачивают энергопотребление внутри квартир, а истец не представил доказательства того, что жильцы платят за электропотребление местами общего пользования напрямую ресурсоснабжающей организации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" (правопредшественник ОАО "Екатеринбургэнергосбыт"), (Гарантирующий поставщик), и ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (Абонент) заключен договор энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. сроком действия с 01.01.2007 г. на один год с последующим его продлением на следующий год на тех же условиях (п. 8.1 договора) (л.д. 25-36).
Согласно пунктам 1; 3.1.1; 6.1 договора Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также обеспечить ее передачу и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, отпускать электроэнергию Абоненту в соответствии с договорными величинами и установленным режимом потребления электрической энергии и мощности, определенными Приложением N 2 и протоколом о договорных величинах. Абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги на условиях договора и производить расчеты на основании главы 7 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии". Объем потребления электроэнергии определяется на основании показаний коммерческих приборов учета, перечисленных в Приложении N 2.
В обоснование исковых требований и апелляционной жалобы истец сослался на то, что договор энергоснабжения N 15890 от 15.12.2006 г. противоречит действующему законодательству в части включения в объемы электроэнергии, поставляемые по указанному договору, электроэнергии на освещение мест общего пользования в домах и на работу лифтов, усматривая в этом случае нарушения статьи 249 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ.
Доводы истца исследованы апелляционным арбитражным судом и отклоняются по следующим основаниям.
Согласно Свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 66 N 004052161 (л.д. 17) ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", зарегистрировано 09.07.2004 г.
Из статей 3, 4 Устава ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", следует, что общество создано в целях эффективного управления муниципальной собственностью, в том числе жилищным фондом и объектами внешнего благоустройства, бесперебойного и качественного жилищно-коммунального обслуживания населения и потребителей.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, (далее - "Правил... N 307"), исполнитель коммунальной услуги - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. По смыслу п. 3, подп. "а"-"г" п. 49 "Правил... N 307" под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и, одновременно, отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исключение составляют случаи оказания коммунальных услуг при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме и при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Истец как управляющая компания, в соответствии с уставной деятельностью, в целях предоставления населению и потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключил договор энергоснабжения муниципального жилого фонда, находящихся в его ведении объектов, перечисленных в Приложении N 2 к договору N 15890 от 15.12.2006 г.
Доводы истца о том, что он не является исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" для жителей домов, оборудованных индивидуальными и коллективными приборами учета, основаны на неправильном толковании законодательства и нормативных актов регулирующих договор энергоснабжения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ не связывает факт наличия у абонента энергопринимающего устройства, только на праве собственности. Абонентом может выступать и иное лицо, принявшее в эксплуатацию инженерные сети, электрооборудование многоквартирного дома, на иных законных основаниях (пункт 49 "Правил... N 307").
Частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа 6 "Энергоснабжение" применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно части 4 статьи 37 ФЗ "Об электроэнергетике" от 21.02.2003 г. N 122-ФЗ, отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
При определении перечня нормативных правовых актов, которым должны соответствовать договоры о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемые между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения граждан коммунальными услугами, следует принимать во внимание, что требования, которым должны соответствовать такие договоры, могут содержаться в федеральных законах и иных правовых актах (ст. 3, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса).
Нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования к договорам, заключаемым между управляющими организациями и ресурсоснабжающей организацией на поставку электрической энергии на розничном рынке, в том числе для потребителя - "население", являются "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.09.2006 г. N 530 (далее - "Правила... N 530").
Согласно пункту 89 "Правил... N 530", исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
На основании изложенного следует признать, что в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на места общего пользования и объемы использования электрической энергии на общедомовые нужды.
Данный вывод подтверждается также положениями пункта 108 "Правил... N 530" устанавливающего, что исполнитель коммунальной услуги производит оплату электроэнергии в объемах электрической энергии (мощности) определяемых в соответствии с пунктом 89 "Правил... N 530".
Правила предоставления коммунальных услуг приняты Правительством Российской Федерации на основании п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг).
Из пункта 1 "Правил... N 307" следует, что применение настоящих Правил к договорам между исполнителями и ресурсоснабжающими организациями возможно для регулирования непосредственно отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, а также в случаях, предусмотренных указанными Правилами.
В силу пункта 22 "Правил... N 307" собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Ссылки заявителя на то, что в каждой квартире многоквартирного жилого дома установлены электросчетчики, открыты лицевые счета, и граждане-потребители таким образом напрямую заключили договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией, арбитражный апелляционный суд отклоняет. Истец в порядке, установленном статьей 65 АПК РФ, не доказал, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, перечисленных в приложении N 2 к договору N 15890 от 15.12.2006 г., выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом непосредственное управление собственниками помещений.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы, что договор купли-продажи электрической энергии N 15890 от 15.12.2006 г. между ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" и ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" противоречит условиям пункта 89 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии" и статей 421, 422, 539 Гражданского кодекса РФ, и в силу требований статьи 168 Гражданского кодекса РФ, является недействительной, ничтожной сделкой в части включения в Протокол-соглашение о договорных величинах потребления электроэнергии и Приложение N 2 к договору мест общего пользования по домам, оборудованным индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным договора энергоснабжения в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ является правильным, основанным на материалах и обстоятельствах дела.
Исходя из вышеизложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2008 г. по делу N А60-13802/2008 является законным и обоснованным, изменению либо отмене, по основания установленным ст. 270 АПК РФ, не подлежит.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 августа 2008 года по делу N А60-13802/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.Г.ШВАРЦ
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
А.Н.БУЛКИНА
Н.Г.ШВАРЦ
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
А.Н.БУЛКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)