Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2001 N 3031

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 февраля 2001 года Дело N 3031

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от Тверской областной общественной организации инвалидов военной службы "Патриот" председателя правления Рыбина И.С., а также Туркова О.Н. (доверенность от 09.02.2001 N 3) и Крайтмана А.Н. (доверенность от 09.02.2001 N 2), от Госналогинспекции по Заволжскому району города Твери Кондратьева В.В. (доверенность от 09.01.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Заволжскому району города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2000 по делу N 3031 (судьи Орлова В.А., Бажан О.М., Белов О.В.),
УСТАНОВИЛ:

Тверская областная общественная организация инвалидов военной службы "Патриот", являющаяся региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов "Глас" (далее - ТООО ИВС "Патриот", Организация), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Заволжскому району города Твери (далее - налоговая инспекция) от 30.06.2000 N 52.
Обосновывая заявленные требования, истец ссылался на правомерное применение им льготы по налогу на прибыль в 1998 - 1999 годах, по налогам на добавленную стоимость, на имущество, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на нужды образовательных учреждений в 1997 - 1999 годах, по сбору на содержание милиции, благоустройство города и другие цели в 1997 - 1998 годах, а также по транспортному налогу в 1997 году, что оспаривается налоговым органом.
До принятия судом решения ТООО ИВС "Патриот" заявила ходатайство об уменьшении размера исковых требований. Ходатайство удовлетворено судом на основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 13.09.2000 уточненные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив законность оспариваемого налоговым органом решения суда, кассационная инстанция установила следующее.
Налоговая инспекция в апреле - мае 2000 года провела выездную налоговую проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах ТООО ИВС "Патриот" за период с 01.01.97 по 31.12.99.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе необоснованное, по мнению налогового органа, использование ответчиком льгот по федеральным и местным налогам, что повлекло недоплату налогов.
Тверская областная общественная организация инвалидов военной службы "Патриот" - региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Глас" - использовала льготы по уплате налогов как общественная организация инвалидов, однако, по мнению налогового органа, отраженному в акте проверки и решении о привлечении истца к налоговой ответственности, по своей структуре и характеру деятельности она не подпадает под статус некоммерческой общественной организации инвалидов, основанной на членстве, поскольку в проверенном периоде среднесписочная численность граждан, работающих в Организации на условиях найма, постоянно значительно превышала численность членов Организации, а видами деятельности, которыми занимался истец, являлись: выполнение строительно-монтажных работ по строительству жилых домов, производство трикотажной продукции, оптовая и розничная торговля продуктами питания, оказание медицинских и юридических услуг. На основании изложенного налоговая инспекция признала неправомерным применение истцом льгот по налогам.
Иных оснований неправомерного применения истцом льгот налоговая инспекция не выдвигала.
Решением от 30.06.2000 N 52 ТООО ИВС "Патриот" привлечена к налоговой ответственности, ей доначислены налоги, по которым истец применял льготы, и начислены пени.
Считая вывод налоговой инспекции о неправомерном применении Организацией льгот по налогам незаконным, истец оспорил ее решение от 30.06.2000 N 52 в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на то, что в соответствии с учредительными документами истец является общественной организацией инвалидов, наличие у истца иного статуса налоговая инспекция не доказала, в связи с чем суд подтвердил правомерность применения ТООО ИВС "Патриот" льгот по налогам.
Кассационная инстанция считает решение суда основанным на материалах дела и соответствующим нормам действующего законодательства.
Как следует из статьи 33 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общества. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Законом N 82-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица могут быть учредителями общественного объединения (статья 6), в том числе в такой организационно-правовой форме, как общественная организация (статья 7). Общественной организацией является основанное на членстве объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Тверская областная общественная организация инвалидов военной службы "Патриот" - региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Глас" - зарегистрирована Управлением юстиции Тверской области 27.01.97 в порядке, установленном Федеральным законом "Об общественных организациях", как общественное объединение - организация инвалидов.
В соответствии со статьей 30 упомянутого закона общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.
Источниками формирования имущества общественного объединения служат вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом; добровольные взносы и пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом мероприятий; доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовые сделки; внешнеэкономическая деятельность общественного объединения; другие не запрещенные законом поступления (статья 36 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Как следует из статьи 37 этого же закона, общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
При этом предпринимательская деятельность может осуществляться как самими общественными объединениями, так и через созданные ими хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации.
Согласно той же статье закона запрещено перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений: они должны использоваться только для достижения уставных целей.
Уставом ТООО ИВС "Патриот" (л.д. 4 - 11) предусмотрено осуществление различных видов деятельности, в том числе предпринимательской, в интересах инвалидов и использование полученных доходов на решение уставных целей и задач.
Поскольку общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, являются формой социальной защиты инвалидов, в статье 34 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государством гарантировано предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным организациям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных организаций инвалидов. Здесь же указано, что решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня.
Согласно абзацу второму пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль общественных организаций инвалидов не подлежит налогообложению.
Статьей 5 (подпунктом "ф" пункта 1) Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость товаров, работ и услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов.
В соответствии с пунктом "и" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" этим налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов.
Законом Тверской области от 26.06.97 N 73 "Об утверждении ставок дорожных налогов и предоставлении налоговых льгот" для общественных организаций инвалидов установлена ставка в пониженном размере - 1,25%.
Решениями Тверской городской Думы от 23.03.97 N 30, от 25.02.98 N 27 "О системе льгот по уплате налогов и сборов на территории города Твери" предусмотрено освобождение общественных организаций инвалидов от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; сбора на нужды образовательных учреждений; целевого сбора на содержание милиции, благоустройство города и другие цели.
Поскольку ТООО ИВС "Патриот" зарегистрирована как общественная организация - объединение инвалидов и доказательства признания ее государственной регистрации недействительной в материалах дела нет, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для лишения истца льгот по налогам, предоставленных общественным организациям инвалидов.
Вышеперечисленными законодательными и нормативными актами о налогах общественным объединениям инвалидов не запрещено привлекать наемных работников для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Нет в названных актах и норм, содержащих условие о неприменении льгот теми общественными объединениями инвалидов, которые для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг привлекают наемных работников.
Предоставление льгот общественным организациям инвалидов следует отличать от предоставления различного вида льгот иным предприятиям, организациям, учреждениям, имеющим то или иное отношение к инвалидам (например, подпункт "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" или абзац третий пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций").
Налоговая инспекция не представила и доказательств нарушения ТООО ИВС "Патриот" требования статьи 37 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которой доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что жалоба налоговой инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2000 по делу N 3031 оставить без изменения, а кассационную жалобу Госналогинспекции по Заволжскому району города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ШЕВЧЕНКО А.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)