Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2012 ПО ДЕЛУ N А57-10077/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2012 г. по делу N А57-10077/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Антоновой О.И., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушнаренко Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" - Сударкина О.Ф. доверенность N 24 от 14.02.2012 г.
от общества с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙТ" - Бачарина Ю.А. доверенность N 692 от 28.11.2011 г.
в отсутствие иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2011 года по делу N А57-10077/2011, (судья И.В. Мещерякова)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙТ"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСервис"
третье лицо: открытое акционерное общество "Саратовэнерго"
о взыскании 78774 руб. 24 коп.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙТ" (истец, ООО "ЭЛТРЕЙТ") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (ответчик, ООО "ЖилСервис"), третье лицо: открытое акционерное общество "Саратовэнерго" (ОАО "Саратовэнерго") о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии на основании актов N 0011 и N 0012 от 28.04.2011 г. в сумме 22 370, 91 руб.
Определением от 28.10.2011 г. суд в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ принял увеличение суммы иска до 78 774, 24 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2011 года с Общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙТ" взысканы стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в размере 78 774, 24 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
С Общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1150 руб. 96 коп.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЖилСервис" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель полагает, что при расчете размера исковых требований, истец незаконно не применил тариф, установленный за пользование электрической энергией для категории "население".
По мнению заявителя, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для установления факта бездоговорного потребления электроэнергии, а также для признания за ответчиком обязанности осуществлять поставку коммунальных услуг и производить их оплату.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭЛТРЕЙТ" является территориальной сетевой организацией, входящей в реестр энергоснабжающих организаций Саратовской области, регистрационный номер 32.1.078, что подтверждается Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, N 11/1 от 20.07.2007 г.
Согласно договору аренды муниципального имущества N 090050 от 03.11.2009 г., ООО "ЭЛТРЕЙТ" владеет на праве аренды электрическими сетями в пос. Клены, Вольского района, Саратовской области.
Посредством арендуемых электросетей истец передает электрическую энергию в жилые дома пос. Клены, Вольского района, в том числе в дома N 12 и N 14 по ул. Хальзова, которые находятся в управлении ООО "ЖилСервис".
28.04.2011 г. представителями Вольского отделения территориальной сетевой компании ООО "ЭЛТРЕЙТ" была проведена проверка электросетевого хозяйства управляющей компании ООО "ЖилСервис".
В ходе проверки был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии в жилых многоквартирных домах N 12 и N 14 по ул. Хальзова пос. Клены Вольского района Саратовской области.
По результатам проверки были составлены акты о неучтенном потреблении электроэнергии N 0011 и N 0012 от 28.04.2011 г., подписанные представителями Вольского отделения ООО "ЭЛТРЕЙТ", представителем ресурсоснабжающей организации ОАО "Саратовэнерго" и представителем ООО "ЖилСервис".
По акту N 0011 от 28.04.2011 г. объем бездоговорного потребления электрической энергии составил 4698,0 кВт/ч, по акту N 0012 от 28.04.2011 г. объем бездоговорного потребления составил 5113,80 кВт/ч.
На оплату электрической энергии истец выставил ответчику счет N 105 от 06.05.2011 г. на сумму 49 684,35 руб.
Однако, ответчик стоимость бездоговорного потребления электрической энергии не оплатил.
11.05.2011 г. истец направил в адрес ответчика претензию N 206 от 06.05.2011 г. с требованием оплатить задолженность в размере 49 684,35 руб.
Письмом N 136 от 17.05.2011 г. ответчик вернул выставленный счет, сославшись на то, что акты о бездоговорном потреблении электроэнергии N 0011 и N 0012 от 28.04.2011 г. подписаны неуполномоченным представителем ООО "ЖилСервис" Голобоковой Т.А., не состоящей в трудовых отношениях с управляющей организацией.
Поскольку ответчик стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в размере 49 684,35 руб. не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец увеличил сумму иска до 78 774, 24 руб. в связи с ошибками в расчете стоимости бездоговорного потребления электроэнергии по актам N 0011 и N 0012 от 28.04.2011 г.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 307), юридические лица или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, являются исполнителями коммунальных услуг. Исполнителем может быть в том числе и управляющая организация.
Из пунктов 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) закреплено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего многоквартирного дома включает в себя освещение помещений общего пользования.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение (содержание и ремонт) и коммунальные услуги.
Отсутствие письменного договора не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить стоимость электроэнергии потребленной объектами жилого фонда, управление которым оно осуществляет.
Потребителями электроэнергии являются граждане, однако абонентом по договору энергоснабжения является Ответчик, имеющий статус исполнителя коммунальных услуг.
Получение Ответчиком статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функцией по подаче в жилые помещения коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Правилами N 530 предусмотрено, что реализация электрической энергии на розничном рынке производится на основании договоров, заключаемых субъектами розничного рынка (энергоснабжение, купля-продажа, поставка, оказание услуг по передаче электрической энергии и др.).
Согласно пункту 152 Правил N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
При определении количества электрической энергии, потребленной ответчиком, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 156 Правил N 530 стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Порядок определения количества электроэнергии, подлежащей оплате при бездоговорном потреблении, установлен пунктом 155 Правил N 530.
Согласно п. 156 Основных положений N 530, стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается по нерегулируемой цене, учитывающей стоимость электрической энергии (мощности) исходя из коэффициента оплаты мощности, соответствующего диапазону числа часов использования мощности, предусматривающему наименьшее число часов использования мощности.
Согласно перерасчету истца, стоимость бездоговорного потребления электроэнергии по акту N 0011 от 28.04.2011 г. составила 37 717, 99 руб., по акту N 0012 от 28.04.2011 г. 41 056, 25 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при определении объема потребления электрической энергии суточная норма использования электрической энергии присоединенных энергопринимающих устройств первоначально учитывалась из расчета 12 часов, тогда как следовало определять из расчета 24 часа использования электрической энергии, согласно п. 155 Правил N 530, из которого следует, что объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется, исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств, а, следовательно, признал перерасчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии за один квартал (3 месяца), произведенным в рамках установленного максимального периода (3 года), не нарушающим права ответчика, а, соответственно, обоснованным.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что объем бездоговорного потребления электрической энергии в рассматриваемом случае должен был определяться, исходя из установленной мощности энергопринимающих устройств.
Суд первой инстанции, вынося обжалуемый судебный акт, не учел, что в силу пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, ООО "ЖилСервис" является исполнителем коммунальных услуг, а ООО "ЭЛТРЕЙТ" - ресурсоснабжающей организацией.
В целях оказания населению коммунальных услуг ООО "ЖилСервис" приобретает у ООО "ЭЛТРЕЙТ" электрическую энергию для электроснабжения обслуживаемого ответчиком многоквартирного жилого дома.
Таким образом, коммунальный ресурс приобретался управляющей организацией не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Действовавшая в спорном периоде редакция названной нормы предусматривала, что норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг N 307.
Согласно пункту 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Аналогичная позиция выражена ВАС РФ в Определении от 25.07.2011 N ВАС-9493/11.
Из изложенного следует, что в силу действующего законодательства, а также с учетом статуса абонента (исполнитель коммунальных услуг), расчет объема энергопотребления, использованный истцом не применим к спорным правоотношениям.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 11.10.2011 N 5514/11, действующее законодательство предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Несмотря на соответствующее разъяснение судом апелляционной инстанции истцу права на предоставление расчета потребленного ответчиком энергоресурса с учетом установленных законодательными органами Саратовской области нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области, истец от предоставления соответствующего расчета отказался.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2011 года по делу N А57-10077/2011 отменить. В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙТ" в доход федерального бюджета Российской Федерации 1150, 97 рублей государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭЛТРЕЙТ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение 2 месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Б.ШАЛКИН

Судьи
О.И.АНТОНОВА
Ф.И.ТИМАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)