Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2012 N 06АП-5082/2012 ПО ДЕЛУ N А73-9439/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. N 06АП-5082/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Колесникова Е.С., представитель по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/117д; Баглай Н.В., представитель по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125д;
- от Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Ткач Е.Р., представитель по доверенности от 18.09.2012 N 010-10318;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 21.09.2012
по делу N А73-9439/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей А.Г. Калашниковым
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о привлечении к административной ответственности

установил:

открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, адрес: 690950 г. Владивосток, ул. Тигровая, 19, далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (ОГРН 1052700251801, ИНН 2724084440, адрес: 680009, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 109 Б, далее - административный орган) от 29.06.2012 N 669 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.09.2012 по делу N А73-9439/2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.09.2012 по делу N А73-9439/2012 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, на основании чего просили апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.09.2012 по делу N А73-9439/2012.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права, принятым при всестороннем и полном выяснении судом фактических обстоятельств дела, на основании чего просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.09.2012 по делу N А73-9439/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования с 23.03.2012 по 12.04.2012 по обращению граждан, проживающих в <...>, на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 306 от 28.03.2012 обнаружено, что общество допустило нарушение требований пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ), статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), пункта 38, пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), выразившееся в том, что в платежных документах, предъявленных обществом к оплате потребителю за ноябрь - декабрь 2011 года вместо объемов, которые должны быть указаны потребителем в специальных графах, использованы объемы электрической энергии, самостоятельно выставленные обществом, не соответствующие расходу электроэнергии за данные расчетные периоды.
По информации ОАО "ДЭК" вх. N 4594 от 11.04.2012 с приложением документов, в <...> 15.10.2011 был установлен и принят к расчету за электрическую энергию индивидуальный прибор учета CE101S110145M7 N 009607044014906 с начальными показаниями 000000,4 кВтч. Показания прибора учета были сняты только в январе 2012 - в объеме 1037 кВтч.
По данному потребителю в платежных документах за ноябрь и декабрь 2011 года вместо объемов электроэнергии - 0 кВтч, выставлены: в ноябре - 120 кВтч (предыдущие 25 кВтч и текущие 145 кВтч); в декабре - 123 кВтч (предыдущие 145 кВтч и текущие 268 кВтч).
Таким образом, ОАО "ДЭК" нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об объемах электрической энергии, фактически потребленной в течение расчетных периодов и суммах, предъявленных к оплате в платежных документах за ноябрь - декабрь 2011 года, что зафиксировано 11.05.2012 в протокол N 669 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ.
29.06.2012 административным органом вынесено постановление N 669 о назначении ОАО "ДЭК" административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ОАО "ДЭК" обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требования. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Согласно Уставу ОАО "ДЭК" целью и деятельностью Общества является извлечение прибыли при этом для получения прибыли Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, в том числе: покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности); реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); предоставление коммунальных услуг населению.
На основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 ОАО "ДЭК" производит начисления потребителям и выставляет квитанции по оплате услуги электроснабжения самостоятельно с указанием своих счетов.
Учитывая изложенное, ОАО "ДЭК" является субъектом ответственности по предоставлению коммунальной услуги - электроснабжение.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно статье 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено подпунктом "г" пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).
При этом в соответствии с подпунктом "г" пункта 50 Правил N 307 исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Однако, согласно письму ОАО "ДЭК" от 11.04.2012 N 1909 с 15.10.2011 агентом по сбыту электроэнергии ежемесячно снимаются показания с индивидуального прибора учета, согласно маршрутным листам.
В то же время, как указано в письме ОАО "ДЭК" от 24.02.2012 N 1393 (л.д. 41) из объяснения агента, обслуживающего дом, в ноябре, декабре 2011 года не было доступа в тамбур помещения для съема показаний и данные взяты произвольно, что свидетельствует о предоставлении обществом недостоверной информации об оказываемой услуге.
В связи с тем, что показания в перечисленных периодах не снимались, изменен объем электроэнергии за расчетный период, подлежащий распределению потребителям, и соответственно размер платы.
Отклоняется довод жалобы о том, что если потребитель не был лишен возможности реализовать право на самостоятельное заполнение платежных документов, то отсутствует вина ОАО "ДЭК" в совершении административного правонарушения. Но так как общество производит начисления потребителям и выставляет платежные документы по оплате услуги электроснабжения, соответственно оно обязано в соответствии с указанными выше нормативными документами предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ДЭК" не надлежаще выполняло возложенные на него законом обязанности по предоставлению информации о предоставляемых коммунальных услугах, объеме потребления и сумме предъявленной к оплате.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что действие ОАО "ДЭК" правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.8. КоАП РФ.
Административным органом наказание назначено с учетом неоднократности правонарушения, что подтверждается решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 15.09.2012 N А73-8642/2011, от 07.08.2012 N А73-8501/2012, от 07.09.2012 N А73-8502/2012, а также с учетом характера совершенного правонарушения, в результате действий общества были затронуты права потребителей.
Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.09.2012 по делу N А73-9439/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)