Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23372/2011) ГОУП "Кандалакшаводоканал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2011 по делу N А42-5603/2011 (судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску ГОУП "Кандалакшаводоканал"
к ТСЖ "Дом будущего"
о взыскании
установил:
Государственное областное унитарное предприятие "Кандалакшаводоканал", место нахождения: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, Набережная ул., д. 29, ОГРН 1025100538231 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Товарищества собственников жилья "Дом Будущего", место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д. 25, оф. 9; ОГРН N 1095102000564, (далее - ТСЖ) 226 653,25 руб. задолженности по договору от 01.01.2010 N 1-131 за период с 01.01.2010 по 31.08.2011.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2011 требования истца удовлетворены частично. Суд взыскал с Ответчика в пользу Предприятия задолженность в размере 150 381,91 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении требований, принять в указанной части новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, необоснован вывод судов о неправомерности включения им в стоимость оказанных Товариществу услуг по водоснабжению и водоотведению налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Предприятие считает, поскольку в тариф на водоснабжение и водоотведение не включен НДС, то ресурсоснабжающая организация в силу статей 168, 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязана предъявить его покупателю дополнительно к тарифу.
В судебное заседание представители сторон, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явились, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском послужило не исполнение Ответчиком принятых на себя обязательств по договору поставки коммунального ресурса (холодной питьевой воды) и приема бытовых сточных вод от 01.01.2010 N 1-331 за период с 01.01.2010 по 31.08.2011.
Суд первой инстанции, установив что порядок расчета стоимости отпущенной питьевой воды и услуг по водоотведению соответствует пунктам 8 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), частично удовлетворил иск исключив из заявленной ко взысканию суммы задолженности сумму НДС.
Апелляционный суд изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услугами водоснабжения и водоотведения в данном случае обеспечивается население жилого дома, к правоотношениям между Предприятием и Товариществом применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 307.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из материалов дела следует, что Товарищество является исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которым предусматривается такой показатель как норматив потребления коммунальной услуги. Учет фактического потребления воды осуществляется одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых приборов учета, либо расчетным путем - исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Судом первой инстанции установлено, что спор относительно порядка определения объемов питьевой воды и услуг по водоотведению между сторонами отсутствует, определил размер задолженности Предприятия за период с 01.01.2010 по 31.08.2011 без включения в тариф НДС.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Порядок исчисления и уплаты НДС установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) рассчитывается как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых согласно статье 40 НК РФ, без включения в них налога. В силу пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
Реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые Предприятием в спорный период, устанавливались постановлением Администрации Муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшский район N 302 от 23.11.2009.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что названным постановлением тарифы на водоснабжение и водоотведение установлены для потребителей услуг Предприятия без учета НДС.
Таким образом, налогоплательщик (ресурсоснабжающая организация) обязан начислить НДС на тариф, не содержащий этого налога, и предъявление в данном случае Предприятием исполнителю услуг к оплате дополнительно к регулируемой цене соответствующей суммы НДС подлежит удовлетворению.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы".
В связи с изложенным обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2011 по делу N А42-5603/2011 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ГОУП "Кандалакшаводоканал" о взыскании основного долга в размере 76 271,34 рубля.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Взыскать с ТСЖ "ДОМ БУДУЩЕГО" (ОГРН N 1095102000564, место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д. 25, оф. 9) в пользу ГОУП "Кандалакшаводоканал" (ОГРН N 1025100538231, место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Набережная, 29) основной долг в размере 226 653,25 рублей.
Взыскать с ТСЖ "ДОМ БУДУЩЕГО" (ОГРН N 1095102000564, место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д. 25, оф. 9) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в размере 9 533,06 рублей.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2012 ПО ДЕЛУ N А42-5603/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. по делу N А42-5603/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23372/2011) ГОУП "Кандалакшаводоканал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2011 по делу N А42-5603/2011 (судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску ГОУП "Кандалакшаводоканал"
к ТСЖ "Дом будущего"
о взыскании
установил:
Государственное областное унитарное предприятие "Кандалакшаводоканал", место нахождения: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, Набережная ул., д. 29, ОГРН 1025100538231 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Товарищества собственников жилья "Дом Будущего", место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д. 25, оф. 9; ОГРН N 1095102000564, (далее - ТСЖ) 226 653,25 руб. задолженности по договору от 01.01.2010 N 1-131 за период с 01.01.2010 по 31.08.2011.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2011 требования истца удовлетворены частично. Суд взыскал с Ответчика в пользу Предприятия задолженность в размере 150 381,91 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении требований, принять в указанной части новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, необоснован вывод судов о неправомерности включения им в стоимость оказанных Товариществу услуг по водоснабжению и водоотведению налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Предприятие считает, поскольку в тариф на водоснабжение и водоотведение не включен НДС, то ресурсоснабжающая организация в силу статей 168, 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязана предъявить его покупателю дополнительно к тарифу.
В судебное заседание представители сторон, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явились, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском послужило не исполнение Ответчиком принятых на себя обязательств по договору поставки коммунального ресурса (холодной питьевой воды) и приема бытовых сточных вод от 01.01.2010 N 1-331 за период с 01.01.2010 по 31.08.2011.
Суд первой инстанции, установив что порядок расчета стоимости отпущенной питьевой воды и услуг по водоотведению соответствует пунктам 8 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), частично удовлетворил иск исключив из заявленной ко взысканию суммы задолженности сумму НДС.
Апелляционный суд изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услугами водоснабжения и водоотведения в данном случае обеспечивается население жилого дома, к правоотношениям между Предприятием и Товариществом применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 307.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из материалов дела следует, что Товарищество является исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которым предусматривается такой показатель как норматив потребления коммунальной услуги. Учет фактического потребления воды осуществляется одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых приборов учета, либо расчетным путем - исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Судом первой инстанции установлено, что спор относительно порядка определения объемов питьевой воды и услуг по водоотведению между сторонами отсутствует, определил размер задолженности Предприятия за период с 01.01.2010 по 31.08.2011 без включения в тариф НДС.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Порядок исчисления и уплаты НДС установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) рассчитывается как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых согласно статье 40 НК РФ, без включения в них налога. В силу пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
Реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые Предприятием в спорный период, устанавливались постановлением Администрации Муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшский район N 302 от 23.11.2009.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что названным постановлением тарифы на водоснабжение и водоотведение установлены для потребителей услуг Предприятия без учета НДС.
Таким образом, налогоплательщик (ресурсоснабжающая организация) обязан начислить НДС на тариф, не содержащий этого налога, и предъявление в данном случае Предприятием исполнителю услуг к оплате дополнительно к регулируемой цене соответствующей суммы НДС подлежит удовлетворению.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы".
В связи с изложенным обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2011 по делу N А42-5603/2011 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ГОУП "Кандалакшаводоканал" о взыскании основного долга в размере 76 271,34 рубля.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Взыскать с ТСЖ "ДОМ БУДУЩЕГО" (ОГРН N 1095102000564, место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д. 25, оф. 9) в пользу ГОУП "Кандалакшаводоканал" (ОГРН N 1025100538231, место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Набережная, 29) основной долг в размере 226 653,25 рублей.
Взыскать с ТСЖ "ДОМ БУДУЩЕГО" (ОГРН N 1095102000564, место нахождения: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д. 25, оф. 9) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в размере 9 533,06 рублей.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)