Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 12.03.2003 N Ф03-А73/03-1/283

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 12 марта 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/283


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерства финансов Хабаровского края на решение от 30.10.2002, постановление от 24.12.2002 по делу N А73-996/2001-27/43 (АИ-1/1167) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, ЖСК N 64, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска о взыскании 13448 рублей 23 копеек.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице его подразделения Хабаровские тепловые сети обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска в лице его финансового департамента, Администрации Железнодорожного района г. Хабаровска, жилищно-строительному кооперативу N 64 (далее - ЖСК N 64) о взыскании 13448,23 руб. неполученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и субсидий по оплате тепловой энергии и горячей воды.
Решением суда от 09.04.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2001, иск удовлетворен в полном объеме за счет ЖСК N 64.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.09.2001 решение от 09.04.2001 и постановление от 28.06.2001 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением суда от 30.10.2002, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2002, с Минфина Хабаровского края взыскано 10188,63 руб., с Минфина РФ взыскано 3242,32 руб. убытков в пользу истца.
Удовлетворяя иск за счет Минфина Хабаровского края, суд установил его вину в невыделении бюджетных средств органу местного самоуправления на компенсацию спорных льгот и субсидий, которые в составе трансфертов были ему доведены из федерального бюджета.
Возлагая частично ответственность на Минфин РФ, суд указал на отсутствие по его вине в бюджете РФ средств на компенсацию льгот сотрудникам милиции, подразделения которых финансируются из федерального бюджета.
Правильность решения от 30.10.2002 и постановления от 24.12.2002 проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлениям Минфина РФ и Минфина Хабаровского края, где ставится вопрос об их изменении в соответствующей части.
По мнению обоих заявителей, их вины в невыделении бюджетных средств на предоставление льгот и субсидий, установленных федеральным и краевым законодательством, не имелось, поэтому иск удовлетворен ошибочно.
Истец и ЖСК доводы жалоб отклонили по мотивам, изложенным в своих отзывах.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит обжалованные судебные акты частично необоснованными.
Согласно исковому заявлению, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в период с 01.01.1999 по 01.12.2000 при оплате потребленной тепловой энергии и горячей воды отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды, сотрудники милиции), проживающих в доме ЖСК N 64 по ул. Саратовской г. Хабаровска, учитывало льготы и субсидии, предоставленные действующим законодательством.
Ввиду невозмещения выпадающих доходов на сумму 13853,23 руб., истец предъявил свои требования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом было установлено, что расходы истцом производились категориям льготников, установленных законами РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О милиции".
Решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, в силу пункта "ж" статьи 72 Конституции РФ, пункта 1 статьи 85 БК РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъекта РФ определяется Правительством РФ, а совместно финансируемых из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований - исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" ветеранам предоставлена скидка по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджетов РФ независимо от вида жилого фонда. Согласно постановлениям главы Администрации Хабаровского края N 239 от 17.06.1999 и N 150 от 03.05.2000 источниками возмещения расходов от предоставления льгот ветеранам указаны бюджеты муниципальных образований, которые не могут нести ответственность за неисполнение решений государственных органов власти в случае необеспечения финансовыми средствами (статья 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
В нарушение статей 60, 86, 130 БК РФ бюджет края не предусматривал выделение средств бюджету г. Хабаровска на компенсацию льгот ветеранам, тогда как ФЗ "О федеральных бюджетах на 1999 и 2000 годы" (приложение NN 22 и 23) средства на реализацию Закона "О ветеранах" из Фонда финансовой поддержки РФ выделялись в достаточных размерах.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 инвалиды всех категорий имеют право на получение скидок при оплате коммунальных услуг, расходы по которым возмещаются в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Данный порядок предусмотрен постановлением главы Администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000, где указывается, что спорные расходы должны возмещаться за счет средств бюджета муниципального образования. Этими средствами Хабаровский край нижестоящий бюджет в рассматриваемый период не обеспечил.
Как следует из материалов дела, Финансовым департаментом г. Хабаровска также не были получены из краевого бюджета средства на компенсацию льгот пострадавшим от политических репрессий, предоставленных Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994.
В связи с невыполнением Хабаровским краем в лице его министерства финансов своих государственных полномочий по совместному финансированию расходов на обеспечение социальной защиты населения, установленных названными выше законами, суд правомерно удовлетворил иск за счет казны Хабаровского края на основании статьи 16 ГК РФ в размере 9228 руб.
В отношении взыскания с ответчиков выпадающих доходов от предоставления льгот сотрудникам милиции на сумму 4202 руб. (в том числе 960 руб. за счет Минфина Хабаровского края и 3242 руб. за счет Минфина РФ) судебные акты нельзя признать обоснованными, согласно пункту 1 статьи 288 АПК РФ.
Исходя из статьи 30 Закона РФ "О милиции" 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг, предоставляемая сотрудникам милиции и проживающим членам их семей, компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Суд не указал и из материалов дела не видно, на основании каких документов было установлено, что один из четырех сотрудников проходит службу в подразделении, финансируемом из краевого бюджета, а остальные - из федерального.
Накопительная ведомость и справка ЖСК N 64 таких сведений не содержат, тогда как данное обстоятельство оспаривается Минфином РФ.
При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты в части: взыскания с Минфина Хабаровского края 960,21 руб. убытков и с Минфина РФ 3242,32 руб. убытков подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда для устранения указанного нарушения.
В остальной части решение и постановление изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.10.2002 и постановление от 24.12.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-996/2001-27/43 (АИ-1/1167) в части взыскания в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" со счета Министерства финансов РФ 3242,32 руб. убытков и со счета Министерства финансов Хабаровского края 960,21 руб. убытков отменить, дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение от 30.10.2002 и постановление от 24.12.2002 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)