Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7674/2012) Департамента городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 (судья Сердюков П.А.),
по иску Департамента городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600514755) к товариществу собственников жилья "Северный" (ОГРН 1028600516251) и муниципальному казенному учреждению "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" (ОГРН 1028600515679) о признании недействительным договора и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "СеверСпецСтрой",
судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к товариществу собственников жилья "Северный" (далее - ТСЖ "Северный", товарищество) и муниципальному казенному учреждению "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ") о признании недействительным договора о предоставлении субсидий из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов от 18.08.2010 N 96 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с товарищества денежных средств в сумме 137 882 руб.
Требования мотивированы тем, что товарищество являлось ненадлежащим субъектом для получения субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "СеверСпецСтрой" (далее - третье лицо, ЗАО "СеверСпецСтрой").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает противоречащим статьям 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вывод суда первой инстанции о том, что собственники дома N 41 по ул. Мира общим собранием выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, вступив в члены ТСЖ "Северный". Полагает, что в силу пункта 1 статьи 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Возможность объединения собственников нескольких домов в ТСЖ определена в пункте 2 статьи 136 ЖК РФ. При этом вступление собственников жилого дома в члены ТСЖ другого дома, не отвечающего условиям пункта 2 статьи 136 ЖК РФ, не предусмотрено. ТСЖ "Северный" создано для управления многоквартирным домом по адресу: ул. Посадская, 12, а по отношению к дому N 41 по ул. Мира оно фактически является управляющей организацией, в то время как получателем субсидии согласно Порядку предоставления из средств местного бюджета субсидий товариществам собственников жилья на территории г. Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов, утвержденному Постановлением Администрации г. Ханты-Мансийска от 02.04.2010 N 331, может быть именно ТСЖ, созданное в установленном законом порядке.
Ответчиком и третьим лицом письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд не представлены.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явились.
От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя подателя жалобы.
На основании частей 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Северный" 02.05.2010 при обследовании объекта - многоквартирный жилой дом N 41 по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске установило, что теплосчетчик "Карат" вышел из строя в связи с истечением срока службы, ремонту не подлежит, требуют замены вводные задвижки, о чем составлен дефектный акт от 02.05.2010 (т. 1 л.д. 44).
Вопрос об установке общедомового прибора учета тепловой энергии включен в повестку дня собрания собственников жилья от 29.05.2010, по которому принято положительное решение (протокол собрания - т. 1 л.д. 42-43).
ТСЖ "Северный" 07.07.2010 обратилось в Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (переименован в Департамент городского хозяйства) с заявлением о предоставлении субсидии в размере 137 882 руб. на ремонт жилого дома N 41 по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске (т. 1 л.д. 26).
По результатам рассмотрения представленных документов департаментом, ТСЖ "Северный" (получатель) и МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" (специализированная организация) подписан договор о предоставлении субсидии из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов от 18.08.2010 N 96 (далее - договор; т. 1 л.д. 10-13), по условиям которого департамент обязался предоставить субсидию получателю на капитальный ремонт в многоквартирном доме N 41 по ул. Мира, а получатель - использовать субсидию в соответствии с целью назначения.
Объем выполняемых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу пункта 1.2 договора отражается в сметном расчете, который является неотъемлемой частью договора.
Размер субсидии определен в пункте 2.1 договора и составил 137 882 руб.
В пункте 2.2 договора определено, что субсидии предоставляются за счет средств городского бюджета путем перечислением департаментом денежных средств на расчетный счет получателя в течение 10 банковских дней после заключения договора.
Получатель обязался использовать денежные средства строго по назначению (пункт 3.3.1 договора), заключить договор подряда (пункт 3.3.2), выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме в соответствии со сметным расчетом (пункт 3.3.3), предоставить департаменту отчет об использовании денежных средств (акт выполненных работ) (пункт 3.3.5 договора).
Платежным поручением от 01.09.2010 N 15005 департаментом во исполнение условий договора перечислены ТСЖ "Северный" 137 882 руб. (т. 1 л.д. 14).
В соответствии с дефектной ведомостью от 02.05.2010 субсидия выделена на выполнение работ по замене узла учета и задвижек в многоквартирном доме, расположенном по ул. Мира, 41 в г. Ханты-Мансийске.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого ТСЖ "Северный" (заказчик) и ЗАО "СеверСпецСтроЙ" (подрядчик) подписан договор на выполнение проектной документации, демонтажные и монтажные работы устройства узла учета от 17.06.2010 (т. 1 л.д. 116-118), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства на изготовление проектной документации, демонтажу и монтажу устройства узла учета на объекте: жилой дом по ул. Посадская, жилой дом по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске с использованием своих материалов, с надлежащим качеством и в установленный договором срок.
Стоимость работ определена пунктом 2.1 договора в размере 597 163 руб.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 31.08.2010 работы по договору б/н от 17.06.2010 выполнены на сумму 597 163 руб. (т. 1 л.д. 132), работы приняты по актам (л.д. 121-130 том 1).
В дополнительном соглашении N 1 от 25.08.2010 к договору б/н от 17.06.2010 ТСЖ "Северный" (заказчик) и ЗАО "СеверСпецСтрой" (подрядчика) договорились, что сумма в размере 90 000 руб., перечисленная подрядчику 11.08.2010 по договору N 18 от 21.06.2010 засчитывается в счет исполнения обязанности заказчика по оплате по договору б/н от 17.06.2010; также сумма в размере 90 000 руб., перечисленная подрядчику 25.05.2010 по договору N 32 от 24.05.2010 засчитывается в счет исполнения обязанности заказчика по оплате по договору б/н от 17.06.2010.
Платежные поручения от 11.08.2010 и от 25.05.2010, подтверждающие перечисление товариществом денежных средств в общей сумме 180 000 руб. обществу "СеверСпецСтрой", со счетами на оплату и актами выполненных работ N 110 от 10.08.2010 на 90 000 руб. (по договору N 18 от 21.06.2010), N 109 от 24.05.2010 на 90 000 руб. (по договору N 32 от 24.05.2010), представлены в дело (т. 1 л.д. 121-127).
Оплата на сумму 417 163 руб. произведена ТСЖ "Северный" обществу ЗАО "СеверСпецСтрой" платежным поручением N 157 от 06.09.2010 (т. 1 л.д. 128).
Как усматривается из материалов дела, фактов нецелевого использования выделенных средств не выявлено.
Вместе с тем, департамент, ссылаясь на то, что ТСЖ "Северный" не может выступать в качестве получателя субсидии на капитальный ремонт жилого дома N 41 по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске, в связи с тем, что многоквартирные дома по ул. Посадской, 12 и ул. Мира, 41, находятся на значительном удалении друг от друга, не объединены общим или граничащими земельными участками и инженерной инфраструктурой, протокол от 16.06.2002 N 6 не имеет юридической силы, создание товарищества противоречит требованиям статей 135, 136, 143 ЖК РФ и Федеральному закону от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закона о ТСЖ), что влечет ничтожность договора N 96 от 18.08.2010, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм недействительность означает несоответствие закону или иным правовым актам содержания договора.
В данном случае Департаментом заявлено требование о признании недействительным договора о предоставлении субсидии из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов от 18.08.2010 N 96.
Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, установлен статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.
При этом пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит рамочное регулирование, а порядок предоставления субсидий из местного бюджета предусматривается решением представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 78.1 БК РФ, Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 35 решения Думы города Ханты-Мансийска от 18.12.2009 N 902 "О бюджете города Ханты-Мансийска на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов", Постановлением администрации города от 01.12.2009 N 1101 "О целевой программе "Поддержка и развитие товариществ собственников жилья в городе Ханты-Мансийске" на 2010 - 2011 годы, Администрацией города Ханты-Мансийска Постановлением N 331 от 02.04.2010 утвержден порядок предоставления из средств местного бюджета субсидий товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов (приложение 2) (далее - Порядок N 331).
В силу пункта 2.4 Порядка N 331 распорядителем бюджетных средств на софинансирование капитального ремонта товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска и уполномоченным органом на определение получателей субсидий является департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска.
Пунктом 2.3 Порядка N 331 предусмотрено, что право на получение субсидии возникает у товариществ собственников жилья, зарегистрированных в установленном порядке, после заключения договора о представлении субсидий из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии председатель товарищества собственников жилья (или иное лицо, действующее от имени товарищества собственников жилья по доверенности) представляет в департамент заявку по установленной форме (приложение N 1). Обязательными приложениями к заявке являются следующие документы: решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья; устав товарищества собственников жилья; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (дата выдачи выписки налоговым органом должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней); решение собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта данного дома; проектно-сметная документация, составленная в соответствии с законодательством и нормативно-техническими документами, и надлежащим образом составленная и в установленном порядке утвержденная дефектная ведомость; бухгалтерская отчетность; документ о присвоении кадастрового номера на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом; технический паспорт на жилой дом; выписка банка о реквизитах счета заявителя. Документы предоставляются в копиях с одновременным предоставлением оригиналов для заверения копий департаментом (пункты 2.5, 2.6 Порядка N 331).
Пунктом 2.8 Порядка N 331 установлено, что в случае соответствия лица, заявившегося на субсидию, требованиям настоящего Порядка и предоставления документов, установленных пункте 2.6 настоящего Порядка, перечисление субсидии осуществляется на основании договора (приложение N 2) о предоставлении субсидии, который заключается в течение трех рабочих дней с момента установления соответствия лица, заявившегося на субсидию, требованиям настоящего Порядка в порядке очередности предоставления документов заявителями.
Таким образом, исходя из приведенных положений Порядка N 331, усматривается, что право на получение субсидии возникает у товариществ собственников жилья, зарегистрированных в установленном порядке. Иных критериев для определения субъекта, имеющего право на получение субсидии на капитальный ремонт жилых домов, данный Порядок не содержит, в том числе в нем отсутствует такое требование к получателю субсидии как создание товарищества собственников жилья в установленном законом порядке.
Как усматривается из материалов дела, в частности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.06.2010 (т. 1 л.д. 52-54), ТСЖ "Северный" в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
То обстоятельство, что к заявке на предоставление субсидии товариществом вместо решения о создании ТСЖ представлен протокол общего собрания собственников жилья дома N 41 по ул. Мира N 6 от 16.06.2002 (т. 1 л.д. 41), не может свидетельствовать о несоответствии самого договора N 96 от 18.08.2010 требованиям закона или иным правовым актам. Такой недочет по смыслу Порядка N 331 мог служить основанием для отказа в заключении договора на предоставление субсидии, поскольку подача и рассмотрение заявки предшествует заключению подобной сделки. Однако Департамент посчитал, что ТСЖ "Северный" соответствует требованиям, предъявляемым Порядком N 331 к лицам, заявившимся на получение субсидии.
К тому же следует учитывать, что принятие собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома N 41 по ул. Мира решения о вступлении в члены ТСЖ "Северный", по сути, свидетельствует об избрании определенного способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья. При этом необходимость в создании товарищества собственников жилья отсутствовала, поскольку собственники жилых помещений вступили в члены уже существующего товарищества, что не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, так как на момент принятия такого решения создание и деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (в настоящее время утратил силу).
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года (статья 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), а потому не мог быть учтен при принятии решения от 16.06.2002, зафиксированного протоколом N 6.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", действовавшего на момент создания ТСЖ "Северный", товарищество является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В этой же статье указано, что кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
На основании пункта 1 статьи 5 названного закона в состав кондоминиума могут входить следующие объекты: одно здание, или его часть, или несколько зданий, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, с прилегающим земельным участком в установленных границах, пешеходными и транспортными дорогами, бассейнами, водоемами, многолетними зелеными насаждениями и другими подобными объектами; несколько компактно расположенных зданий или сооружений - односемейных, садовых или дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражей и других объектов, объединенных общим земельным участком и элементами инфраструктуры.
Из анализа приведенных норм права не следует, что товарищество собственников жилья для управления несколькими зданиями, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, могло создаваться только для управления многоквартирными домами, объединенными каким-либо общим имуществом, например земельным участком, общими сетями инженерно-технического обеспечения, другими элементами инфраструктуры, предназначенными для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Данное требование установлено в Жилищном кодексе Российской Федерации, положения которого, как отмечалось ранее, не действовали на момент создания и регистрации ТСЖ "Северный".
Таким образом, товарищество создано в соответствии с требованиями действовавшего законодательства.
Иного истцом не доказано.
Поскольку решение N 6 от 16.06.2002 в установленном порядке не оспорено, в материалах дела отсутствуют доказательства управления многоквартирным домом N 41 по ул. Мира иной организацией, а не ТСЖ "Северный", принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ТСЖ "Северный" является надлежащим субъектом получения субсидии, в связи с чем не нашел оснований для применения статьи 168 ГК РФ.
Отсутствие оснований для признания сделки недействительной, влечет отказ и в удовлетворении требований о применении последствий недействительности сделки (статья 167 ГК РФ).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя, однако Департамент городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
А.Н.ГЛУХИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2012 ПО ДЕЛУ N А75-2617/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. по делу N А75-2617/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7674/2012) Департамента городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 (судья Сердюков П.А.),
по иску Департамента городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600514755) к товариществу собственников жилья "Северный" (ОГРН 1028600516251) и муниципальному казенному учреждению "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" (ОГРН 1028600515679) о признании недействительным договора и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "СеверСпецСтрой",
судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к товариществу собственников жилья "Северный" (далее - ТСЖ "Северный", товарищество) и муниципальному казенному учреждению "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ") о признании недействительным договора о предоставлении субсидий из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов от 18.08.2010 N 96 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с товарищества денежных средств в сумме 137 882 руб.
Требования мотивированы тем, что товарищество являлось ненадлежащим субъектом для получения субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "СеверСпецСтрой" (далее - третье лицо, ЗАО "СеверСпецСтрой").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает противоречащим статьям 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вывод суда первой инстанции о том, что собственники дома N 41 по ул. Мира общим собранием выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, вступив в члены ТСЖ "Северный". Полагает, что в силу пункта 1 статьи 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Возможность объединения собственников нескольких домов в ТСЖ определена в пункте 2 статьи 136 ЖК РФ. При этом вступление собственников жилого дома в члены ТСЖ другого дома, не отвечающего условиям пункта 2 статьи 136 ЖК РФ, не предусмотрено. ТСЖ "Северный" создано для управления многоквартирным домом по адресу: ул. Посадская, 12, а по отношению к дому N 41 по ул. Мира оно фактически является управляющей организацией, в то время как получателем субсидии согласно Порядку предоставления из средств местного бюджета субсидий товариществам собственников жилья на территории г. Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов, утвержденному Постановлением Администрации г. Ханты-Мансийска от 02.04.2010 N 331, может быть именно ТСЖ, созданное в установленном законом порядке.
Ответчиком и третьим лицом письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд не представлены.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явились.
От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя подателя жалобы.
На основании частей 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Северный" 02.05.2010 при обследовании объекта - многоквартирный жилой дом N 41 по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске установило, что теплосчетчик "Карат" вышел из строя в связи с истечением срока службы, ремонту не подлежит, требуют замены вводные задвижки, о чем составлен дефектный акт от 02.05.2010 (т. 1 л.д. 44).
Вопрос об установке общедомового прибора учета тепловой энергии включен в повестку дня собрания собственников жилья от 29.05.2010, по которому принято положительное решение (протокол собрания - т. 1 л.д. 42-43).
ТСЖ "Северный" 07.07.2010 обратилось в Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (переименован в Департамент городского хозяйства) с заявлением о предоставлении субсидии в размере 137 882 руб. на ремонт жилого дома N 41 по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске (т. 1 л.д. 26).
По результатам рассмотрения представленных документов департаментом, ТСЖ "Северный" (получатель) и МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" (специализированная организация) подписан договор о предоставлении субсидии из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов от 18.08.2010 N 96 (далее - договор; т. 1 л.д. 10-13), по условиям которого департамент обязался предоставить субсидию получателю на капитальный ремонт в многоквартирном доме N 41 по ул. Мира, а получатель - использовать субсидию в соответствии с целью назначения.
Объем выполняемых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу пункта 1.2 договора отражается в сметном расчете, который является неотъемлемой частью договора.
Размер субсидии определен в пункте 2.1 договора и составил 137 882 руб.
В пункте 2.2 договора определено, что субсидии предоставляются за счет средств городского бюджета путем перечислением департаментом денежных средств на расчетный счет получателя в течение 10 банковских дней после заключения договора.
Получатель обязался использовать денежные средства строго по назначению (пункт 3.3.1 договора), заключить договор подряда (пункт 3.3.2), выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме в соответствии со сметным расчетом (пункт 3.3.3), предоставить департаменту отчет об использовании денежных средств (акт выполненных работ) (пункт 3.3.5 договора).
Платежным поручением от 01.09.2010 N 15005 департаментом во исполнение условий договора перечислены ТСЖ "Северный" 137 882 руб. (т. 1 л.д. 14).
В соответствии с дефектной ведомостью от 02.05.2010 субсидия выделена на выполнение работ по замене узла учета и задвижек в многоквартирном доме, расположенном по ул. Мира, 41 в г. Ханты-Мансийске.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого ТСЖ "Северный" (заказчик) и ЗАО "СеверСпецСтроЙ" (подрядчик) подписан договор на выполнение проектной документации, демонтажные и монтажные работы устройства узла учета от 17.06.2010 (т. 1 л.д. 116-118), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства на изготовление проектной документации, демонтажу и монтажу устройства узла учета на объекте: жилой дом по ул. Посадская, жилой дом по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске с использованием своих материалов, с надлежащим качеством и в установленный договором срок.
Стоимость работ определена пунктом 2.1 договора в размере 597 163 руб.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 31.08.2010 работы по договору б/н от 17.06.2010 выполнены на сумму 597 163 руб. (т. 1 л.д. 132), работы приняты по актам (л.д. 121-130 том 1).
В дополнительном соглашении N 1 от 25.08.2010 к договору б/н от 17.06.2010 ТСЖ "Северный" (заказчик) и ЗАО "СеверСпецСтрой" (подрядчика) договорились, что сумма в размере 90 000 руб., перечисленная подрядчику 11.08.2010 по договору N 18 от 21.06.2010 засчитывается в счет исполнения обязанности заказчика по оплате по договору б/н от 17.06.2010; также сумма в размере 90 000 руб., перечисленная подрядчику 25.05.2010 по договору N 32 от 24.05.2010 засчитывается в счет исполнения обязанности заказчика по оплате по договору б/н от 17.06.2010.
Платежные поручения от 11.08.2010 и от 25.05.2010, подтверждающие перечисление товариществом денежных средств в общей сумме 180 000 руб. обществу "СеверСпецСтрой", со счетами на оплату и актами выполненных работ N 110 от 10.08.2010 на 90 000 руб. (по договору N 18 от 21.06.2010), N 109 от 24.05.2010 на 90 000 руб. (по договору N 32 от 24.05.2010), представлены в дело (т. 1 л.д. 121-127).
Оплата на сумму 417 163 руб. произведена ТСЖ "Северный" обществу ЗАО "СеверСпецСтрой" платежным поручением N 157 от 06.09.2010 (т. 1 л.д. 128).
Как усматривается из материалов дела, фактов нецелевого использования выделенных средств не выявлено.
Вместе с тем, департамент, ссылаясь на то, что ТСЖ "Северный" не может выступать в качестве получателя субсидии на капитальный ремонт жилого дома N 41 по ул. Мира в г. Ханты-Мансийске, в связи с тем, что многоквартирные дома по ул. Посадской, 12 и ул. Мира, 41, находятся на значительном удалении друг от друга, не объединены общим или граничащими земельными участками и инженерной инфраструктурой, протокол от 16.06.2002 N 6 не имеет юридической силы, создание товарищества противоречит требованиям статей 135, 136, 143 ЖК РФ и Федеральному закону от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закона о ТСЖ), что влечет ничтожность договора N 96 от 18.08.2010, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм недействительность означает несоответствие закону или иным правовым актам содержания договора.
В данном случае Департаментом заявлено требование о признании недействительным договора о предоставлении субсидии из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов от 18.08.2010 N 96.
Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, установлен статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.
При этом пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит рамочное регулирование, а порядок предоставления субсидий из местного бюджета предусматривается решением представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 78.1 БК РФ, Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 35 решения Думы города Ханты-Мансийска от 18.12.2009 N 902 "О бюджете города Ханты-Мансийска на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов", Постановлением администрации города от 01.12.2009 N 1101 "О целевой программе "Поддержка и развитие товариществ собственников жилья в городе Ханты-Мансийске" на 2010 - 2011 годы, Администрацией города Ханты-Мансийска Постановлением N 331 от 02.04.2010 утвержден порядок предоставления из средств местного бюджета субсидий товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов (приложение 2) (далее - Порядок N 331).
В силу пункта 2.4 Порядка N 331 распорядителем бюджетных средств на софинансирование капитального ремонта товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска и уполномоченным органом на определение получателей субсидий является департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска.
Пунктом 2.3 Порядка N 331 предусмотрено, что право на получение субсидии возникает у товариществ собственников жилья, зарегистрированных в установленном порядке, после заключения договора о представлении субсидий из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии председатель товарищества собственников жилья (или иное лицо, действующее от имени товарищества собственников жилья по доверенности) представляет в департамент заявку по установленной форме (приложение N 1). Обязательными приложениями к заявке являются следующие документы: решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья; устав товарищества собственников жилья; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (дата выдачи выписки налоговым органом должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней); решение собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта данного дома; проектно-сметная документация, составленная в соответствии с законодательством и нормативно-техническими документами, и надлежащим образом составленная и в установленном порядке утвержденная дефектная ведомость; бухгалтерская отчетность; документ о присвоении кадастрового номера на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом; технический паспорт на жилой дом; выписка банка о реквизитах счета заявителя. Документы предоставляются в копиях с одновременным предоставлением оригиналов для заверения копий департаментом (пункты 2.5, 2.6 Порядка N 331).
Пунктом 2.8 Порядка N 331 установлено, что в случае соответствия лица, заявившегося на субсидию, требованиям настоящего Порядка и предоставления документов, установленных пункте 2.6 настоящего Порядка, перечисление субсидии осуществляется на основании договора (приложение N 2) о предоставлении субсидии, который заключается в течение трех рабочих дней с момента установления соответствия лица, заявившегося на субсидию, требованиям настоящего Порядка в порядке очередности предоставления документов заявителями.
Таким образом, исходя из приведенных положений Порядка N 331, усматривается, что право на получение субсидии возникает у товариществ собственников жилья, зарегистрированных в установленном порядке. Иных критериев для определения субъекта, имеющего право на получение субсидии на капитальный ремонт жилых домов, данный Порядок не содержит, в том числе в нем отсутствует такое требование к получателю субсидии как создание товарищества собственников жилья в установленном законом порядке.
Как усматривается из материалов дела, в частности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.06.2010 (т. 1 л.д. 52-54), ТСЖ "Северный" в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
То обстоятельство, что к заявке на предоставление субсидии товариществом вместо решения о создании ТСЖ представлен протокол общего собрания собственников жилья дома N 41 по ул. Мира N 6 от 16.06.2002 (т. 1 л.д. 41), не может свидетельствовать о несоответствии самого договора N 96 от 18.08.2010 требованиям закона или иным правовым актам. Такой недочет по смыслу Порядка N 331 мог служить основанием для отказа в заключении договора на предоставление субсидии, поскольку подача и рассмотрение заявки предшествует заключению подобной сделки. Однако Департамент посчитал, что ТСЖ "Северный" соответствует требованиям, предъявляемым Порядком N 331 к лицам, заявившимся на получение субсидии.
К тому же следует учитывать, что принятие собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома N 41 по ул. Мира решения о вступлении в члены ТСЖ "Северный", по сути, свидетельствует об избрании определенного способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья. При этом необходимость в создании товарищества собственников жилья отсутствовала, поскольку собственники жилых помещений вступили в члены уже существующего товарищества, что не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, так как на момент принятия такого решения создание и деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (в настоящее время утратил силу).
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года (статья 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), а потому не мог быть учтен при принятии решения от 16.06.2002, зафиксированного протоколом N 6.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", действовавшего на момент создания ТСЖ "Северный", товарищество является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В этой же статье указано, что кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
На основании пункта 1 статьи 5 названного закона в состав кондоминиума могут входить следующие объекты: одно здание, или его часть, или несколько зданий, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, с прилегающим земельным участком в установленных границах, пешеходными и транспортными дорогами, бассейнами, водоемами, многолетними зелеными насаждениями и другими подобными объектами; несколько компактно расположенных зданий или сооружений - односемейных, садовых или дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражей и других объектов, объединенных общим земельным участком и элементами инфраструктуры.
Из анализа приведенных норм права не следует, что товарищество собственников жилья для управления несколькими зданиями, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, могло создаваться только для управления многоквартирными домами, объединенными каким-либо общим имуществом, например земельным участком, общими сетями инженерно-технического обеспечения, другими элементами инфраструктуры, предназначенными для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Данное требование установлено в Жилищном кодексе Российской Федерации, положения которого, как отмечалось ранее, не действовали на момент создания и регистрации ТСЖ "Северный".
Таким образом, товарищество создано в соответствии с требованиями действовавшего законодательства.
Иного истцом не доказано.
Поскольку решение N 6 от 16.06.2002 в установленном порядке не оспорено, в материалах дела отсутствуют доказательства управления многоквартирным домом N 41 по ул. Мира иной организацией, а не ТСЖ "Северный", принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ТСЖ "Северный" является надлежащим субъектом получения субсидии, в связи с чем не нашел оснований для применения статьи 168 ГК РФ.
Отсутствие оснований для признания сделки недействительной, влечет отказ и в удовлетворении требований о применении последствий недействительности сделки (статья 167 ГК РФ).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя, однако Департамент городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2617/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
А.Н.ГЛУХИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)