Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 ноября 2006 г. Дело N А26-5852/2006-14
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2006 года. Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2006 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Денисовой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шихановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Ж."
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия,
третье лицо - Администрация Сортавальского муниципального района,
о взыскании 763 913 руб. 13 коп.,
при участии:
от истца, Д., юрисконсульта по доверенности от 15.02.2006 г.,
от ответчиков:
Минфина РК, Т., заместителя начальника правового отдела по доверенности от 26.10.2005 г., N 6.2-03,
Минфина РФ, М., ведущего специалиста по доверенности от 31.01.2006 г.,
от третьего лица, К., представителя по доверенности от 20.03.2006 г., паспортные данные указаны в протоколе судебного заседания,
муниципальное унитарное предприятие "Ж." (далее - МУП "Ж.") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия с иском о взыскании 763 913 руб. 13 коп. - задолженности, возникшей в связи с неоплатой предоставленных в ноябре-декабре 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Сортавальского муниципального района.
Исковые требования обоснованы Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 13 Правил предоставления льгот инвалидам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 901 от 27.07.1996 г.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, дополнительно указав, что НДС при предъявлении счета в расчет включен не был, расчет предоставленных коммунальных услуг производился в соответствии с тарифами, утвержденными Сортавальским городским Советом, копия данного решения представлена в материалы дела. МУП "Ж." считает себя надлежащим истцом, поскольку является единственным предприятием на территории г. Сортавала, занимающимся организацией и предоставлением коммунальных услуг населению путем заключения договоров с соответствующими организациями, копии договоров представлены в материалы дела. Кроме того, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки финансового управления Сортавальского муниципального района от 30.10.2006 г. с уточненными данными о распределении средств, поступивших в 2004 году на финансирование ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд приобщил к материалам дела представленный истцом документ.
Минфин РК в отзыве, а его представитель в судебном заседании иск не признала, указав, что оснований для возмещения расходов истца за счет республиканского бюджета не имеется, финансирование расходов на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Указала, что переданные в 2004 году из федерального бюджета денежные средства на реализацию Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной и жилищной политики" были использованы Республикой Карелия в полном объеме и по целевому назначению, что подтверждается справками, в том числе бюджету г. Сортавала были переданы средства в размере 10 425,0 тыс. руб. То есть бюджетные обязательства Республики Карелия выполнены полностью. Кроме того, представитель полагает, что истец необоснованно при расчете исковых требований предъявил к взысканию НДС, который был включен в тариф, утвержденный районной сессией Сортавальского городского совета и применяемый истцом при начислении платы за оказанные коммунальные услуги.
Третье лицо, Администрация Сортавальского муниципального района, в отзыве на иск пояснила, что обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот по указанным законам, исполнены в полном объеме в пределах средств, переданных их республиканского бюджета. Считает исковые требования обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Истец в ноябре-декабре 2004 года предоставлял жителям Сортавальского муниципального района 50% процентную скидку по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Фактически, льгот было предоставлено на сумму 763 913 руб. 13 коп.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, представляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не указан источник финансирования льгот инвалидам. Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Статьей 17 названного закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. N 901, определено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, возмещаются по государственному жилому фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилому фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилому фонду, а также по общественному жилому фонду - в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
Согласно статье 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Порядок расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 г. N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот. Из федерального Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной и жилищной политики" на возмещение льгот оп оплате ЖКУ в 2004 году Республике Карелия было выделено 110 038 тыс. руб. Указанные денежные средства были получены Республикой Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 18.12.03 г. N 728-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2004 год" поступившие в 2004 году из федерального бюджета средства субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной и жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в полном объеме переданы местным бюджетам, в том числе бюджету г. Сортавала в сумме 10 425,0 тыс. руб., в том числе для направления организациям на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг - 10 384,0 тыс. руб., в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Карелия от 27.02.2004 г. N 17-П, что подтверждается Законом Республики Карелия от 20.07.2005 г. N 891-ЗРК "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Республики Карелия на 2004 год".
Наличие у Республики Карелия и Сортавальского муниципального образования остатка выделенных средств, равно как и нецелевого использования данных средств, судом не установлено.
Согласно положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, указанных в статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, производятся по согласованию, соответственно, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования распределения расходов на компенсацию предоставленных на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот в настоящее время не определен.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 года N 68-О установлено, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших правоотношений, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, компенсация федеральных льгот должна производится за счет средств федерального бюджета.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на социальную защиту населения не могут быть расценены как обязанность по финансированию льгот, установленных федеральным законом, за счет собственных доходов субъекта Российской Федерации. Возложение указанных обязанностей должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств (пункт 4 статьи 130, статьи 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, довод Минфина Российской Федерации о наличии у Республики Карелия и органов местного самоуправления обязанности по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет собственных средств, судом не принимается.
Судом установлено, что предприятием велся поименный список граждан, которым предоставлялась льгота, реестры льготных категорий проверялись Администрацией района и соответствующими социальными учреждениями, расчет требований подтвержден заявителем документально. Вместе с тем при рассмотрении дела установлено, что при предоставлении льготы заявителем учитывался налог на добавленную стоимость, который являлся составной частью тарифа на коммунальные услуги.
Суд полагает, что доводы, изложенные Министерством финансов РК в отношении необоснованного предъявления заявителем требований о взыскании НДС при получении из бюджета предприятиями и организациями соответствующих компенсаций в связи с предоставлением льгот, следует признать обоснованными. Согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен их фактической реализации. Пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ стоимость компенсации расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученную от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не устанавливает. Указанное обстоятельство нашло дополнительное отражение в Методических рекомендациях по применению Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447. В свою очередь, суммы налога, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам или услугам), используемых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, при выполнении которых используются государственные регулируемые цены или установленные законом льготы, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ. Возникающая у предприятий и организаций разница в связи с издержками по предоставлению льгот и применению государственных регулируемых цен может быть предметом требований по возмещению (или зачету) из бюджета в порядке, установленном законом. Таким образом, сумма требований заявителя, которую следует признать обоснованной (без учета НДС в размере 18%, применявшегося в оспариваемый период), составила 626 408 руб. 77 коп., данная сумма подлежит взысканию с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации по изложенным в настоящем решении основаниям. В остальной части требований, а также в иске к Министерству финансов Республики Карелия суд отказывает.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Ж." 626 408 руб. 77 коп., убытки, в остальной сумме иска отказать.
2. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение дела в первой инстанции в сумме 11 594 руб. 09 коп.
3. Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Ж." в доход федерального бюджета судебные расходы за рассмотрение дела в первой инстанции в сумме 2 545 руб. 04 коп.
4. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
5. В иске к Министерству финансов Республики Карелия отказать.
6. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 08.11.2006, 07.11.2006 ПО ДЕЛУ N А26-5852/2006-14
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2006 г. Дело N А26-5852/2006-14
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2006 года. Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2006 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Денисовой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шихановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Ж."
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия,
третье лицо - Администрация Сортавальского муниципального района,
о взыскании 763 913 руб. 13 коп.,
при участии:
от истца, Д., юрисконсульта по доверенности от 15.02.2006 г.,
от ответчиков:
Минфина РК, Т., заместителя начальника правового отдела по доверенности от 26.10.2005 г., N 6.2-03,
Минфина РФ, М., ведущего специалиста по доверенности от 31.01.2006 г.,
от третьего лица, К., представителя по доверенности от 20.03.2006 г., паспортные данные указаны в протоколе судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ж." (далее - МУП "Ж.") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия с иском о взыскании 763 913 руб. 13 коп. - задолженности, возникшей в связи с неоплатой предоставленных в ноябре-декабре 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Сортавальского муниципального района.
Исковые требования обоснованы Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 13 Правил предоставления льгот инвалидам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 901 от 27.07.1996 г.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, дополнительно указав, что НДС при предъявлении счета в расчет включен не был, расчет предоставленных коммунальных услуг производился в соответствии с тарифами, утвержденными Сортавальским городским Советом, копия данного решения представлена в материалы дела. МУП "Ж." считает себя надлежащим истцом, поскольку является единственным предприятием на территории г. Сортавала, занимающимся организацией и предоставлением коммунальных услуг населению путем заключения договоров с соответствующими организациями, копии договоров представлены в материалы дела. Кроме того, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки финансового управления Сортавальского муниципального района от 30.10.2006 г. с уточненными данными о распределении средств, поступивших в 2004 году на финансирование ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд приобщил к материалам дела представленный истцом документ.
Минфин РК в отзыве, а его представитель в судебном заседании иск не признала, указав, что оснований для возмещения расходов истца за счет республиканского бюджета не имеется, финансирование расходов на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Указала, что переданные в 2004 году из федерального бюджета денежные средства на реализацию Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной и жилищной политики" были использованы Республикой Карелия в полном объеме и по целевому назначению, что подтверждается справками, в том числе бюджету г. Сортавала были переданы средства в размере 10 425,0 тыс. руб. То есть бюджетные обязательства Республики Карелия выполнены полностью. Кроме того, представитель полагает, что истец необоснованно при расчете исковых требований предъявил к взысканию НДС, который был включен в тариф, утвержденный районной сессией Сортавальского городского совета и применяемый истцом при начислении платы за оказанные коммунальные услуги.
Третье лицо, Администрация Сортавальского муниципального района, в отзыве на иск пояснила, что обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот по указанным законам, исполнены в полном объеме в пределах средств, переданных их республиканского бюджета. Считает исковые требования обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Истец в ноябре-декабре 2004 года предоставлял жителям Сортавальского муниципального района 50% процентную скидку по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Фактически, льгот было предоставлено на сумму 763 913 руб. 13 коп.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, представляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не указан источник финансирования льгот инвалидам. Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Статьей 17 названного закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. N 901, определено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, возмещаются по государственному жилому фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилому фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилому фонду, а также по общественному жилому фонду - в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
Согласно статье 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Порядок расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 г. N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот. Из федерального Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной и жилищной политики" на возмещение льгот оп оплате ЖКУ в 2004 году Республике Карелия было выделено 110 038 тыс. руб. Указанные денежные средства были получены Республикой Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 18.12.03 г. N 728-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2004 год" поступившие в 2004 году из федерального бюджета средства субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной и жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в полном объеме переданы местным бюджетам, в том числе бюджету г. Сортавала в сумме 10 425,0 тыс. руб., в том числе для направления организациям на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг - 10 384,0 тыс. руб., в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Карелия от 27.02.2004 г. N 17-П, что подтверждается Законом Республики Карелия от 20.07.2005 г. N 891-ЗРК "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Республики Карелия на 2004 год".
Наличие у Республики Карелия и Сортавальского муниципального образования остатка выделенных средств, равно как и нецелевого использования данных средств, судом не установлено.
Согласно положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, указанных в статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, производятся по согласованию, соответственно, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования распределения расходов на компенсацию предоставленных на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот в настоящее время не определен.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 года N 68-О установлено, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших правоотношений, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, компенсация федеральных льгот должна производится за счет средств федерального бюджета.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на социальную защиту населения не могут быть расценены как обязанность по финансированию льгот, установленных федеральным законом, за счет собственных доходов субъекта Российской Федерации. Возложение указанных обязанностей должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств (пункт 4 статьи 130, статьи 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, довод Минфина Российской Федерации о наличии у Республики Карелия и органов местного самоуправления обязанности по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет собственных средств, судом не принимается.
Судом установлено, что предприятием велся поименный список граждан, которым предоставлялась льгота, реестры льготных категорий проверялись Администрацией района и соответствующими социальными учреждениями, расчет требований подтвержден заявителем документально. Вместе с тем при рассмотрении дела установлено, что при предоставлении льготы заявителем учитывался налог на добавленную стоимость, который являлся составной частью тарифа на коммунальные услуги.
Суд полагает, что доводы, изложенные Министерством финансов РК в отношении необоснованного предъявления заявителем требований о взыскании НДС при получении из бюджета предприятиями и организациями соответствующих компенсаций в связи с предоставлением льгот, следует признать обоснованными. Согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен их фактической реализации. Пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ стоимость компенсации расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученную от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не устанавливает. Указанное обстоятельство нашло дополнительное отражение в Методических рекомендациях по применению Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447. В свою очередь, суммы налога, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам или услугам), используемых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, при выполнении которых используются государственные регулируемые цены или установленные законом льготы, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ. Возникающая у предприятий и организаций разница в связи с издержками по предоставлению льгот и применению государственных регулируемых цен может быть предметом требований по возмещению (или зачету) из бюджета в порядке, установленном законом. Таким образом, сумма требований заявителя, которую следует признать обоснованной (без учета НДС в размере 18%, применявшегося в оспариваемый период), составила 626 408 руб. 77 коп., данная сумма подлежит взысканию с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации по изложенным в настоящем решении основаниям. В остальной части требований, а также в иске к Министерству финансов Республики Карелия суд отказывает.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Ж." 626 408 руб. 77 коп., убытки, в остальной сумме иска отказать.
2. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение дела в первой инстанции в сумме 11 594 руб. 09 коп.
3. Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Ж." в доход федерального бюджета судебные расходы за рассмотрение дела в первой инстанции в сумме 2 545 руб. 04 коп.
4. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
5. В иске к Министерству финансов Республики Карелия отказать.
6. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.Б.ДЕНИСОВА
И.Б.ДЕНИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)