Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис": представители не явились;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представители не явились;
- от третьего лица Томиловой Ирины Борисовны: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
на решение от 27.05.2010
по делу N А37-622/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области
об отмене постановления от 01.04.2010 N 23 по делу об административном правонарушении
третье лицо Томилова Ирина Борисовна
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан" (далее - общество, ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) 01.04.2010 N 23 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением суда от 30.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Томилова Ирина Борисовна.
Решением от 27.05.2010 суд изменил постановление административного органа 01.04.2010 N 23 в части назначения административного наказания, снизив размер административного штрафа до 40 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 18.02.2010 собственник квартиры N 32 дома N 65-Б по пр.К.Маркса Томилова И.Б. обратилась в ООО "Жилсервис" с заявлением, в котором просила в 5-ти дневный срок представить информацию об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 65-Б по пр.К.Маркса; направить своих представителей для установления факта непредоставления услуг капитального ремонта и получения акта о непредоставлении этих услуг в 14-15 часов 18.02.2010 по адресу - пр.К.Маркса, 65-Б, первый подъезд. Однако в составленном обслуживающей организацией акте от 18.02.2010 содержится лишь разъяснения об основаниях начисления и взимания платы за капитальный ремонт. При этом факт непредставления услуг капитального ремонта не отражен.
24.02.2010 Томилова И.Б. вновь обратилась в ООО "Жилсервис", а также в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о направлении своих представителей повторно с целью получения информации об объеме, качестве и периодичности оказания услуг и выполнения работ капитального ремонта путем проведения соответствующей экспертизы Государственной жилищной инспекцией и для установления факта непредоставления услуг и невыполнения работ капитального ремонта и составления соответствующего акта 27.02.2010 в 14-15 часов по адресу - пр.К.Маркса, 65-Б, первый подъезд.
27.02.2010 представитель ООО "Жилсервис" составил и вручил Томиловой И.Б. акт от 27.02.2010, в котором отражена та же самая информация, что и в акте от 18.02.2010.
Государственным жилищным инспектором также составлен акт от 27.02.2010 N 18, отражающий что, ООО "Жилсервис" сведений о необходимости проведения капитального ремонта, собственнику квартиры N 32 не представлено. Собственниками жилого дома по пр.К.Маркса, 65-Б решение о проведении капитального ремонта не принималось. Не были представлены собственникам и сведения о неисправностях и повреждениях, устранение которых требует проведение капитального ремонта.
Государственной жилищной инспекцией Администрации Магаданской области на основании обращения гражданки Томиловой И.Б., от 27.02.2010, проведена проверка, по результатам которой 12.03.2010 составлен протокол N 25 об административном правонарушении и 01.04.2010 вынесено постановление N 23.
Данным постановлением ООО "Жилсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб., не согласившись с которым общество обратилось с заявлением об его отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, разрешая спор, правомерно исходил из следующего.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пунктов 11, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Таким образом, из положений вышеуказанных норм, следует, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, в том числе и по проведению текущих и капитальных ремонтов и содержанию общего имущества возложена на управляющую организацию.
В силу требований п. п. 2.4.1., 2.4.4., 2.4.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами. Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства. Порядок разработки, объем и характер проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться в соответствии с действующими документами.
Согласно статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за проведение капитально ремонта, обязанность по оплате расходов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме, принимается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с учетом конкретных предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктами 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом указанные в пунктах 31 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Вместе с тем, согласно пунктам 15, 16 Правил изменения размера платы, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ. от 23.05.2006 N 307.
Подпунктом "з" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет.
В силу подпункта "н" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества предусмотрен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг. В данном разделе установлены также требования к содержанию акта.
В соответствии с п. 40 Правил содержания общего имущества, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Из договора об оказании услуг по управлению многоквартирным домом от 01.02.2004 N 1 и материалов дела об административном правонарушении, следует, что общество приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению жилым домом, то есть является управляющей организацией.
Установленный в соответствующем договоре управления многоквартирным домом круг обязанностей управляющей организации, равно как и установленные нормативными актами органов местного самоуправления дополнительные обязанности управляющей организации, не освобождают ООО "Жилсервис" от соблюдения возложенных на него общеобязательных требований, направленных на реализацию прав и законных интересов всех собственников помещений при организации капитального ремонта.
В актах ООО "Жилсервис" от 18.02.2010 и от 27.02.2010 отражено, что денежные средства, собранные на капитальный ремонт, будут израсходованы после принятия собственниками решения о проведении капитального ремонта общего имущества.
Как следует из материалов дела, решение общего собрания собственников помещений о необходимости проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома не принималось.
Соответствующего акта осмотра, составленного в порядке п. п. 13, 14 Правил содержания общего имущества, устанавливающего и подтверждающего необходимость проведения капитального ремонта общего имущества спорного многоквартирного дома. ООО "Жилсервис" в ходе производства по делу об административном правонарушении не представило, несмотря на предложение административного органа (определение от 17.03.2010 N 44 - л.д. 75).
Вместе с тем, счет на оплату услуг по капитальному ремонту Томилова И.Б. от ООО "Жилсервис" получает ежемесячно, с марта 2008 г., в том числе, соответствующая квитанция была получена ею и в феврале 2010 г.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующие предложения, связанные с условиями проведения капитального ремонта, управляющая организация - ООО "Жилсервис" представила собственнику Томиловой И.Б. только по ее заявлению от 18.02.2010, при этом, не установив соразмерность предложенных условий по капитальному ремонту размеру установленной в квитанции плате.
Таким образом, начисление и взимание платы за капитальный ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома, в том числе и в феврале 2010 г. производилось управляющей организацией в отсутствие соответствующего решения собственников о проведении такого ремонта, а также без учета состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества данного многоквартирного дома.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение заявителем порядка организации капитального ремонта общего имущества спорного многоквартирного дома, а также порядка установления платы за капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "Жилсервис" имелась возможность для соблюдения норм Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, однако им для этого не были приняты все необходимые и своевременные меры.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что, что на момент совершения административного правонарушения отягчающее обстоятельство отсутствовало и поэтому назначение административным органом наказания в виде штрафа в максимальном размере необоснованным. В связи с этим суд первой инстанции посчитал необходимым снизить размер административного штрафа до 40000 руб.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 27 мая 2010 года по делу N А37-622/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2010 N 06АП-2864/2010 ПО ДЕЛУ N А37-622/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2010 г. N 06АП-2864/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис": представители не явились;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представители не явились;
- от третьего лица Томиловой Ирины Борисовны: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
на решение от 27.05.2010
по делу N А37-622/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области
об отмене постановления от 01.04.2010 N 23 по делу об административном правонарушении
третье лицо Томилова Ирина Борисовна
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан" (далее - общество, ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) 01.04.2010 N 23 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением суда от 30.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Томилова Ирина Борисовна.
Решением от 27.05.2010 суд изменил постановление административного органа 01.04.2010 N 23 в части назначения административного наказания, снизив размер административного штрафа до 40 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 18.02.2010 собственник квартиры N 32 дома N 65-Б по пр.К.Маркса Томилова И.Б. обратилась в ООО "Жилсервис" с заявлением, в котором просила в 5-ти дневный срок представить информацию об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 65-Б по пр.К.Маркса; направить своих представителей для установления факта непредоставления услуг капитального ремонта и получения акта о непредоставлении этих услуг в 14-15 часов 18.02.2010 по адресу - пр.К.Маркса, 65-Б, первый подъезд. Однако в составленном обслуживающей организацией акте от 18.02.2010 содержится лишь разъяснения об основаниях начисления и взимания платы за капитальный ремонт. При этом факт непредставления услуг капитального ремонта не отражен.
24.02.2010 Томилова И.Б. вновь обратилась в ООО "Жилсервис", а также в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о направлении своих представителей повторно с целью получения информации об объеме, качестве и периодичности оказания услуг и выполнения работ капитального ремонта путем проведения соответствующей экспертизы Государственной жилищной инспекцией и для установления факта непредоставления услуг и невыполнения работ капитального ремонта и составления соответствующего акта 27.02.2010 в 14-15 часов по адресу - пр.К.Маркса, 65-Б, первый подъезд.
27.02.2010 представитель ООО "Жилсервис" составил и вручил Томиловой И.Б. акт от 27.02.2010, в котором отражена та же самая информация, что и в акте от 18.02.2010.
Государственным жилищным инспектором также составлен акт от 27.02.2010 N 18, отражающий что, ООО "Жилсервис" сведений о необходимости проведения капитального ремонта, собственнику квартиры N 32 не представлено. Собственниками жилого дома по пр.К.Маркса, 65-Б решение о проведении капитального ремонта не принималось. Не были представлены собственникам и сведения о неисправностях и повреждениях, устранение которых требует проведение капитального ремонта.
Государственной жилищной инспекцией Администрации Магаданской области на основании обращения гражданки Томиловой И.Б., от 27.02.2010, проведена проверка, по результатам которой 12.03.2010 составлен протокол N 25 об административном правонарушении и 01.04.2010 вынесено постановление N 23.
Данным постановлением ООО "Жилсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб., не согласившись с которым общество обратилось с заявлением об его отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, разрешая спор, правомерно исходил из следующего.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пунктов 11, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Таким образом, из положений вышеуказанных норм, следует, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, в том числе и по проведению текущих и капитальных ремонтов и содержанию общего имущества возложена на управляющую организацию.
В силу требований п. п. 2.4.1., 2.4.4., 2.4.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами. Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства. Порядок разработки, объем и характер проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться в соответствии с действующими документами.
Согласно статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за проведение капитально ремонта, обязанность по оплате расходов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме, принимается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с учетом конкретных предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктами 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом указанные в пунктах 31 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Вместе с тем, согласно пунктам 15, 16 Правил изменения размера платы, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ. от 23.05.2006 N 307.
Подпунктом "з" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет.
В силу подпункта "н" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества предусмотрен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг. В данном разделе установлены также требования к содержанию акта.
В соответствии с п. 40 Правил содержания общего имущества, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Из договора об оказании услуг по управлению многоквартирным домом от 01.02.2004 N 1 и материалов дела об административном правонарушении, следует, что общество приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению жилым домом, то есть является управляющей организацией.
Установленный в соответствующем договоре управления многоквартирным домом круг обязанностей управляющей организации, равно как и установленные нормативными актами органов местного самоуправления дополнительные обязанности управляющей организации, не освобождают ООО "Жилсервис" от соблюдения возложенных на него общеобязательных требований, направленных на реализацию прав и законных интересов всех собственников помещений при организации капитального ремонта.
В актах ООО "Жилсервис" от 18.02.2010 и от 27.02.2010 отражено, что денежные средства, собранные на капитальный ремонт, будут израсходованы после принятия собственниками решения о проведении капитального ремонта общего имущества.
Как следует из материалов дела, решение общего собрания собственников помещений о необходимости проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома не принималось.
Соответствующего акта осмотра, составленного в порядке п. п. 13, 14 Правил содержания общего имущества, устанавливающего и подтверждающего необходимость проведения капитального ремонта общего имущества спорного многоквартирного дома. ООО "Жилсервис" в ходе производства по делу об административном правонарушении не представило, несмотря на предложение административного органа (определение от 17.03.2010 N 44 - л.д. 75).
Вместе с тем, счет на оплату услуг по капитальному ремонту Томилова И.Б. от ООО "Жилсервис" получает ежемесячно, с марта 2008 г., в том числе, соответствующая квитанция была получена ею и в феврале 2010 г.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующие предложения, связанные с условиями проведения капитального ремонта, управляющая организация - ООО "Жилсервис" представила собственнику Томиловой И.Б. только по ее заявлению от 18.02.2010, при этом, не установив соразмерность предложенных условий по капитальному ремонту размеру установленной в квитанции плате.
Таким образом, начисление и взимание платы за капитальный ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома, в том числе и в феврале 2010 г. производилось управляющей организацией в отсутствие соответствующего решения собственников о проведении такого ремонта, а также без учета состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества данного многоквартирного дома.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение заявителем порядка организации капитального ремонта общего имущества спорного многоквартирного дома, а также порядка установления платы за капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "Жилсервис" имелась возможность для соблюдения норм Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, однако им для этого не были приняты все необходимые и своевременные меры.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что, что на момент совершения административного правонарушения отягчающее обстоятельство отсутствовало и поэтому назначение административным органом наказания в виде штрафа в максимальном размере необоснованным. В связи с этим суд первой инстанции посчитал необходимым снизить размер административного штрафа до 40000 руб.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 27 мая 2010 года по делу N А37-622/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)