Судебные решения, арбитраж
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 февраля 2006 года Дело N А56-19755/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Масенковой И.В., судей Згурской М.Л., Семиглазова В.А., при ведении протокола судебного заседания Тихомировой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10838/2005) Межрайонной ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005 по делу N А56-19755/2005 (судья Зотеева Л.В.) по заявлению ГУПРЭП "Прогресс" к Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения, при участии: от заявителя - пр. Слепченок В.О. (дов. от 11.04.2005); от ответчика - гл. спец. ю/о Царегородская Е.В. (дов. от 10.01.2006 N 03-09/01),
ГУПРЭП "Прогресс" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС N 5, ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 20.04.2005 N 11/4816.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2005 заявленное требование удовлетворено и обжалуемое решение налогового органа признано недействительным.
В апелляционной жалобе МИФНС N 5 просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
ГУПРЭП "Прогресс" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что считает ее необоснованной ни по праву, ни по размеру.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС N 5 проведена камеральная налоговая проверка представленной ГУПРЭП "Прогресс" налоговой декларации по НДС за ноябрь 2004 г., по результатам которой составлен акт N 11-12/50 от 02.03.2005 и принято решение N 11/4816 от 20.04.2005 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Предприятию предложено:
- - внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (пункт 3.1);
- - взыскать НДС в сумме 237214 руб. за ноябрь 2004 г. и 236907 руб. за декабрь 2004 г. и пени в размере 4197,27 руб. (пункт 3.2).
Кроме того, на Предприятие наложен штраф на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в размере 20% от неуплаченной суммы - 94826 руб.
Основанием для выводов налогового органа о занижении налоговой базы по НДС послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение Предприятием положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении оказываемых им услуг, связанных с предоставлением в пользование жилых помещений и получением от населения платы, включающей в себя расчеты за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов, общих коммуникаций, санитарное содержание придомовых территорий, очистку мусоропровода, уборку лестничных клеток, сбор и вывоз бытового мусора, комплексное техническое обслуживание лифтов, содержание и ремонт кодовых замков.
Не согласившись с принятым по результатам камеральной проверки решением, заявитель в порядке статей 137 и 138 НК РФ обжаловал его в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ГУПРЭП "Прогресс", исходил из того, что:
- - с 01.01.2004 подпунктом 10 пункта 1 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения по НДС только в отношении реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
- - материалами дела подтверждено и Инспекцией не оспаривается оказание Предприятием услуг по предоставлению в пользование жилых помещений на основании заключенных договоров найма;
- - в плату за предоставление в пользование жилых помещений в целях налогообложения включаются расходы, отраженные в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9;
- - в Санкт-Петербурге тарифы на 2004 год установлены Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 308-48 и не включают в себя НДС;
- - взимание платежей с населения осуществляется на основании платежного документа "Счет за жилье и коммунальные услуги", форма которого утверждена Распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 30.08.2002 N 6-р;
- - анализ правовых норм, регулирующих установление и взимание платы за предоставление в пользование жилых помещений, позволяет сделать вывод о том, что в состав платы включаются затраты по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, содержанию придомовой территории, очистке мусоропровода, уборке лестничных клеток, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, содержанию и ремонту лифтов, входного оборудования и противопожарной защиты;
- - доначисление налоговым органом НДС произведено сверх регулируемого тарифа и без учета сумм налога, подлежащих вычету в порядке статей 171, 172 НК РФ.
Основной вывод суда первой инстанции, содержащийся в решении: освобождаются от НДС услуги, за которые взимается плата по договорам найма жилого помещения, при этом в состав данных услуг включается не только плата за наем, но и за содержание и ремонт жилья (статья 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики").
По мнению МИФНС N 5:
- - услуги по предоставлению жилого помещения в пользование не являются услугами по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства;
- - сопоставление Закона РСФСР от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", Закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ" показывает, что от обложения НДС первоначально освобождалась плата (квартирная), т.е. денежные средства, платежи, а с 01.01.2004 - услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
- - из содержания статей 671, 676 Жилищного кодекса РФ, Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Постановления Пленума ВС СССР от 03.12.1987 N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства", Постановления Пленума ВС РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" следует, что предоставление жилого помещения в пользование означает вселение, заселение нанимателя в это помещение или получение им жилого помещения, т.е передача жилого помещения в пользование не предполагает внесение в него каких-либо изменений, в то время как оказание услуг по содержанию и ремонту жилого помещения допускает совершение с ним каких-либо действий, приводящих к качественному изменению состояния этого помещения;
- - следует учитывать, что предоставление жилого помещения в пользование отделено от действий по эксплуатации жилого фонда ОКВЭД (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст) и ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163);
- - во всех нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения по предоставлению в пользование жилых помещений, плата за найм отделена от платы за содержание и ремонт жилищного фонда;
- - судом первой инстанции не учтено, что Уставом Предприятия предусмотрено разделение услуг по предоставлению жилого помещения в пользование и работ по содержанию и ремонту жилья.
В целом позиция налогового органа заключается в том, что законодатель, вводя подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, преследовал цель освободить от налогообложения НДС плату за предоставление в пользование жилых помещений, поступающую в доход их собственников - государственных и муниципальных органов власти, функции по администрированию которой выполняют организации жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, податель жалобы указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения:
- - применен закон, не подлежащий применению - подпункт "г" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 06.12.1991 N 1992-1, Федеральный закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ, поскольку понятие "квартирная плата" в законодательстве о налогах и сборах не используется с 01.01.2001, т.е. с момента введения в действие Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- - не применен закон, подлежащий применению, - пункт 6 статьи 168 НК РФ, поскольку при реализации услуг населению по розничным тарифам соответствующая сумма налога включается в указанные тарифы, при этом в расчетных документах (в данном случае - счетах за жилье и коммунальные услуги) сумма налога не выделяется.
Проверкой установлено и Инспекцией не оспаривается, что ГУПРЭП "Прогресс" является балансодержателем жилищного фонда, переданного ему на праве хозяйственного ведения от единственного собственника - города Санкт-Петербурга, целью создания и уставной деятельностью Предприятия являются надлежащее содержание, эксплуатация, ремонт и обслуживание полученного жилищного фонда, предоставление в пользование жилых помещений, получение квартирной платы от нанимателей. Квартирная плата рассчитывается заявителем на основании Методики расчета квартирной платы, утвержденной Санкт-Петербургским городским советом народных депутатов N 168 от 18.06.1992 и в соответствии со ставками для населения, утвержденными Законом Санкт-Петербурга N 312-49 от 09.06.2004.
В уточненных налоговых декларациях по НДС за ноябрь и декабрь 2004 г. в разделе 5 "Операции, не подлежащие налогообложению" Предприятием была отражена стоимость реализованных услуг, исчисленная с учетом полученных от нанимателей и собственников жилых помещений сумм в качестве квартирной платы. При этом в обоснование заявленной льготы в налоговый орган были представлены: книга продаж, расчет платы за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде, краткая характеристика деятельности в 2004 г., договор N 927 от 02.12.2004 на техническое обслуживание квартир, распоряжение Мэрии СПб N 641-р от 10.08.1994, свидетельство о государственной регистрации N 7036, распоряжение от 19.02.2003 N 4-р, договор социального найма жилого помещения.
Из представленных Предприятием расчетов следовало, что в плату за предоставленные населению услуги входит: содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, санитарное содержание придомовой территории, очистка мусоропровода, уборка лестничных клеток, сбор и вывоз бытового мусора, комплексное техническое обслуживание лифтов, содержание и ремонт кодового замка.
Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат также применению нормы гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений статей 50, 55 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РФ), действовавшего в 2004 г., пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 1 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1) предусмотрено, что под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные платежи.
Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых помещений домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории предусмотрена статьей 141 ЖК РФ).
За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата. В Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N 415 от 25.09.1985, содержится понятие "квартирная плата". В Законе N 4218-1 используется понятие "оплата жилья".
Согласно статье 15 Закона N 4218-1 оплата жилья по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "Об усовершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, включена плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.
Кроме того, согласно статье 15.2 Закона N 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда. Таким образом, оплата населением услуг ГУПРЭП "Прогресс" по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 15 Закона N 4218-1 оплата жилья включает в себя плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья, а для нанимателей жилого помещения - также и плату за наем жилого помещения.
Исходя из анализа приведенных выше норм, следует вывод о том, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
Толкование норм жилищного законодательства РФ, исходя из положений статьи 11 НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что услуги по найму жилого помещения включают в себя не только найм самого жилого помещения, но и другие составляющие, а именно оказание услуг, дающих нанимателю возможность пользоваться жилым помещением, в том числе пользование лифтом, мусоропроводом, кодовым замком и т.д. Услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого помещения (здания, в котором расположены жилые помещения), его техническому обслуживанию.
Расходы Предприятия по содержанию и ремонту сданного в пользование жилищного фонда возмещаются платежами квартиросъемщиков по единым ценам, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 30-48 "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов". Полученные платежи учитываются заявителем и являются его реализацией.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения именно реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности.
Статьей 27 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия "пользование жилым помещением". Положения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ с 01.01.2004 отменяют льготы по НДС на услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах ЖСК, а также на услуги по предоставлению жилья в общежитиях. Однако об услугах, оказываемых населению, проживающему в ином жилищном фонде (муниципальном, частном), в приведенной выше статье 27 не упоминается.
Таким образом, ГУПРЭП "Прогресс" вправе применять установленную статьей 149 НК РФ льготу по НДС в отношении оказываемых им за плату по ставкам и тарифам, установленным Законом Санкт-Петербурга и не включавшим НДС, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений. Получаемая плата за жилье включает в себя оплату услуг по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту мест общего пользования и общего имущества жилого фонда, независимо от вида собственности жилья. Следовательно, заявитель правомерно не производил начисление и уплату в бюджет НДС по услугам содержания и текущего ремонта жилого фонда, поскольку у него отсутствует право самостоятельно устанавливать, утверждать или изменять тарифы и цены на такие услуги.
В соответствии со ст. 15.2 Закона N 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья за коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда.
Таким образом, оплата населением услуг ГУПРЭП "Прогресс" по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда по своей природе является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 147 Жилищного кодекса РСФСР оплата расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом домов (в том числе многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан), производится по ставкам или на условиях для обслуживания и ремонта жилых домов государственного и муниципального фонда. В соответствии со статьей 426 ГК РФ договорные отношения, возникающие при оказании услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда, являются публичными, и цена услуг или иные условия этих отношений должны быть одинаковы для всех потребителей, за исключением предоставления предусмотренных законодательством льгот.
То есть размер оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда для нанимателей и собственников квартир должен быть одинаковым.
В соответствии со статьей 22 ЖК РФ и Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан. Для этих целей жилищно-эксплуатационными организациями проводятся работы по содержанию и ремонту жилого фонда, а также осуществляется контроль за соблюдением гражданами Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории. Согласно Уставу ГУПРЭП "Прогресс" заявитель является производственным ремонтно-эксплуатационным предприятием, т.е. в контексте приведенных выше норм - жилищно-эксплуатационной организацией.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил, статьей 56 ЖК РФ и статьей 27 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24.06.1981 N 5150-Х в обязанности нанимателя входит своевременное внесение платы за пользование жилым помещением (квартирной платы) по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Письмом Госстроя РФ от 01.07.1994 N 01-04-89 "О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг" разъяснено, что понятие "квартирная плата", введенное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14.05.1928 и Инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 23.06.1928 N 220, предусматривает платежи населения за пользование жилым помещением и включает в себя расходы по организации технического обслуживания домовладения (содержание мест общего пользования и придомовой территории, эксплуатацию ограждающих конструкций и инженерных систем здания, затраты на содержание аппарата жилищно-эксплуатационных организаций, другие расходы), за исключением внутриквартирных расходов, которые осуществляются проживающими.
Понятие "оплата жилья", установленное в Законе N 4218-1 применительно ко всем видам жилищного фонда, которое по своему содержанию также предполагает возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения, предусматривает, соответственно, льготу и на оплату жилья.
Таким образом, льгота по освобождению от обложения НДС платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого фонда была применена заявителем правомерно.
Доводы заявителя о доначислении недоимки без учета налоговых вычетов не могут быть приняты во внимание, поскольку право на вычеты по НДС не было им реализовано при представлении в налоговый орган уточненных налоговых деклараций. Однако данное обстоятельство не влияет на выводы относительно оценки законности решения налогового органа.
Позиция ответчика основана на неправильном применении к спорным правоотношениям положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 сентября 2005 года по делу N А56-19755/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2006 ПО ДЕЛУ N А56-19755/2005
Разделы:Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 10 февраля 2006 года Дело N А56-19755/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Масенковой И.В., судей Згурской М.Л., Семиглазова В.А., при ведении протокола судебного заседания Тихомировой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10838/2005) Межрайонной ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005 по делу N А56-19755/2005 (судья Зотеева Л.В.) по заявлению ГУПРЭП "Прогресс" к Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения, при участии: от заявителя - пр. Слепченок В.О. (дов. от 11.04.2005); от ответчика - гл. спец. ю/о Царегородская Е.В. (дов. от 10.01.2006 N 03-09/01),
УСТАНОВИЛ:
ГУПРЭП "Прогресс" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС N 5, ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 20.04.2005 N 11/4816.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2005 заявленное требование удовлетворено и обжалуемое решение налогового органа признано недействительным.
В апелляционной жалобе МИФНС N 5 просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
ГУПРЭП "Прогресс" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что считает ее необоснованной ни по праву, ни по размеру.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС N 5 проведена камеральная налоговая проверка представленной ГУПРЭП "Прогресс" налоговой декларации по НДС за ноябрь 2004 г., по результатам которой составлен акт N 11-12/50 от 02.03.2005 и принято решение N 11/4816 от 20.04.2005 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Предприятию предложено:
- - внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (пункт 3.1);
- - взыскать НДС в сумме 237214 руб. за ноябрь 2004 г. и 236907 руб. за декабрь 2004 г. и пени в размере 4197,27 руб. (пункт 3.2).
Кроме того, на Предприятие наложен штраф на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в размере 20% от неуплаченной суммы - 94826 руб.
Основанием для выводов налогового органа о занижении налоговой базы по НДС послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение Предприятием положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении оказываемых им услуг, связанных с предоставлением в пользование жилых помещений и получением от населения платы, включающей в себя расчеты за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов, общих коммуникаций, санитарное содержание придомовых территорий, очистку мусоропровода, уборку лестничных клеток, сбор и вывоз бытового мусора, комплексное техническое обслуживание лифтов, содержание и ремонт кодовых замков.
Не согласившись с принятым по результатам камеральной проверки решением, заявитель в порядке статей 137 и 138 НК РФ обжаловал его в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ГУПРЭП "Прогресс", исходил из того, что:
- - с 01.01.2004 подпунктом 10 пункта 1 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения по НДС только в отношении реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
- - материалами дела подтверждено и Инспекцией не оспаривается оказание Предприятием услуг по предоставлению в пользование жилых помещений на основании заключенных договоров найма;
- - в плату за предоставление в пользование жилых помещений в целях налогообложения включаются расходы, отраженные в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9;
- - в Санкт-Петербурге тарифы на 2004 год установлены Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 308-48 и не включают в себя НДС;
- - взимание платежей с населения осуществляется на основании платежного документа "Счет за жилье и коммунальные услуги", форма которого утверждена Распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 30.08.2002 N 6-р;
- - анализ правовых норм, регулирующих установление и взимание платы за предоставление в пользование жилых помещений, позволяет сделать вывод о том, что в состав платы включаются затраты по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, содержанию придомовой территории, очистке мусоропровода, уборке лестничных клеток, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, содержанию и ремонту лифтов, входного оборудования и противопожарной защиты;
- - доначисление налоговым органом НДС произведено сверх регулируемого тарифа и без учета сумм налога, подлежащих вычету в порядке статей 171, 172 НК РФ.
Основной вывод суда первой инстанции, содержащийся в решении: освобождаются от НДС услуги, за которые взимается плата по договорам найма жилого помещения, при этом в состав данных услуг включается не только плата за наем, но и за содержание и ремонт жилья (статья 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики").
По мнению МИФНС N 5:
- - услуги по предоставлению жилого помещения в пользование не являются услугами по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства;
- - сопоставление Закона РСФСР от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", Закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ" показывает, что от обложения НДС первоначально освобождалась плата (квартирная), т.е. денежные средства, платежи, а с 01.01.2004 - услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
- - из содержания статей 671, 676 Жилищного кодекса РФ, Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Постановления Пленума ВС СССР от 03.12.1987 N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства", Постановления Пленума ВС РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" следует, что предоставление жилого помещения в пользование означает вселение, заселение нанимателя в это помещение или получение им жилого помещения, т.е передача жилого помещения в пользование не предполагает внесение в него каких-либо изменений, в то время как оказание услуг по содержанию и ремонту жилого помещения допускает совершение с ним каких-либо действий, приводящих к качественному изменению состояния этого помещения;
- - следует учитывать, что предоставление жилого помещения в пользование отделено от действий по эксплуатации жилого фонда ОКВЭД (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст) и ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163);
- - во всех нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения по предоставлению в пользование жилых помещений, плата за найм отделена от платы за содержание и ремонт жилищного фонда;
- - судом первой инстанции не учтено, что Уставом Предприятия предусмотрено разделение услуг по предоставлению жилого помещения в пользование и работ по содержанию и ремонту жилья.
В целом позиция налогового органа заключается в том, что законодатель, вводя подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, преследовал цель освободить от налогообложения НДС плату за предоставление в пользование жилых помещений, поступающую в доход их собственников - государственных и муниципальных органов власти, функции по администрированию которой выполняют организации жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, податель жалобы указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения:
- - применен закон, не подлежащий применению - подпункт "г" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 06.12.1991 N 1992-1, Федеральный закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ, поскольку понятие "квартирная плата" в законодательстве о налогах и сборах не используется с 01.01.2001, т.е. с момента введения в действие Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- - не применен закон, подлежащий применению, - пункт 6 статьи 168 НК РФ, поскольку при реализации услуг населению по розничным тарифам соответствующая сумма налога включается в указанные тарифы, при этом в расчетных документах (в данном случае - счетах за жилье и коммунальные услуги) сумма налога не выделяется.
Проверкой установлено и Инспекцией не оспаривается, что ГУПРЭП "Прогресс" является балансодержателем жилищного фонда, переданного ему на праве хозяйственного ведения от единственного собственника - города Санкт-Петербурга, целью создания и уставной деятельностью Предприятия являются надлежащее содержание, эксплуатация, ремонт и обслуживание полученного жилищного фонда, предоставление в пользование жилых помещений, получение квартирной платы от нанимателей. Квартирная плата рассчитывается заявителем на основании Методики расчета квартирной платы, утвержденной Санкт-Петербургским городским советом народных депутатов N 168 от 18.06.1992 и в соответствии со ставками для населения, утвержденными Законом Санкт-Петербурга N 312-49 от 09.06.2004.
В уточненных налоговых декларациях по НДС за ноябрь и декабрь 2004 г. в разделе 5 "Операции, не подлежащие налогообложению" Предприятием была отражена стоимость реализованных услуг, исчисленная с учетом полученных от нанимателей и собственников жилых помещений сумм в качестве квартирной платы. При этом в обоснование заявленной льготы в налоговый орган были представлены: книга продаж, расчет платы за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде, краткая характеристика деятельности в 2004 г., договор N 927 от 02.12.2004 на техническое обслуживание квартир, распоряжение Мэрии СПб N 641-р от 10.08.1994, свидетельство о государственной регистрации N 7036, распоряжение от 19.02.2003 N 4-р, договор социального найма жилого помещения.
Из представленных Предприятием расчетов следовало, что в плату за предоставленные населению услуги входит: содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, санитарное содержание придомовой территории, очистка мусоропровода, уборка лестничных клеток, сбор и вывоз бытового мусора, комплексное техническое обслуживание лифтов, содержание и ремонт кодового замка.
Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат также применению нормы гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений статей 50, 55 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РФ), действовавшего в 2004 г., пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 1 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1) предусмотрено, что под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные платежи.
Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых помещений домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории предусмотрена статьей 141 ЖК РФ).
За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата. В Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N 415 от 25.09.1985, содержится понятие "квартирная плата". В Законе N 4218-1 используется понятие "оплата жилья".
Согласно статье 15 Закона N 4218-1 оплата жилья по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "Об усовершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, включена плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.
Кроме того, согласно статье 15.2 Закона N 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда. Таким образом, оплата населением услуг ГУПРЭП "Прогресс" по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 15 Закона N 4218-1 оплата жилья включает в себя плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья, а для нанимателей жилого помещения - также и плату за наем жилого помещения.
Исходя из анализа приведенных выше норм, следует вывод о том, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
Толкование норм жилищного законодательства РФ, исходя из положений статьи 11 НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что услуги по найму жилого помещения включают в себя не только найм самого жилого помещения, но и другие составляющие, а именно оказание услуг, дающих нанимателю возможность пользоваться жилым помещением, в том числе пользование лифтом, мусоропроводом, кодовым замком и т.д. Услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого помещения (здания, в котором расположены жилые помещения), его техническому обслуживанию.
Расходы Предприятия по содержанию и ремонту сданного в пользование жилищного фонда возмещаются платежами квартиросъемщиков по единым ценам, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 30-48 "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов". Полученные платежи учитываются заявителем и являются его реализацией.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения именно реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности.
Статьей 27 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия "пользование жилым помещением". Положения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ с 01.01.2004 отменяют льготы по НДС на услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах ЖСК, а также на услуги по предоставлению жилья в общежитиях. Однако об услугах, оказываемых населению, проживающему в ином жилищном фонде (муниципальном, частном), в приведенной выше статье 27 не упоминается.
Таким образом, ГУПРЭП "Прогресс" вправе применять установленную статьей 149 НК РФ льготу по НДС в отношении оказываемых им за плату по ставкам и тарифам, установленным Законом Санкт-Петербурга и не включавшим НДС, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений. Получаемая плата за жилье включает в себя оплату услуг по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту мест общего пользования и общего имущества жилого фонда, независимо от вида собственности жилья. Следовательно, заявитель правомерно не производил начисление и уплату в бюджет НДС по услугам содержания и текущего ремонта жилого фонда, поскольку у него отсутствует право самостоятельно устанавливать, утверждать или изменять тарифы и цены на такие услуги.
В соответствии со ст. 15.2 Закона N 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья за коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда.
Таким образом, оплата населением услуг ГУПРЭП "Прогресс" по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда по своей природе является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 147 Жилищного кодекса РСФСР оплата расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом домов (в том числе многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан), производится по ставкам или на условиях для обслуживания и ремонта жилых домов государственного и муниципального фонда. В соответствии со статьей 426 ГК РФ договорные отношения, возникающие при оказании услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда, являются публичными, и цена услуг или иные условия этих отношений должны быть одинаковы для всех потребителей, за исключением предоставления предусмотренных законодательством льгот.
То есть размер оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда для нанимателей и собственников квартир должен быть одинаковым.
В соответствии со статьей 22 ЖК РФ и Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан. Для этих целей жилищно-эксплуатационными организациями проводятся работы по содержанию и ремонту жилого фонда, а также осуществляется контроль за соблюдением гражданами Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории. Согласно Уставу ГУПРЭП "Прогресс" заявитель является производственным ремонтно-эксплуатационным предприятием, т.е. в контексте приведенных выше норм - жилищно-эксплуатационной организацией.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил, статьей 56 ЖК РФ и статьей 27 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24.06.1981 N 5150-Х в обязанности нанимателя входит своевременное внесение платы за пользование жилым помещением (квартирной платы) по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Письмом Госстроя РФ от 01.07.1994 N 01-04-89 "О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг" разъяснено, что понятие "квартирная плата", введенное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14.05.1928 и Инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 23.06.1928 N 220, предусматривает платежи населения за пользование жилым помещением и включает в себя расходы по организации технического обслуживания домовладения (содержание мест общего пользования и придомовой территории, эксплуатацию ограждающих конструкций и инженерных систем здания, затраты на содержание аппарата жилищно-эксплуатационных организаций, другие расходы), за исключением внутриквартирных расходов, которые осуществляются проживающими.
Понятие "оплата жилья", установленное в Законе N 4218-1 применительно ко всем видам жилищного фонда, которое по своему содержанию также предполагает возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения, предусматривает, соответственно, льготу и на оплату жилья.
Таким образом, льгота по освобождению от обложения НДС платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого фонда была применена заявителем правомерно.
Доводы заявителя о доначислении недоимки без учета налоговых вычетов не могут быть приняты во внимание, поскольку право на вычеты по НДС не было им реализовано при представлении в налоговый орган уточненных налоговых деклараций. Однако данное обстоятельство не влияет на выводы относительно оценки законности решения налогового органа.
Позиция ответчика основана на неправильном применении к спорным правоотношениям положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 сентября 2005 года по делу N А56-19755/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
МАСЕНКОВА И.В.
Судьи
ЗГУРСКАЯ М.Л.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
МАСЕНКОВА И.В.
Судьи
ЗГУРСКАЯ М.Л.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)