Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2010 ПО ДЕЛУ N А75-10816/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2010 г. по делу N А75-10816/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.
судей Литвинцевой Л.Р., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бобковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1013/2010) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.12.2009 по делу N А75-10816/2009 (судья Рожнова Л.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Городские тепловые сети" о разрешении разногласий по договору,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" - не явились;
- от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - Лещева М.А., доверенность N 8060 от 23.11.2009; Акулинина А.А., доверенность N 2864 от 19.03.2010; Арефьева Е.Ю., доверенность N 8061 от 23.11.2009;

- установил:

Общество ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" (далее - ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Городские тепловые сети" (далее - СГМУП "Городские тепловые сети") о разрешении разногласий по договору N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 и принятии условий преамбулы к договору и пунктов 1.1, 2.2.2, 2.5, 2.9, 4.2.8, 4.2.9, 5.2, 5.3, 6.2, 6.2.2, 6.4, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 8.5, 9.1 (приложение N 1), 9.2 (приложение N 2) договора в редакции истца.
Решением от 18.12.2009 по делу N А75-10816/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял спорные пункты условий преамбулы к договору и пункты 1.1, 2.2.2, 2.5, 2.9 (с заменой слов "не желании" словом "уклонении"), 4.2.8, 4.2.9, 5.2, 5.3, 6.2, 6.2.2, 6.4, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 8.5, 9.1 (приложение N 1), 9.2 (приложение N 2) договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 между ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" и СГМУП "Городские тепловые сети" в следующей редакции: условия преамбулы к договору, пункты 1.1, 2.2.2, 2.5, 4.2.8, 6.2, 6.2.2, 6.4, 9.1 (приложение N 1 к договору) - в редакции ответчика; пункты 8.5, 9.2 (приложение N 2 к договору) - в редакции истца; второе предложение пункта 5.3, пункт 6.7 суд исключил из договора. Пункт 4.2.9 в редакции ответчика суд дополнил словами "в течение одного часа". В пунктах 5.2 и 5.3 договора в редакции ответчика суд определил порядок оплаты тепловой энергии за фактическое потребление тепловой энергии - до 15 числа месяца, следующего за расчетным, пункт 5.2 договора после цифры 3-х суд дополнил словом "рабочих" (дней). В удовлетворении иска о дополнении договора пунктами 6.8, 6.9, 6.10 суд первой инстанции отказал.
ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" не соглашается с решением суда первой инстанции в части принятия условий преамбулы договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009, пунктов 1.1, 2.5, 2.9, 4.2.8, 6.2, 6.2.2, 6.8, 6.9, 6.10, 9.1 (приложение N 1 к договору) в редакции ответчика.
ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района", считая, что решение в указанной части принято судом при неправильном применении норм материального права, просит судебный акт в данной части отменить и вынести решение о принятии перечисленных условий договора в редакции истца. Кроме того, по тексту апелляционной жалобы истец оспаривает принятие пункта 6.4 договора в редакции ответчика.
СГМУП "Городские тепловые сети" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а жалобу истца без удовлетворения в части принятия условий преамбулы, пунктов 1.1, 2.2.2, 2.5, 2.9, 4.2.8, 6.2, 6.2.2 договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009; по пункту 9.1 договора удовлетворить требования истца частично в части изменения тарифа на тепловую энергию с "491,00" на тариф "952,56".
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие неявившегося участника процесса.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда только в обжалуемой части не заявили.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, а также выслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, при заключении договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 между ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" (управляющей организацией) и СГМУП "Городские тепловые сети" (энергоснабжающей организацией) возникли разногласия по условиям договора.
Возникшие разногласия были частично урегулированы сторонами (протокол разногласий от 02.09.2009, протокол согласования разногласий от 18.09.2009).
Однако согласия по содержанию преамбулы к договору, а также пунктов 1.1, 2.2.2, 2.5, 2.9, 4.2.8 (подпункт "б"), 4.2.9, 5.2, 5.3, 6.2, 6.2.2, 6.4, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 8.5, 9.1, 9.2 договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 стороны не достигли.
В соответствии со статьей 445 ГК РФ разногласия, возникшие при заключении договора, были переданы на рассмотрение суда. Условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, подлежат определению в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, апелляционной жалобы и отзыва на нее, решением суда первой инстанции по настоящему делу урегулированы разногласия сторон по пунктам 2.2.2, 4.2.9, 5.2, 5.3, 6.7, 8.5, 9.2 договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009. Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" обжалует решение суда первой инстанции в части принятия условий преамбулы договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009, пунктов 1.1, 2.5, 2.9, 4.2.8 (подпункт "б"), 6.2, 6.2.2, 6.8, 6.9, 6.10, 9.1 (приложение N 1 к договору) в редакции ответчика. В апелляционной жалобе истец также приводит возражения относительно принятия пункта 6.4 договора в редакции ответчика.
При оценке доводов апелляционной жалобы истца суд апелляционной инстанции с учетом возражений ответчика принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно тексту договора N 850 от 01.09.2009 энергоснабжающей организацией (СГМУП "Городские тепловые сети") предложена следующая редакция второй части преамбулы договора: "...ООО "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" в лице ее директора Ульбекова Рафаиля Алиевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Управляющая организация", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем".
Кроме того, энергоснабжающей организацией предложена следующая редакция пункта 1.1 договора: "Предметом настоящего договора является приобретение Управляющей организацией за плату у Энергоснабжающей организации на границе эксплуатационной ответственности сторон тепловой энергии и горячей воды надлежащего качества с целью бесперебойного предоставления коммунальных услуг через присоединенные внутридомовые сети собственникам и нанимателям помещений (далее - потребитель), расположенных в многоквартирных домах, в отношении которых Управляющая организация осуществляет функции управления (далее -объекты)".
В протоколе разногласий от 02.09.2009 ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" предложило дополнить преамбулу после слов: "в лице директора Ульбекова Рафаиля Алиевича, действующего на основании Устава" фразой: "и договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов".
В пункте 1.1 договора ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" предложило после слов "Управляющей организацией" вставить слова "от имени и за счет потребителей", слова "собственникам и нанимателям" заменить словом "владельцам".
Правомерность принятия преамбулы договора в предложенной редакции истец обосновал тем, что согласно частям 1, 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязуется по заданию собственников помещений в многоквартирном доме оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, ремонту общедомового имущества, предоставлять коммунальные услуги в соответствии с договором управления многоквартирным домом; согласно пункту 3.1.4 договоров управления многоквартирным домом, заключенных управляющей организацией с собственниками помещений многоквартирных домов (объектов по договору), управляющая организация для предоставления коммунальных услуг заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений многоквартирного дома. По мнению истца, договор управления многоквартирным домом содержит элементы агентского договора, позволяющего истцу выступать во взаимоотношениях с ответчиком от имени и по поручению собственников помещений.
Приводя доводы относительно предложенной редакции пункта 1.1 договора, истец дополнительно указал, что приобретение управляющей организацией коммунального ресурса у энергоснабжающей организации производится в полном объеме за счет денежных средств, поступивших от потребителей. Управляющая организация оказывает коммунальные услуги не только собственникам и нанимателям помещений, но и членам их семей, другим гражданам, проживающим в жилых помещениях, а также юридическим лицам - собственникам, арендаторам и пользователям нежилых помещений. Зарегистрированные по месту жительства либо по месту пребывания в жилых помещениях граждане, арендаторы и пользователи помещений являются законными владельцами этих помещений.
Ответчик, возражая против включения в преамбулу договора указанных истцом слов, ссылается на то, что между сторонами заключается договор энергоснабжения в соответствии со статьей 539 ГК РФ, регулирующий отношения двух юридических лиц, полномочия которых изложены в уставах; договор управления многоквартирным домом не является агентским договором, поэтому мотивы, которыми истец руководствуется при предъявлении требования о дополнении преамбулы договора, являются ошибочными. Ответчик настаивает на принятии пункта 1.1 договора в своей редакции, мотивируя тем, что истец является самостоятельным хозяйствующим субъектом, в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, не предусмотрено, что управляющие организации при заключении договоров энергоснабжения действуют от имени и за счет собственников жилых помещений. Договор энергоснабжения не является агентским договором, и правовых оснований для включения в рассматриваемый пункт договора слов "от имени и за счет потребителей" не имеется, а разногласий по поводу замены слов "собственникам и нанимателям" на слово "владельцам" у сторон не было.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что деятельность ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" как управляющей организации регламентирована нормами ЖК РФ.
В статье 162 ЖК РФ прямо установлено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, дополнительного указания в преамбуле договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 на то, что управляющая организация действует на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов, не требуется.
Управляющая организация при заключении договора с ресурсоснабжающей организацией действует в интересах собственников помещений многоквартирного дома. Однако данное обстоятельство не позволяет квалифицировать договор управления многоквартирным домом как агентский договор, на основании которого управляющая организация выступает как агент от имени и по поручению собственников помещений. Договор управления многоквартирным домом не отвечает признакам агентского договора, содержащимся в статье 1105 ГК РФ.
По своей правовой природе договор управления многоквартирным домом является договором возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.10.2008 N Ф04-6225/2008(13351-А46-45)).
Следовательно, доводы, приводимые истцом в обоснование требования о дополнении пункта 1.1. договора словами "от имени и за счет потребителей" нельзя признать состоятельными, а данное требование обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, в силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Согласно статье 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" как юридическое лицо, приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги, (как управляющая организация) в соответствии с пунктом 3 указанных Правил является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 названных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями (лицами, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Применение положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам к отношениям, в которых участвуют управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги и ресурсоснабжающая организация, соответствует изменившейся судебной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2010 N ВАС-17471/09, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2009 N 2807/09, Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2009 по делу N А82-16270/2008-45, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2008 по делу N А56-2298/2007 и т.д.).
Нормы ЖК РФ и Правила оказания коммунальных услуг гражданам определяют лиц, с которыми управляющая организация вступает в отношения, связанные с управлением многоквартирным домом и предоставлением коммунальных услуг. При этом термин "владелец помещения" в ЖК РФ и Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не используется.
В связи с этим правовые основания для замены в пункте 1.1 договора N 850 от 01.09.2009 согласно протоколу разногласий к нему от 02.09.2009 слов "собственникам и нанимателям" (помещений) на слово "владельцам" (помещений) отсутствуют. Тем более, что понятия "собственники и наниматели" и "владельцы" по смысловой направленности идентичны.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции о принятии второй части преамбулы договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 и пункта 1.1 указанного договора в редакции ответчика правильным.
В соответствии с текстом договора N 850 от 01.09.2009 энергоснабжающей организацией предложена следующая редакция пункта 2.5 договора: "Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка приборов учета, о чем составляется повторный акт допуска прибора учета в эксплуатацию. При этом затраты по оформлению повторного акта допуска оплачиваются Управляющей организацией согласно утвержденной калькуляции".
В протоколе разногласий от 02.09.2009 ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" (управляющая организация) предложила исключить второе предложение пункта 2.5. договора. Истец в иске и апелляционной жалобе заявляет, что данным условием энергоснабжающая организация неправомерно вменяет в обязанность управляющей организации несение перед каждым отопительным сезоном ежегодных дополнительных расходов по составлению энергоснабжающей организацией повторного акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Однако, как правильно указано ответчиком в возражениях, процедура допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регламентирована разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 и зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954. Пунктами 7.1, 7.2 названных Правил предусмотрено осуществление представителем энергоснабжающей организации определенных работ по проверке приборов учета, готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации. Приборы учета находятся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей оргнанизации, энергоснабжающая организация оказывает техническую возмездную услугу по приемке узла учета в эксплуатацию, которая в соответствии со статьей 781 ГК РФ подлежит оплате. Факт оказания услуг подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. При этом в силу пункта 7.7 Правил проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном.
В апелляционной жалобе истец приводит доводы о включении спорных дополнительных расходов по допуску узлов учета в эксплуатацию (в частности, расходов на заработную плату контролеров, которые должны ежемесячно обследовать узлы учета тепловой энергии, расходов на проведение регламентных работ, в том числе на узле учета тепловой энергии, между отопительными периодами) в тариф на тепловую энергию.
Между тем, данные доводы истца не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно статье 1 названного Закона подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В статье 2 указанного Закона установлены следующие используемые в нем понятия:
- - организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- - цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
- - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (далее - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры);
- - тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса (далее также - тариф организации коммунального комплекса на подключение);
- - надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры (далее также - надбавка для потребителей);
- - надбавка к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к цене (тарифу) для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за производимые ею товары (оказываемые услуги) и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
- - тарифы и надбавки - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подлежащие регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса предусмотрен статьей 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 данного Закона установление тарифов и надбавок осуществляется на основании утвержденных Правительством Российской Федерации правил регулирования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1 части 4 указанной статьи Закона).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено Федеральным законом; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
По правилам статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей СГМУП "Городские тепловые сети" установлены с 01.01.2009 решением Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2008 N 193-Э.
Согласно пункту 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей. Данными нормативными актами также определены слагаемые регулируемого тарифа (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
Из вышеназванных нормативных правовых актов и материалов дела не следует, что затраты на приемку узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию подлежали включению и включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую СГМУП "Городские тепловые сети".
При изложенных обстоятельствах следует согласиться с доводами ответчика о том, что стоимость услуги по допуску в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии подлежит оплате дополнительно.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно принял пункт 2.5 договора N 850 от 01.09.2009 в редакции ответчика, предусматривающей оплату оказываемой услуги.
СГМУП "Городские тепловые сети" (энергоснабжающая организация) предложило следующую редакцию пункта 2.9 договора N 850 от 01.09.2009: "При непредоставлении данных в связи с увеличением теплопотребления по показаниям приборов учета либо нежелании вводить прибор в действие при выходе его из строя, а также при выявленном тепловой инспекцией несоответствии фактической и договорной нагрузок в сторону ее увеличения, Управляющая организация оплачивает Энергоснабжающей организации разницу между договорной и фактической величиной за расчетный период".
ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" (управляющая организация) в протоколе разногласий от 02.09.2009 просило исключить из данного пункта фразу "либо нежелании вводить прибор в действие при выходе его из строя", дополнить пункт после слов: "расчетный период" фразой: "если несоответствие между фактической и договорной нагрузкой в сторону ее уменьшения - Энергоснабжающая организация возмещает Управляющей организации такую разницу между договорной и фактической величиной нагрузок".
В суде первой инстанции представители ответчика посчитали возможным заменить в пункте 2.9 договора слово "нежелание" словом "уклонение" (в соответствующем падеже). При этом ответчик настаивал на своей редакции пункта 2.9 договора, указывая, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающей организацией осуществляются на основании показаний приборов учета, однако при этом возможна разница между существующей нагрузкой, указанной в договоре, и показаниями приборов учета тепловой энергии, следовательно, потребитель может уклоняться от введения прибора в эксплуатацию.
Суд первой инстанции принял пункт 2.9 в редакции ответчика с изменением согласно позиции ответчика слова "нежелание" на слово "уклонение".
Между тем, суд первой инстанции не учел, что к отношениям сторон следует применять Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктами 31, 32 указанных Правил предусмотрено, что при неисправности прибора учета последний подлежит ремонту или замене. Поэтому у ответчика (энергоснабжающей организации) отсутствуют основания для включения в текст пункта 2.9 договора фразы "нежелании вводить прибор в действие при выходе его из строя". Условия договора, заключаемого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы, в том числе при расхождении фактической и договорной нагрузок в расчетный период. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с редакцией пункта 2.9 договора, предложенной истцом.
Согласно тексту подпункта "б" пункта 4.2.8 договора N 850 от 01.09.2009 в редакции СГМУП "Городские тепловые сети" энергоснабжающая организация обязана ограничить или прекратить подачу тепловой энергии и горячей воды при неоплате управляющей организацией тепловой энергии и горячей воды по истечении второго периода платежа.
В пункте 6.2 договора в редакции энергоснабжающей организации указано, что пуск тепла в новом отопительном сезоне производится Энергоснабжающей организацией пообъектно на основании совместного акта готовности объектов Управляющей организации к приему теплоносителя и отсутствии дебиторской задолженности. Акт запуска объектов Управляющая организация предоставляет в абонентский отдел Энергоснабжающей организации для расчета по факту подключения.
Согласно предложенной энергоснабжающей организацией редакции пункта 6.2.2 договора подключенные без акта готовности объекты Управляющей организации подлежат немедленному отключению от тепловых сетей Энергоснабжающей организации. При отсутствии акта готовности и наличии дебиторской задолженности Энергоснабжающая организация не несет ответственности за неподачу тепловой энергии.
Кроме того, энергоснабжающей организацией предложена следующая редакция пункта 6.4 договора: "Энергоснабжающая организация производит ограничение Управляющей организации в подаче тепловой энергии и горячей воды в случае нарушения Управляющей организацией п. 5.2, п. 5.3 настоящего договора. При полном отключении Управляющей организации договор считается временно приостановленным".
ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" в протоколе разногласий от 02.09.2009 предложило исключить подпункт "б" из пункта 4.2.8 договора, в пункте 6.2 договора исключить слова "и отсутствии дебиторской задолженности", в пункте 6.2.2 договора исключить слова "и наличии дебиторской задолженности", а также исключить пункт 6.4 договора.
Рассматривая разногласия по перечисленным пунктам договора N 850 от 01.09.2009, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Пункты 4.2.8. (подпункт "б"), 6.2, 6.2.2, 6.4. договора содержат условия об ограничении, отключении (прекращении) подачи тепловой энергии.
Согласно пункту 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 523 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон; нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).
Заключение сторонами договора N 850 от 01.09.2009 имеет своей целью обеспечение нужд граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах, и осуществляется истцом во исполнение возложенных на него обязанностей по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, которые применяются к отношениям, связанным с приобретением коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг для предоставления гражданам-потребителям, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Основания и порядок приостановления, ограничения исполнителем предоставления коммунальных услуг гражданам установлены пунктами 79 - 86 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В силу пункта 81 Правил наличие задолженности не может служить основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги отопления. Возможность прекращения (отключения) предоставления такой коммунальной услуги Правилами не предусмотрена.
Кроме того, согласно пункту 85 названных Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Условия, которые не соответствуют положениям названных пунктов Правил и могут ограничить права добросовестных плательщиков за коммунальные услуги в многоквартирном доме, являются недействительными (статья 168 ГК РФ) и не подлежат включению в договор N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009.
Таким образом, условия договора N 850 от 01.09.2009 (пункты 4.2.8. (подпункт "б"), 6.2, 6.2.2, 6.4) в предложенной ответчиком редакции о пуске тепла в многоквартирный дом в новом отопительном сезоне при отсутствии дебиторской задолженности, о неподаче тепловой энергии при наличии дебиторской задолженности, об ограничении подачи тепловой энергии и горячей воды в случае нарушения управляющей организацией порядка оплаты за тепловую энергию и горячую воду и отключении управляющей организации, противоречат действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что условия договора N 850 от 01.09.2009 (пункты 6.2, 6.2.2) следует принять в редакции истца, подпункт "б" пункта 4.2.8, пункт 6.4 по требованию истца исключить.
Пункты 6.8, 6.9, 6.10 в тексте договора N 850 от 01.09.2009 отсутствуют.
Истец (управляющая организация) согласно протоколу разногласий от 02.09.2009 предложило включить в договор:
- пункт 6.8 в следующей редакции: "В случае, когда снижение параметров качества тепловой энергии и горячей воды, предоставляемых Управляющей организацией потребителям, вызвано снижением параметров качества тепловой энергии и горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон, то плата за тепловую энергию и горячую воду, поданные в многоквартирный дом, снижается на сумму снижения размера общедомовой платы за тепловую энергию и горячую воду".
- пункт 6.9 в следующей редакции: "Если представители Сторон не пришли к единому мнению относительно качества тепловой энергии и горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон, то ими определяется новое время и дата оценки качества приобретенной у Энергоснабжающей организации тепловой энергии и горячей воды, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель Роспотребнадзора. По результатам повторной оценки качества тепловой энергии и горячей воды составляется соответствующий Акт, который подписывается представителями Сторон. Наряду с представителями Сторон Акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В случае отказа надлежащим образом приглашенного контрагента по Договору направить представителя для определения качества предоставляемых тепловой энергии и горячей воды акт, составленный представителем второй стороны, считается действительным".
- пункт 6.10 в следующей редакции: "Датой начала непредоставления тепловой энергии и горячей воды или предоставления ненадлежащего качества считается время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу Управляющей организации заявки о факте непредоставления тепловой энергии и горячей воды или предоставления ненадлежащего качества и подтвержденную аварийно-диспетчерской службой на границе раздела эксплуатационной ответственности, либо время, указанное в акте, либо время начала предоставления тепловой энергии и горячей воды надлежащего качества, зафиксированное общедомовым или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации подачи тепловой энергии и горячей воды ненадлежащего качества приборами учета.
Период предоставления тепловой энергии и горячей воды ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания Управляющей организацией акта об устранении недостатков либо с момента возобновления предоставления тепловой энергии и горячей воды надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета".
Возражения ответчика относительно включения пунктов 6.8, 6.9, 6.10 в договор N 850 от 01.09.2009 состояли в том, что последние основаны на Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам и регулируют отношения потребителя (населения) и исполнителя коммунальных услуг, в частности, их взаимодействие при обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Ответчик полагает, что поскольку ресурсоснабжающая организация не принимает участия в отношениях управляющей организации и непосредственных потребителей, акты не подписывает, а вопросы качества поставки тепловой энергии и горячей воды урегулированы статьей 542 ГК РФ и включены в раздел 4 договора, то оснований для включения в договор между сторонами условий, предусмотренных пунктами 6.8, 6.9, 6.10, не имеется.
Однако суд апелляционной инстанции, признавая требования истца в части включения в договор пунктов 6.8, 6.9, 6.10 обоснованными, исходит из того, что отношения сторон должны регулироваться с учетом особенностей, связанных с оказанием коммунальных услуг гражданам.
Пунктами 60 - 63 Правил оказания коммунальных услуг гражданам определен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктами 64 - 74 Правил оказания коммунальных услуг гражданам регламентирован порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В силу статей 421 (пункт 4), 426 (пункты 4, 5) ГК РФ, пункта 8 Правил оказания коммунальных услуг гражданам договор между сторонами должен соответствовать положениям пунктов 60 - 74 названных Правил.
При изложенных обстоятельствах требование истца о включении в договор пунктов 6.8, 6.10, соответствующих положениям названных пунктов Правил, подлежит удовлетворению. Пункт 6.9 подлежит включению в договор за исключением последнего предложения ("В случае отказа надлежащим образом приглашенного контрагента по Договору направить представителя для определения качества предоставляемых тепловой энергии и горячей воды акт, составленный представителем второй стороны, считается действительным"), поскольку составление одностороннего акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества пунктами 67 - 69 Правил не предусмотрено.
В пункте 9.1 договора N 850 от 01.09.2009 указано на наличие приложения N 1 к договору - перечня объектов, подключенных к тепловым сетям энергоснабжающей организации.
Из приложения N 1 к договору в редакции энергоснабжающей организации усматривается, что в столбцах 16 и 18 в качестве применяемых тарифов указаны 491,00 руб/Гкал и 952,96 руб/Гкал.; в столбце 17 по отдельным объектам указан тариф 94980,00 руб. за 1 Гкал/час; также указаны подключенные нагрузки.
В протоколе разногласий от 02.09.2009 ООО "УК ДЕЗ Центрального жилого района" предложило заменить имеющиеся в столбцах 16 и 18 значения тарифа "491,00" на "952,56"; исключить из приложения N 1 столбец 17, в котором указана ставка за тепловую мощность 94980 руб. за 1 Гкал/час без учета НДС, которая подлежит оплате ежемесячно в течение года, тогда как население города производит оплату тепловой мощности лишь в отопительный период - с сентября по май на основании тарифа 952,96 руб. за Гкал, а также заменить по перечисленным в протоколе разногласий к договору объектам величины нагрузок (ввиду отсутствия проектов на перечисленные многоквартирные дома) расчетными величинами, указанными управляющей организацией в протоколе разногласий.
Ответчик в суде первой инстанции возражал относительно изменения величин проектных нагрузок.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 9 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 121 включаемые в договор тепловые нагрузки устанавливаются в определенном порядке по проектным данным, паспортам теплопотребляющих установок, их изменение подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией.
Обоснованность расчетных показаний величин нагрузок, предложенных по отдельным объектам в протоколе разногласий от 02.09.2009, истец в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о принятии пункта 9.1 договора в части изменения величин проектных нагрузок в предложенной им редакции.
Суд первой инстанции правильно установил, что в соответствии с приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2008 N 193 одноставочный тариф для населения составляет 952,96 руб/Гкал. Ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлял возражений относительно доводов истца о подлежащем применению тарифе и оспаривал только предложенные истцом величины нагрузок.
Однако, разрешая спор, суд первой инстанции принял пункт 9.1 (приложение N 1 к договору) полностью в редакции ответчика.
Между тем, применению по тексту приложения N 1 в столбцах 16 и 18 подлежит одноставочный тариф "952,96" (руб/Гкал), столбец 17 подлежит исключению из текста приложения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик соглашается с доводами апелляционной жалобы истца, касающимися применения тарифа на тепловую энергию по одноставочному тарифу в размере 952,96 руб/Гкал.
При изложенных обстоятельствах пункт 9.1 (приложение N 1 к договору) в части применения тарифов следует принять с учетом установленного тарифа 952,96 руб/Гкал.
Таким образом, апелляционная жалоба истца подлежит частичному удовлетворению, а решение по делу, принятое судом первой инстанции, подлежит изменению в обжалуемой части.
Основаниями к изменению судебного акта в обжалуемой части служат несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.12.2009 по делу N А75-10816/2009 в обжалуемой части изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Пункты условий преамбулы к договору и пункты 1.1, 2.2.2, 2.5 договора N 850 снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" и Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием "Городские тепловые сети" принять в редакции ответчика; пункты 2.9, 6.2., 6.2.2, 8.5, 9.2 (приложение N 2 к договору) принять в редакции истца.
Подпункт "б" пункта 4.2.8, пункты 6.4, 6.7, второе предложение пункта 5.3 исключить.
Добавить пункты 6.8, 6.10, а также пункт 6.9, исключив последнее предложение.
Пункт 4.2.9 в редакции ответчика дополнить словами "в течение одного часа".
В пунктах 5.2 и 5.3 договора в редакции ответчика определить порядок оплаты тепловой энергии за фактическое потребление тепловой энергии - до 15 числа месяца, следующего за расчетным, пункт 5.2 договора после цифры 3-х дополнить словом "рабочих" (дней).
Пункт 9.1 (приложение N 1 к договору) принять в редакции истца в части замены в столбцах 16 и 18 по всему приложению тарифа "491,00" (руб./Гкал) на тариф "952,96" (руб./Гкал), а также исключения столбца 17. В остальной части пункт 9.1 (приложение N 1 к договору) принять в редакции ответчика.
Взыскать с Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" 1368 руб. 42 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" 666 руб. 67 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ

Судьи
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
Н.А.РЯБУХИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)