Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2011 ПО ДЕЛУ N А57-5261/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2011 г. по делу N А57-5261/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011
по делу N А57-5261/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри ДОМ", г. Саратов (ИНН 6453088861, ОГРН 1066453096808) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов (ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047) о взыскании неосновательного обогащения,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри ДОМ" (далее - истец, ООО "УК "Фри ДОМ") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ответчик, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов") о взыскании неосновательного обогащения в сумме 111 232 руб. 06 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УК "Фри ДОМ" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными в г. Саратове по адресам: ул. Вавилова 23/25, ул. Соколовая 10/16, ул. Некрасова 33/35.
Между ООО "УК "Фри ДОМ" (покупателем) и поставщиком - ООО "Саратовская газовая компания" (в настоящее время - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов") был заключен договор поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-10973/08, по условиям которого поставщик обязался поставлять природный газ покупателю, а покупатель - получать (выбирать) природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа.
Из сводных актов поданного-принятого газа следует, что ответчиком был поставлен газ в 2008 году в следующих объемах: в октябре - 31,2 тыс. куб. м; в ноябре - 82,5 тыс. куб. м, в декабре - 137,9 тыс. куб. м.
Согласно счетам-фактурам стоимость 1 куб. м. газа составляла 2,44 руб., с учетом стоимости затрат по транспортировке и снабженческо-сбытовых услуг.
Истцом полученный газ оплачен по указанной цене в полном объеме, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей вместо тарифа для населения, ответчик неправомерно получил в качестве оплаты за период октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года сумму 111 232 руб. 06 коп., что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В расчете суммы неосновательного обогащения истец учитывал площадь жилых и нежилых помещений согласно техническому паспорту, применяя соотношение этих площадей при определении объема потребления газа жилыми помещениями.
При этом для определения стоимости поставленного газа, потребленного для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений, истцом применен тариф в размере 1,85 руб. за 1 куб. м, установленный постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Саратовской области от 14.12.2007 N 21/1 "Об установлении розничных цен на газ, реализуемый населению Саратовской области, на 2008 год".
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, правомерно руководствовались статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и исходили из следующего.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеназванные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-эксплуатационным организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 к функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Судами установлено, что ООО "УК "Фри ДОМ" создано в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирных домах.
Из материалов дела следует, что газ, приобретаемый в соответствии с заключенным договором поставки от 01.01.2008 N 46-5-10973/08, используется истцом в качестве топлива для автономной крышной котельной, производящей тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение исключительно для нужд собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Вавилова 23/25, ул. Соколовая 10/16, ул. Некрасова 33/35.
В силу пункта 15 Правил N 307 если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что исполнитель коммунальных услуг - ООО "УК "Фри ДОМ" вправе приобретать газ у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан. Данный вывод не противоречит правовым нормам, регулирующим отношения в сфере газоснабжения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ООО "УК "Фри ДОМ" является ненадлежащим истцом по настоящему делу, что производство по данному делу подлежит прекращению, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, так как из материалов дела следует, что истец занимается управлением, содержанием и ремонтом вышеназванных многоквартирных домов. Следовательно, на истца как на управляющую компанию и исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по оплате поставленного газа на крышные котельные данных домов.
Таким образом, ООО "УК "Фри ДОМ" является надлежащим истцом по настоящему спору и основания, предусмотренные статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для прекращения производства по данному делу отсутствуют.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу N А57-5261/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)