Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от истца: Богмы Н.С., доверенность от 29.12.2008,
от ответчика: Буняка В.И., протокол собрания учредителей от 23.11.2009 N 1,
от третьего лица: Богмы Н.С., доверенность от 02.06.2009 N 306
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009,
принятое судьями Самуйловым С.В., Губиной Л.В., Великоредчаниным О.Б.,
по делу N А29-3870/2009
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство"
о взыскании 23 369 965 рублей 65 копеек
и
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания" (далее - ООО "ВКТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "СЖКХ", управляющая организация) о взыскании 23 369 965 рублей 65 копеек задолженности за услуги по передаче тепловой энергии по договору теплоснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "ТГК-9", третье лицо).
Решением суда от 03.08.2009 заявленный иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования истцу отказано.
ООО "ВКТ" не согласилось с постановлением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Второго арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Коми.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил подлежащие применению статьи 153, 154, 420, 421, пункт 1 статьи 424, пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, приказ Службы Республики Коми по тарифам от 06.11.2007 N 53/5 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми". По мнению ООО "ВКТ", к отношениям в рамках заключенного между ООО "СЖКХ", ОАО "ТГК-9" и ООО "ВКТ" договора теплоснабжения положения жилищного законодательства не применяются. В тариф на тепловую энергию, установленный для ОАО "ТГК-9", не включена стоимость услуг, оказываемых транспортирующей организацией. Факт заключения агентского договора от 01.01.2008 N 453/0191/2008 между ОАО "ТГК-9" и ООО "СЖКХ" не освобождает ответчика от исполнения обязанности по оплате услуг транспортирующей организации, в силу условий договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766.
Представитель ООО "ВКТ" в судебном заседании поддержал доводы, подробно изложенные в кассационной жалобе.
ООО "СЖКХ" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
ОАО "ТГК-9" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, приведенные истцом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 17.12.2009 до 14 часов 18.12.2009.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТГК-9" (энергоснабжающая организация), ООО "ВТК" (транспортирующая организация) и ООО "СЖКХ" (абонент) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию и теплоноситель через сети транспортирующей организации. Поставка осуществлялась для оказания коммунальных услуг гражданам. Транспортирующая организация обязалась по собственным тепловым сетям оказывать услуги по передаче (транспортировке) тепловой энергии и теплоносителя. Абонент обязался оплачивать энергоснабжающей организации фактически принятый им объем (количество) тепловой энергии и теплоносителя, а транспортирующей организации - услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя в порядке, сроке и размере, предусмотренных в разделе 8 договора.
В пункте 8.3 договора стороны согласовали, что фактический объем потребленной абонентом теплоэнергии и теплоносителя и объем услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя определяются в соответствии с разделом 4 договора и отражаются в актах приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя и оказания услуг по их передаче.
При отсутствии у абонента узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя расчет количества тепловой энергии, подлежащей оплате абонентом, производится энергоснабжающей организацией в соответствии с разделом V "Правил учета и отпуска тепловой энергии" ПР 34-70-010-85 (подпункт "в" пункта 4.1 договора).
Согласно пункту 8.3 договора фактическая цена услуг транспортирующей организации по передаче тепловой энергии и теплоносителя определяется как произведение фактического объема тепловой энергии и теплоносителя, поданного по договору, и тарифа на передачу данных энергоресурсов.
Из пунктов 8.1 и 8.9 договора следует, что в течение месяца, следующего за расчетным периодом, абонент обязан произвести оплату за тепловую энергию, теплоноситель и услугу по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
В пункте 8.11 договора стороны также предусмотрели в дополнение к актам, указанным в пункте 8.3, подписание трехстороннего акта приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя за предыдущий период. Здесь же стороны установили, что при непоступлении от абонента подписанного им акта в течение пяти календарных дней со дня его получения от ОАО "ТГК-9", акт считается принятым абонентом.
На основании пункта 9.5 договора ООО "СЖКХ" и ОАО "ТГК-9" обязались впоследствии заключить агентский договор, в силу которого последнее брало бы на себя права и обязанности по сбору коммунальных платежей от имени ООО "СЖКХ" и расчету за него за услуги по теплоснабжению и передаче тепловой энергии.
ОАО "ТГК-9" выполняла функции по сбору платежей с населения и расчетам за энергопоставку на основании агентских договоров с каждой из сторон от 01.12.2007 и 01.01.2008.
В период с июня по декабрь 2008 года транспортирующая организация оказала абоненту услуги по передаче тепловой энергии.
Для оплаты услуг транспортирующая организация предъявила абоненту к оплате счета-фактуры от 30.06.2008 N 71766/3775, от 31.08.2008 N 71766/4860, от 30.09.2008 N 71766/5552, от 31.10.2008 N 71766/6312, от 30.11.2008 N 71766/7096, от 31.12.2008 N 71766/7913 на общую сумму 23 369 965 рублей 65 копеек.
Неоплата данных счетов ответчиком послужила основанием для обращения ООО "ВКТ" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 308, статьей 309 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленное ООО "ВКТ" исковое требование. При этом суд исходил из того, что истец доказал факт оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и их объем. Расчет, представленный ООО "ВКТ", соответствует условиям договора. ООО "СЖКХ" не представило доказательств оплаты оказанных истцом услуг.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 8, 420, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, пунктом 3 части 1 статьи 161, статьями 154, 155, частями 1 и 2 статьи 157, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 8 и 57 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, приказом Службы Республики Коми по тарифам от 06.11.2007 N 53/5 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми", отменил решение суда первой инстанции и отказал ООО "ВКТ" в удовлетворении искового требования. При этом суд апелляционной инстанции указал, что поставка коммунального ресурса исполнителю осуществляется в рамках двусторонних отношений с ресурсоснабжающей организацией. Приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным для граждан. Объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед контрагентами не может превышать суммарный объем обязательств конечных потребителей услуг (граждан). Истцом не представлен расчет потребления тепловой энергии и теплоносителя, составленный на основании нормативов и тарифов, установленных для граждан, поэтому сумма иска необоснованна.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае абонентом по договору энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766 является ООО "СЖКХ", являющееся управляющей организацией многоквартирных жилых домов, которая в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязалась предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таких домах и пользующимся помещениями в этих домах лицам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что конечным потребителем услуг в данном случае является население и что при решении настоящего спора необходимо использовать положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307. Данный вывод подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (пункт 17 Правил N 307).
Тариф на тепловую энергию для собственников жилищного фонда в городе Воркуте и уполномоченных ими организаций, приобретающих коммунальные ресурсы для последующей реализации населению (для отопления жилищного фонда), установлен приказом Службы Республики Коми по тарифам от 06.11.2007 N 53/5 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми". В приложении N 4 к данному приказу указано, что тариф определен по сумме двух слагаемых: стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифу установленному для граждан.
Вместе с тем сделав вывод о том, что у управляющей организации в данном случае отсутствовали обязательства перед транспортирующей организацией по оплате оказанных услуг, суд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 7.1.3 договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766 абонент принял на себя обязательства по оплате фактически принятого им объема (количества) тепловой энергии и теплоносителя, а также услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
Заключение ООО "СЖКХ" агентского договора от 01.01.2008 N 453/0191/2008 с ОАО "ТГК-9" не снимает с ответчика обязанность по оплате услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по договору энергоснабжения.
Суд апелляционной инстанции не исследовал вопросы о том, включалась ли фактически стоимость услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в тариф на тепловую энергию и теплоноситель при предъявлении стоимости оказанных услуг населению, выполнило ли ООО "СЖКХ" обязательства по договору энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766 по оплате данных услуг.
Суд счел, что истец располагает исчерпывающей и достоверной информацией для представления расчета потребления тепловой энергии и теплоносителя, составленного на основании нормативов и тарифа, установленных для граждан, однако не запросил у истца данный расчет.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции признал сумму иска необоснованной в связи с непредставлением истцом расчета задолженности, составленного с учетом требований жилищного законодательства, однако не предоставил истцу возможность представить такой расчет, не запросил его.
В зависимости от результатов исследования данных вопросов, оценки представленных расчетов, контррасчетов ответчика, его возражений и представленных в дело доказательств, суд должен был решить вопрос о наличии либо отсутствии у ООО "СЖКХ" задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии по договору энергоснабжения.
Без выяснения указанных обстоятельств постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по настоящему делу не может быть признано законным, поэтому данный судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки и принять соответствующее постановление.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А29-3870/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2009 ПО ДЕЛУ N А29-3870/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2009 г. по делу N А29-3870/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от истца: Богмы Н.С., доверенность от 29.12.2008,
от ответчика: Буняка В.И., протокол собрания учредителей от 23.11.2009 N 1,
от третьего лица: Богмы Н.С., доверенность от 02.06.2009 N 306
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009,
принятое судьями Самуйловым С.В., Губиной Л.В., Великоредчаниным О.Б.,
по делу N А29-3870/2009
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство"
о взыскании 23 369 965 рублей 65 копеек
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания" (далее - ООО "ВКТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "СЖКХ", управляющая организация) о взыскании 23 369 965 рублей 65 копеек задолженности за услуги по передаче тепловой энергии по договору теплоснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "ТГК-9", третье лицо).
Решением суда от 03.08.2009 заявленный иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования истцу отказано.
ООО "ВКТ" не согласилось с постановлением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Второго арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Коми.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил подлежащие применению статьи 153, 154, 420, 421, пункт 1 статьи 424, пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, приказ Службы Республики Коми по тарифам от 06.11.2007 N 53/5 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми". По мнению ООО "ВКТ", к отношениям в рамках заключенного между ООО "СЖКХ", ОАО "ТГК-9" и ООО "ВКТ" договора теплоснабжения положения жилищного законодательства не применяются. В тариф на тепловую энергию, установленный для ОАО "ТГК-9", не включена стоимость услуг, оказываемых транспортирующей организацией. Факт заключения агентского договора от 01.01.2008 N 453/0191/2008 между ОАО "ТГК-9" и ООО "СЖКХ" не освобождает ответчика от исполнения обязанности по оплате услуг транспортирующей организации, в силу условий договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766.
Представитель ООО "ВКТ" в судебном заседании поддержал доводы, подробно изложенные в кассационной жалобе.
ООО "СЖКХ" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
ОАО "ТГК-9" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, приведенные истцом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 17.12.2009 до 14 часов 18.12.2009.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТГК-9" (энергоснабжающая организация), ООО "ВТК" (транспортирующая организация) и ООО "СЖКХ" (абонент) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию и теплоноситель через сети транспортирующей организации. Поставка осуществлялась для оказания коммунальных услуг гражданам. Транспортирующая организация обязалась по собственным тепловым сетям оказывать услуги по передаче (транспортировке) тепловой энергии и теплоносителя. Абонент обязался оплачивать энергоснабжающей организации фактически принятый им объем (количество) тепловой энергии и теплоносителя, а транспортирующей организации - услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя в порядке, сроке и размере, предусмотренных в разделе 8 договора.
В пункте 8.3 договора стороны согласовали, что фактический объем потребленной абонентом теплоэнергии и теплоносителя и объем услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя определяются в соответствии с разделом 4 договора и отражаются в актах приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя и оказания услуг по их передаче.
При отсутствии у абонента узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя расчет количества тепловой энергии, подлежащей оплате абонентом, производится энергоснабжающей организацией в соответствии с разделом V "Правил учета и отпуска тепловой энергии" ПР 34-70-010-85 (подпункт "в" пункта 4.1 договора).
Согласно пункту 8.3 договора фактическая цена услуг транспортирующей организации по передаче тепловой энергии и теплоносителя определяется как произведение фактического объема тепловой энергии и теплоносителя, поданного по договору, и тарифа на передачу данных энергоресурсов.
Из пунктов 8.1 и 8.9 договора следует, что в течение месяца, следующего за расчетным периодом, абонент обязан произвести оплату за тепловую энергию, теплоноситель и услугу по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
В пункте 8.11 договора стороны также предусмотрели в дополнение к актам, указанным в пункте 8.3, подписание трехстороннего акта приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя за предыдущий период. Здесь же стороны установили, что при непоступлении от абонента подписанного им акта в течение пяти календарных дней со дня его получения от ОАО "ТГК-9", акт считается принятым абонентом.
На основании пункта 9.5 договора ООО "СЖКХ" и ОАО "ТГК-9" обязались впоследствии заключить агентский договор, в силу которого последнее брало бы на себя права и обязанности по сбору коммунальных платежей от имени ООО "СЖКХ" и расчету за него за услуги по теплоснабжению и передаче тепловой энергии.
ОАО "ТГК-9" выполняла функции по сбору платежей с населения и расчетам за энергопоставку на основании агентских договоров с каждой из сторон от 01.12.2007 и 01.01.2008.
В период с июня по декабрь 2008 года транспортирующая организация оказала абоненту услуги по передаче тепловой энергии.
Для оплаты услуг транспортирующая организация предъявила абоненту к оплате счета-фактуры от 30.06.2008 N 71766/3775, от 31.08.2008 N 71766/4860, от 30.09.2008 N 71766/5552, от 31.10.2008 N 71766/6312, от 30.11.2008 N 71766/7096, от 31.12.2008 N 71766/7913 на общую сумму 23 369 965 рублей 65 копеек.
Неоплата данных счетов ответчиком послужила основанием для обращения ООО "ВКТ" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 308, статьей 309 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленное ООО "ВКТ" исковое требование. При этом суд исходил из того, что истец доказал факт оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и их объем. Расчет, представленный ООО "ВКТ", соответствует условиям договора. ООО "СЖКХ" не представило доказательств оплаты оказанных истцом услуг.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 8, 420, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, пунктом 3 части 1 статьи 161, статьями 154, 155, частями 1 и 2 статьи 157, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 8 и 57 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, приказом Службы Республики Коми по тарифам от 06.11.2007 N 53/5 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми", отменил решение суда первой инстанции и отказал ООО "ВКТ" в удовлетворении искового требования. При этом суд апелляционной инстанции указал, что поставка коммунального ресурса исполнителю осуществляется в рамках двусторонних отношений с ресурсоснабжающей организацией. Приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным для граждан. Объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед контрагентами не может превышать суммарный объем обязательств конечных потребителей услуг (граждан). Истцом не представлен расчет потребления тепловой энергии и теплоносителя, составленный на основании нормативов и тарифов, установленных для граждан, поэтому сумма иска необоснованна.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае абонентом по договору энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766 является ООО "СЖКХ", являющееся управляющей организацией многоквартирных жилых домов, которая в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязалась предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таких домах и пользующимся помещениями в этих домах лицам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что конечным потребителем услуг в данном случае является население и что при решении настоящего спора необходимо использовать положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307. Данный вывод подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (пункт 17 Правил N 307).
Тариф на тепловую энергию для собственников жилищного фонда в городе Воркуте и уполномоченных ими организаций, приобретающих коммунальные ресурсы для последующей реализации населению (для отопления жилищного фонда), установлен приказом Службы Республики Коми по тарифам от 06.11.2007 N 53/5 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми". В приложении N 4 к данному приказу указано, что тариф определен по сумме двух слагаемых: стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифу установленному для граждан.
Вместе с тем сделав вывод о том, что у управляющей организации в данном случае отсутствовали обязательства перед транспортирующей организацией по оплате оказанных услуг, суд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 7.1.3 договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766 абонент принял на себя обязательства по оплате фактически принятого им объема (количества) тепловой энергии и теплоносителя, а также услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
Заключение ООО "СЖКХ" агентского договора от 01.01.2008 N 453/0191/2008 с ОАО "ТГК-9" не снимает с ответчика обязанность по оплате услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по договору энергоснабжения.
Суд апелляционной инстанции не исследовал вопросы о том, включалась ли фактически стоимость услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в тариф на тепловую энергию и теплоноситель при предъявлении стоимости оказанных услуг населению, выполнило ли ООО "СЖКХ" обязательства по договору энергоснабжения от 01.01.2008 N 71766 по оплате данных услуг.
Суд счел, что истец располагает исчерпывающей и достоверной информацией для представления расчета потребления тепловой энергии и теплоносителя, составленного на основании нормативов и тарифа, установленных для граждан, однако не запросил у истца данный расчет.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции признал сумму иска необоснованной в связи с непредставлением истцом расчета задолженности, составленного с учетом требований жилищного законодательства, однако не предоставил истцу возможность представить такой расчет, не запросил его.
В зависимости от результатов исследования данных вопросов, оценки представленных расчетов, контррасчетов ответчика, его возражений и представленных в дело доказательств, суд должен был решить вопрос о наличии либо отсутствии у ООО "СЖКХ" задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии по договору энергоснабжения.
Без выяснения указанных обстоятельств постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по настоящему делу не может быть признано законным, поэтому данный судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки и принять соответствующее постановление.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А29-3870/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П.МАСЛОВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.П.МАСЛОВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)