Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2009 N 18АП-5474/2009 ПО ДЕЛУ N А76-758/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. N 18АП-5474/2009

Дело N А76-758/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 г.
- Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпусенко С.А., судей Махровой Н.В., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южуралстройсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2009 года по делу N А76-758/2009 (судья Соколова И.Ю.), при участии: от открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" - Орловой С.А. (доверенность N 3-28 от 01.01.2009); общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Южуралстройсервис" - Пономаревой С.В. (доверенность N 1 от 19.01.2009);
- установил:

открытое акционерное общество "Челябэнергосбыт" (далее - ОАО "Челябэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-2 "Южуралстройсервис" о взыскании задолженности по договору энергоснабжения за май - июль 2008 в размере 89 179 рублей 92 копейки.
Определением суда от 08.04.2009 произведена замена ненадлежащего ответчика общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания-2 "Южуралстройсервис" на надлежащего ответчика общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Южуралстройсервис" (далее - ООО УК "Южуралстройсервис", ответчик).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.05.2009 (резолютивная часть от 19.05.2009) исковые требования ОАО "Челябэнергосбыт" удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО УК "Южуралстройсервис" просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что население обслуживаемых ответчиком домов находится на прямых расчетах с истцом, оплачивая непосредственно ОАО "Челябэнергосбыт" коммунальную услугу "электроснабжение". ООО УК "Южуралстройсервис" не выставляет населению в квитанциях оплату за электроэнергию и не имеет средств на ее оплату. Заявитель считает, что у него отсутствует обязанность по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, так как по разъяснениям Челябинской городской Думы от 03.03.2008 затраты на покупку электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования, должны учитываться в составе платы за коммунальную услугу "энергоснабжение". Аналогичное содержание имеет письмо Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, ссылка ответчика на которое судом необоснованно отклонена.
ОАО "Челябэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Также истец в отзыве пояснил, что между сторонами сложились фактические отношения по энергоснабжению. ООО УК "Южуралстройсервис" на основании п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006 относится к исполнителям коммунальных услуг. Считает, что электроэнергию ответчик потреблял как юридическое лицо, созданное для управления жилым домом, создания комфортных условий для проживания жильцов, в наличии у которого находилось энергопринимающее устройство. Жильцы находящихся на обслуживании ответчика жилых домов оплачивают электрическую энергию, потребленную в жилых помещениях.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколами общих собраний (в форме заочного голосования) жильцами многоквартирных домов, расположенных в г. Челябинске по ул. Василевского: дома 77, 79, 81, 83, ул. Новороссийская 14, ул. Дербентская 46 определен способ управления многоквартирным домом - управляющая компания, в качестве которой избрано ООО УК "Южуралстройсервис" (т. 1, л.д. 80 - 86).
01.04.2006 между ООО УК "Южуралстройсервис" и ООО УК-2 "Южуралстройсервис" заключен договор N 19-2 на предоставление услуг на содержание, техническое обслуживание общего имущества многоквартирных домов. Перечень услуг и работ по содержанию жилья, а также жилого фонда приведены в приложении к договору (т. 1, л.д. 87 - 98).
В период с мая по июль 2008 ОАО "Челябэнергосбыт" фактически осуществлял поставку электроэнергии в объеме 614 309 кВт/ч для освещения мест общего пользования и общедомовых нужд жилых домов, расположенных в г. Челябинске по ул. Василевского дома 77, 79, 81, 83, ул. Новороссийской 14, ул. Дербентская 46, что подтверждается ведомостями электропотребления (т. 1, л.д. 19 - 24).
Ссылаясь на неоплату ответчиком поставленной энергии, истец обратился в суд с настоящим иском. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст. ст. 307, 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на то, что факт использования ответчиком поставляемой истцом энергии в указанном количестве подтверждается отчетами о расходе электрической энергии, а также ведомостями электропотребления, доказательств оплаты потребленной электроэнергии ООО УК "Южуралстройсервис" не представило.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии с требованиями ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, между сторонами возникли фактические отношения энергоснабжения, регулируемые § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в силу ст. ст. 434, 435, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на поставку тепловой энергии может быть заключен как в форме единого документа, так и по факту передачи и принятия тепловой энергии.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку факт поставки ОАО "Челябэнергосбыт" электрической энергии в период с мая по июль 2008 включительно в объеме 614 309 кВт/ч, а также факт ее потребления ООО УК "Южуралстройсервис" подтверждается отчетами о расходе электрической энергии, ведомостями электропотребления (т. 1, л.д. 16 - 18, 19 - 24), а доказательств оплаты потребленной электроэнергии ответчиком не представлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обязанности ответчика оплатить электрическую энергию, в связи с чем исковые требования удовлетворены правильно.
В силу пункта 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а" пункта 17 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг гражданам.
К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 названных Правил).
Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть непосредственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе, и услуги электроснабжения.
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 названных Правил).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 доступность пользования жилыми помещениями (которая обеспечивается управляющей организацией) включает в себя работу лифтов, насосов и другого инженерного оборудования, без использования которого невозможно пользоваться помещением как жилым.
В пункте 11 названных Правил указано, что услуга по содержанию общего имущества многоквартирного дома включает освещение мест общего пользования.
Из сообщения Челябинской городской думы от 03.08.2008, ГК Единый тарифный орган Челябинской области от 31.05.2006 следует, что расходы на электроэнергию для лифтового хозяйства и освещение мест общего пользования включены в тариф услуги по содержанию и текущему ремонту жилого фонда (т. 1, л.д. 73 - 74).
При указанных обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие платежей за электроэнергию в квитанциях, выставленных гражданам ООО УК "Южуралстройсервис", не освобождает ответчика от обязанности по оплате потребленной электроэнергии ресурсоснабжающей организации (т. 2, л.д. 120 - 137).
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Однако, наличие указанной возможности для усмотрения сторон договора не означает императивной обязанности гарантирующего поставщика.
При указанных обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что электроэнергия, используемая на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, оплачивается непосредственно населением ОАО "Челябэнергосбыт" в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение", судом апелляционной инстанции отклоняется.
Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка ответчика на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, так как из указанного письма не следует, что количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться гражданами-потребителями непосредственно ресурсоснабжающей организации в составе платы за коммунальную услугу электроснабжения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение Арбитражного суда Челябинской области является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2009 года по делу N А76-758/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южуралстройсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
С.А.КАРПУСЕНКО
Судьи:
Н.В.МАХРОВА
Л.Л.ЛОГИНОВСКИХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)