Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.09.2012 ПО ДЕЛУ N А60-27765/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. по делу N А60-27765/2012


Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г. Лихачевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.С. Каленюк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (далее - заявитель, ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757)
к ТО Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Кировграде, городе Верхний Тагил, Невьянском районе и поселке Верх-Нейвинский (далее - заинтересованное лицо)
об оспаривании постановления N 31 от 06.06.2012 г.,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: А.В. Чернова, представитель по доверенности N СЭСБ/12-292 от 19.12.2011 г., предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: Ю.А. Добрынина, представитель по доверенности N 01-01-05-28/74 от 16.01.2012 г., предъявлен паспорт.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено, ходатайств и заявлений не поступало.

Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск от 06.06.2012 года N 31 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором требования не признало, полагая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Поскольку представители сторон, присутствующие в судебном заседании, не возражают против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, суд на основании ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом достаточности имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о готовности дела к рассмотрению по существу в первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд предварительное судебное заседание завершил и открыл судебное заседание по рассмотрению настоящего дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном разбирательстве, суд

установил:

На основании распоряжения зам. руководителя Кировградского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01010103-09/6161 от 06.04.2012 и в связи с обращением жителя многоквартирного дома Т.М. Катаевой с жалобой по поводу расчетов за услуги по электроснабжению, должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Кировград, г. В. Тагил, Невьянском районе и п. Верх-Нейвинский проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт", по результатам которой составлен акт проверки от 17.05.2012, а также оформлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт".
Рассмотрев материалы проверки и протокол об административном правонарушении, и.о. начальника территориального подразделения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области вынес постановление о назначении административного наказания N 31 от 06.06.2012, в котором действия ОАО "Свердловэнергосбыт" квалифицированы по ст. 14.7 КоАП РФ и общество привлечено к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей, в виде наложения административного штрафа в соответствии с санкцией статьи, в виде штрафа в размере 10000 руб.
Как следует из постановления N 31, административный орган квалифицировал действия общества по предъявлению абоненту Т.М. Катаевой, проживающему по адресу с. Аятское ул. Советская, дом 4, (с которой не заключен письменный договор) квитанций на оплату за потребленную электроэнергию и по произведению перерасчета за потребленную энергию за сентябрь, октябрь, декабрь 2011 и февраль 2012 (в результате данного перерасчета абоненту доначислено 554 руб. 24 коп.), которые не соответствуют положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 как совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
Административным органом указанные действия квалифицированы как неправильное применение ресурсоснабжающей организацией формулы расчета платы за электроэнергию, установленной п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", поскольку не учитывались достоверные данные при расчетах за общедомовое потребление электроэнергии. Кроме того, заинтересованное лицо считает, что общество не вправе производить перерасчеты за потребленную энергию.
Не согласившись с данным постановлением ОАО "Свердловэнергосбыт", обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд считает, что, заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действия, состоящего в обмане, в результате чего покупателю причиняется имущественный ущерб.
Согласно ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей; изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 названных Правил.
Согласно п.п. "г" п. 38, п. 14 Правил в платежном документе, предоставляемом исполнителем услуг потребителю, указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии - исходя из норматива потребления. Расчетный период составляет календарный месяц.
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт", является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: с. Аятское, ул. Советская, д. 4.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно Уставу ОАО "Свердловэнергосбыт" предметом деятельности общества является, в частности, предоставление коммунальных услуг населению.
Жилой фонд, расположенный по адресу: Свердловская область, с. Аятское, ул. Советская, д. 4, кв. 17, находится в управлении ОАО "Свердловэнергосбыт".
Таким образом, заявитель является исполнителем коммунальных услуг.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 23 Правил).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ОАО "Свердловэнергосбыт", как исполнителем услуг, должны проводиться мероприятия по соблюдению требований законодательства в области защиты прав потребителей.
Доказательств проведения таких мероприятий материалы дела не содержат. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом соблюдены требования законодательства в области защиты прав потребителей в части надлежащего расчета платы за коммунальные услуги (энергию).
Событие административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.05.2012, актом проверки от 17.05.2012, квитанциями за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 г., январь, февраль 2012, выставленными ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Т.М. Катаевой.
Заявитель не представил суду никаких доказательств, подтверждающих правомерность выставления Катаевой Т.М. спорных квитанций, не привел правовое обоснование перерасчета оплаты за потребленную энергию, по результатам которого Катаевой Т.М. предложено доплатить 554,24 руб.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтвержден факт обмана потребителя. Событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 14.7 КоАП РФ, в действиях ОАО "Свердловэнергосбыт" имеется.
Доказательств опровергающих выводы проверяющих, заявителем не представлено ни в ходе административного расследования, ни в судебном заседании.
На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 N 119-0 положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающей основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридического лица к административной ответственности при отсутствии их вины и сами по себе не нарушают конституционные права и свободы предприятия.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что общество при возможности исполнения требований по соблюдению положений действующих нормативно-правовых актов в области порядка ценообразования не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства в области защиты прав потребителей, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о вине общества.
ОАО "Свердловэнергосбыт" имело возможность своевременно организовать, обеспечить и контролировать проведение расчета и выставления потребителям платы за электроэнергию с соблюдением порядка, установленного законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, доказательства принятия таких действий обществом не представлены, в материалах дела отсутствуют. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, а также о принятии со стороны ОАО "Свердловэнергосбыт" всех необходимых для этого мер, не установлено.
Следовательно, вина ОАО "Свердловэнергосбыт" в совершении данного правонарушения выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения норм, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела.
Административным органом соблюдена установленная КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности, размер штрафа наложен в пределах санкции, установленной ст. 14.7 КоАП РФ, данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
На основании изложенного суд считает, что привлечение заявителя к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно и правомерно, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья
Г.Г.ЛИХАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)