Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2011 ПО ДЕЛУ N А72-2456/2011

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2011 г. по делу N А72-2456/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представитель Общества с ограниченной ответственностью "Экопроект" - не явился, извещен,
представителя Открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" - Стучилиной С.А. (доверенность от 27.09.2010),
представитель Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Ишеевское городское поселение" - не явился, извещен,
представитель Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Хисаметдинов" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.10.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экопроект"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2011 по делу N А72-2456/2011 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению ООО "Экопроект" (ОГРН 1077325007726, ИНН 7325071695), г. Ульяновск,
к Открытому акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488), г. Ульяновск,
третьи лица: Муниципальное учреждение Администрации муниципального образования "Ишеевское городское поселение", Ульяновская область, р.п. Ишеевка, Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Хисаметдинов", Ульяновская область, п.г.т. Ишеевка,
о признании незаконными действий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Экопроект" (далее - ООО "Экопроект") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, к Открытому акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" (далее - ОАО "РЖД") о признании действий по списанию денежных средств с расчетного счета ООО "Экопроект" N 40702810065000000746 на основании инкассовых поручений от 04.04.2011 N 6336 незаконными (т. 1, л.д. 3 - 6).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2011 по делу N А72-2456/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 4, л.д. 5 - 10).
В апелляционной жалобе ООО "Экопроект" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 4, л.д. 3 - 4, 18).
ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее, в судебном заседании представитель просил решение суда от 24.06.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО "Экопроект", Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Ишеевское городское поселение", Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Хисаметдинов", которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Экопроект" является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Гимова, 33, 33, ул. Кирова 1, 2, 6, 8, 18, ул. Новокомбинатовская, 1, ул. Ульянова, 9.
Согласно "Областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ульяновской области в 2010", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 22.07.2010 N 242-П, вышеуказанные дома вошли в программу на 2010 год по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов на территории Ульяновской области.
Как усматривается из материалов дела, 25.08.2010 между ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (Банк) и ООО "Экопроект" (Клиент) заключен договор банковского счета N 10.393. (т. 1, л.д. 68). Согласно п. 1.1 указанного договора банк открывает клиенту расчетный счет в валюте РФ N 40702810065000000746 и осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиента в соответствии с действующим законодательством.
07.09.2010 стороны заключили дополнительное соглашение к договору банковского счета N 10.393. (т. 1, л.д. 2 - 73).
04.04.2011 г. ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" списал без распоряжения ООО "Экопроект" денежные средства в размере 114 119,43 руб. в пользу ООО "Агрофирма "Хисаметдинов" по исполнительному листу АС 001939892 по делу А72-9014/2010.
ООО "Экопроект" настаивает на удовлетворении заявленных требований. Данный счет был открыт в целях получения финансовой поддержки на проведение капитального ремонта. Расчетный счет предназначен исключительно для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов. Расчетный счет N 40702810065000000746 является бюджетным, на который перечисляются целевые денежные средства в соответствии с ФЗ РФ N 185-ФЗ и постановлением Правительства Ульяновской области от 22.07.2010 N 242-П. Денежные средства, находящиеся на указанном расчетном счете не являются собственностью ООО "Экопроект".
Представитель ответчика заявленные требования не признает. Банковский счет N 40702810065000000746 является расчетным. Действия по списанию денежных средств произведены согласно Инструкции ЦБ РФ от 10.04.2006 N 285-П.
Как видно из материалов дела, представитель ООО "Агрофирмы "Хисаметдинов" в судебных заседаниях суда первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований.
В ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что настоящий Федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Ст. 2 указанного закона установлено, что предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном ч. 3 настоящей статьи, в местные бюджеты (ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Порядок предоставления средств бюджета из Фонда на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов установлен ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
Товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов.
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы либо выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 и 11 настоящей ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном Кодексе РФ.
В данном случае ООО "Экопроект" является коммерческой организацией, но не является получателем бюджетных средств в понятии, установленном Бюджетным Кодексом РФ.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что расчетный счет N 40702810065000000746 не является бюджетным. Как видно из материалов дела, доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены. Суд считает, что на данный расчетный счет распространяются общие правила осуществления безналичных расчетов.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" списал 04.04.2011 без распоряжения ООО "Экопроект" денежные средства в размере 114 119,43 руб. в пользу ООО "Агрофирма "Хисаметдинов" по исполнительному листу АС 001939892, выданному Арбитражным судом Ульяновской области по делу А72-9014/2010.
Согласно ст. 845 Гражданского Кодекса РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Ст. 854 Гражданского Кодекса РФ установлено, что без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
В пункте 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" разъяснено, что в соответствии со ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета без распоряжения клиента допускается, в частности, в случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ "Об исполнительном производстве", взыскатель вправе направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета должника.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предъявление взыскателем исполнительного листа непосредственно в банк для взыскания является установленным законом основанием для списания банком денежных средств со счета клиента без согласия последнего.
Согласно п. 1.3 "Положения о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями", утвержденного Банком России 10.04.2006 N 285-П (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2006 N 7785), взыскатель представляет в банк подлинник исполнительного документа и заявление.
При приеме документов банк проверяет наличие в заявлении сведений, предусмотренных настоящим Положением; соответствие данных, указанных взыскателем в заявлении, исполнительному документу; соответствие реквизитов исполнительного документа установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, и соблюдение сроков его предъявления (п. 1.3 указанного Положения).
При наличии в банке нескольких открытых банковских счетов должника взыскание осуществляется со всех банковских счетов, в объеме содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, с учетом ограничений по распоряжению денежными средствами, находящимися на данных банковских счетах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.5 указанного Положения).
Согласно п. 3.1.2 дополнительного соглашения N 1 от 07.09.2010 к договору N 10.933 банковского счета от 25.08.2010 банк имеет право списывать без распоряжения клиента (в бесспорном и безакцептном порядке) денежные средства, находящиеся на его счете, по решению суда, а так же в случаях установленных законом.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный, по мнению суда апелляционной инстанции, вывод о том, что банком правомерно списаны денежные средства. У банка отсутствовали основания для непринятия заявления с исполнительным листом. Материалами дела подтверждается, что на других расчетных счетах, открытых в ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", у ООО "Экопроект" на 04.04.2011 денежные средства отсутствовали.
Суд первой инстанции правомерно указал в решении, что заявитель обязан был принять меры к недопущению списания денежных средств с расчетного счета, на который перечислены целевые денежные средства, так как именно на управляющей компании лежит ответственность за расходованием денежных средств из бюджета, предназначенных на долевое финансирование проведения капитального ремонта.
При таких обстоятельствах дела, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 24.06.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2011 по делу N А72-2456/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экопроект" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Экопроект" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 31.08.2011 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)