Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12872/2008) ТСЖ "А-5" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2008 по делу N А56-26959/2008 (судья Д.Ю.Боровлев), принятое
по иску (заявлению) ТСЖ "А-5"
к Управлению Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.С.Кириченко (доверенность от 01.12.08 б/н)
от ответчика (должника): представителя О.В.Михайловой (доверенность от 14.01.09 N 00106)
товарищество собственников жилья "А-5" (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу (далее - управление) от 05.08.2008 N 431/08 о привлечении ТСЖ к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 03.12.2008 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ТСЖ "А-5" просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт по делу, в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, административным органом не доказаны наличие события вменяемого административного правонарушения и вина ТСЖ в его совершении.
На основании распоряжения заместителя Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 апелляционная жалоба по настоящему делу передана в производство судье А.Б.Семеновой. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) в связи с изменением состава суда апелляционная жалоба рассмотрена сначала.
В судебном заседании представитель ТСЖ "А-5" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель управления возражал против ее удовлетворения, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба ТСЖ является необоснованной и подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании Распоряжения о проведении мероприятий по контролю за соблюдением земельного законодательства N 20983 от 26.06.2008 проведено обследование земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петродворец, Санкт-Петербургский пр., д. 17б, литера А (схема земельного участка - л.д. 62).
В ходе проверки установлено, что земельный участок представляет собой территорию, примыкающую к жилым зданиям ТСЖ-5 (дом N 5 корпус 1 литера А и дом N 5 корпус N 2, литера А по улице Аврова) и используется ТСЖ. Как следует из акта проверки соблюдения земельного законодательства от 21.07.2008 N 20893 и приложенных к протоколу осмотра территории от 21.07.2008 фототаблиц, земельный участок по периметру имеет ограждение (металлическая решетка) высотой около 2,5 м, доступ на земельный участок можно осуществить только через ворота и калитки, которые оборудованы электромеханическими запорными устройствами. Имеется пост охраны, находящийся во временном строении рядом с въездными воротами. На участке находятся газоны, проезды и площадки с асфальтовым покрытием, на которых расположены автомашины. Доступ на указанный земельный участок ограничен. Правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок ТСЖ не представлены (л.д. 6, 63 - 66).
21.07.2008 Управлением в связи с выявлением в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 20983, согласно которому совершенное ТСЖ административное правонарушение выражается в самовольном занятии земельного участка площадью 1500 кв. м без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (л.д. 7).
05.08.2008 постановлением N 431/08 о назначении административного наказания ТСЖ признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 5). Кроме того, в отношении ТСЖ вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 05.08.2008 N 431/08/1 (л.д. 37).
Отказывая в удовлетворении заявленных ТСЖ требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, в виде взыскания административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей - для юридических лиц.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу статей 25, 26 ЗК РФ использование земельного участка предполагает наличие документов, подтверждающих права на данный участок.
Факт неправомерного занятия ТСЖ земельного участка установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела: протоколом осмотра в присутствии представителя ТСЖ А.А.Прокофьева территории с обмером площади земельного участка от 21.07.2008 и приложенными к протоколу фототаблицами, актом проверки соблюдения земельного законодательства от 21.07.2008, протоколом об административном правонарушении от 21.07.2008, письмом РТЭК "Петербургтеплоэнерго" от 07.04.2008 N 01/2932, содержащим сведения о наличии признаков нарушения земельного законодательства и явившимся одним из оснований проведения проверки административным органом (л.д. 89, 87).
Заявитель ссылается на отсутствие события вменяемого административного правонарушения и вины ТСЖ в его совершении, поскольку спорный земельный участок был отведен застройщику возводимых зданий - ЗАО "ИТС КАД" и в дальнейшем участок со всеми возведенными зданиями и огражденной территорией был передан собственникам помещений в построенных зданиях. Однако, из письма Администрации Петродворцового района от 04.08.2008 N 08-08-04/1 следует, что договор аренды от 16.07.2002 земельного участка, предоставленного застройщику для строительства жилого комплекса, был расторгнут 26.08.2004, спорный земельный участок используется ТСЖ без оформленных правоустанавливающих документов (л.д. 40).
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в числе прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, до формирования земельного участка и определения его границ собственники помещений в многоквартирном доме не вправе использовать земельный участок, в том числе путем возведения строений и установки ограждений.
Из материалов дела следует, что на общем собрании собственников многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 5, корпус 2 29.10.2005 был избран уполномоченный представитель, который обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (л. 21 - 30).
Ранее 05.10.2005 общим собранием ТСЖ "А-5" был рассмотрен вопрос об избрании от имени собственников жилых и нежилых помещений уполномоченного лица для получения и оформления технической документации на здания и плана земельного участка, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 5, корпус 1 и корпус 2, оформления права общей долевой собственности на указанный земельный участок и представления интересов ТСЖ в КЗРиЗ, КГА и ПИБ Петродворцового района (л.д. 79 - 83).
Между тем, в деле отсутствуют сведения о том, что земельный участок сформирован и правоустанавливающие документы на него оформлены на момент рассмотрения дела в суде. Напротив, из объяснений представителя ТСЖ в ходе проведения проверки следует, что права на земельный участок не были оформлены в установленном законом порядке в связи с тяжелым финансовым положением ТСЖ (л.д. 59). Данные обстоятельства подтверждаются также имеющейся в материалах дела выпиской из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования в Санкт-Петербурге от 21.12.2006 (л.д. 95 - 97). Согласно указанному документу Комиссия рекомендовала собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 5 корпус 1, обратиться в Администрацию Петродворцового района с целью предоставления земельного участка для размещения объектов благоустройства и автопарковочных мест в краткосрочную аренду сроком до трех лет, а также обязала собственников помещений в многоквартирном доме демонтировать ограждение, установленное без соответствующих разрешений.
Подлежит отклонению довод заявителя о том, что ТСЖ не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку согласно Уставу ТСЖ создано решением Учредителя Товарищества - застройщиком многоквартирного дома в целях согласования порядка реализации домовладельцами своих прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом многоквартирных домов, совместного управления комплексом недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 2.2 Устава товарищество вправе получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации, а также осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участках (л.д. 8 - 10). Таким образом, именно ТСЖ уполномочено собственниками помещений осуществлять деятельность по управлению общим имуществом, в том числе оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что до оформления правоустанавливающих документов ТСЖ не имело права использовать указанный земельный участок. У заявителя имелась возможность избежать использования спорного земельного участка, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в связи с чем ТСЖ законно и обоснованно привлечено к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, не установил наличия нарушений, которые могли бы явиться основанием для признания незаконным оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 декабря 2008 года по делу N А56-26959/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "А-5" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМЕНОВА А.Б.
Судьи
ЗОТЕЕВА Л.В.
САВИЦКАЯ И.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2009 ПО ДЕЛУ N А56-26959/2008
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. по делу N А56-26959/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12872/2008) ТСЖ "А-5" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2008 по делу N А56-26959/2008 (судья Д.Ю.Боровлев), принятое
по иску (заявлению) ТСЖ "А-5"
к Управлению Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.С.Кириченко (доверенность от 01.12.08 б/н)
от ответчика (должника): представителя О.В.Михайловой (доверенность от 14.01.09 N 00106)
установил:
товарищество собственников жилья "А-5" (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу (далее - управление) от 05.08.2008 N 431/08 о привлечении ТСЖ к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 03.12.2008 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ТСЖ "А-5" просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт по делу, в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, административным органом не доказаны наличие события вменяемого административного правонарушения и вина ТСЖ в его совершении.
На основании распоряжения заместителя Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 апелляционная жалоба по настоящему делу передана в производство судье А.Б.Семеновой. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) в связи с изменением состава суда апелляционная жалоба рассмотрена сначала.
В судебном заседании представитель ТСЖ "А-5" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель управления возражал против ее удовлетворения, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба ТСЖ является необоснованной и подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании Распоряжения о проведении мероприятий по контролю за соблюдением земельного законодательства N 20983 от 26.06.2008 проведено обследование земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петродворец, Санкт-Петербургский пр., д. 17б, литера А (схема земельного участка - л.д. 62).
В ходе проверки установлено, что земельный участок представляет собой территорию, примыкающую к жилым зданиям ТСЖ-5 (дом N 5 корпус 1 литера А и дом N 5 корпус N 2, литера А по улице Аврова) и используется ТСЖ. Как следует из акта проверки соблюдения земельного законодательства от 21.07.2008 N 20893 и приложенных к протоколу осмотра территории от 21.07.2008 фототаблиц, земельный участок по периметру имеет ограждение (металлическая решетка) высотой около 2,5 м, доступ на земельный участок можно осуществить только через ворота и калитки, которые оборудованы электромеханическими запорными устройствами. Имеется пост охраны, находящийся во временном строении рядом с въездными воротами. На участке находятся газоны, проезды и площадки с асфальтовым покрытием, на которых расположены автомашины. Доступ на указанный земельный участок ограничен. Правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок ТСЖ не представлены (л.д. 6, 63 - 66).
21.07.2008 Управлением в связи с выявлением в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 20983, согласно которому совершенное ТСЖ административное правонарушение выражается в самовольном занятии земельного участка площадью 1500 кв. м без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (л.д. 7).
05.08.2008 постановлением N 431/08 о назначении административного наказания ТСЖ признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 5). Кроме того, в отношении ТСЖ вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 05.08.2008 N 431/08/1 (л.д. 37).
Отказывая в удовлетворении заявленных ТСЖ требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, в виде взыскания административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей - для юридических лиц.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу статей 25, 26 ЗК РФ использование земельного участка предполагает наличие документов, подтверждающих права на данный участок.
Факт неправомерного занятия ТСЖ земельного участка установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела: протоколом осмотра в присутствии представителя ТСЖ А.А.Прокофьева территории с обмером площади земельного участка от 21.07.2008 и приложенными к протоколу фототаблицами, актом проверки соблюдения земельного законодательства от 21.07.2008, протоколом об административном правонарушении от 21.07.2008, письмом РТЭК "Петербургтеплоэнерго" от 07.04.2008 N 01/2932, содержащим сведения о наличии признаков нарушения земельного законодательства и явившимся одним из оснований проведения проверки административным органом (л.д. 89, 87).
Заявитель ссылается на отсутствие события вменяемого административного правонарушения и вины ТСЖ в его совершении, поскольку спорный земельный участок был отведен застройщику возводимых зданий - ЗАО "ИТС КАД" и в дальнейшем участок со всеми возведенными зданиями и огражденной территорией был передан собственникам помещений в построенных зданиях. Однако, из письма Администрации Петродворцового района от 04.08.2008 N 08-08-04/1 следует, что договор аренды от 16.07.2002 земельного участка, предоставленного застройщику для строительства жилого комплекса, был расторгнут 26.08.2004, спорный земельный участок используется ТСЖ без оформленных правоустанавливающих документов (л.д. 40).
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в числе прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, до формирования земельного участка и определения его границ собственники помещений в многоквартирном доме не вправе использовать земельный участок, в том числе путем возведения строений и установки ограждений.
Из материалов дела следует, что на общем собрании собственников многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 5, корпус 2 29.10.2005 был избран уполномоченный представитель, который обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (л. 21 - 30).
Ранее 05.10.2005 общим собранием ТСЖ "А-5" был рассмотрен вопрос об избрании от имени собственников жилых и нежилых помещений уполномоченного лица для получения и оформления технической документации на здания и плана земельного участка, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 5, корпус 1 и корпус 2, оформления права общей долевой собственности на указанный земельный участок и представления интересов ТСЖ в КЗРиЗ, КГА и ПИБ Петродворцового района (л.д. 79 - 83).
Между тем, в деле отсутствуют сведения о том, что земельный участок сформирован и правоустанавливающие документы на него оформлены на момент рассмотрения дела в суде. Напротив, из объяснений представителя ТСЖ в ходе проведения проверки следует, что права на земельный участок не были оформлены в установленном законом порядке в связи с тяжелым финансовым положением ТСЖ (л.д. 59). Данные обстоятельства подтверждаются также имеющейся в материалах дела выпиской из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования в Санкт-Петербурге от 21.12.2006 (л.д. 95 - 97). Согласно указанному документу Комиссия рекомендовала собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 5 корпус 1, обратиться в Администрацию Петродворцового района с целью предоставления земельного участка для размещения объектов благоустройства и автопарковочных мест в краткосрочную аренду сроком до трех лет, а также обязала собственников помещений в многоквартирном доме демонтировать ограждение, установленное без соответствующих разрешений.
Подлежит отклонению довод заявителя о том, что ТСЖ не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку согласно Уставу ТСЖ создано решением Учредителя Товарищества - застройщиком многоквартирного дома в целях согласования порядка реализации домовладельцами своих прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом многоквартирных домов, совместного управления комплексом недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 2.2 Устава товарищество вправе получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации, а также осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участках (л.д. 8 - 10). Таким образом, именно ТСЖ уполномочено собственниками помещений осуществлять деятельность по управлению общим имуществом, в том числе оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что до оформления правоустанавливающих документов ТСЖ не имело права использовать указанный земельный участок. У заявителя имелась возможность избежать использования спорного земельного участка, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в связи с чем ТСЖ законно и обоснованно привлечено к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, не установил наличия нарушений, которые могли бы явиться основанием для признания незаконным оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 декабря 2008 года по делу N А56-26959/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "А-5" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМЕНОВА А.Б.
Судьи
ЗОТЕЕВА Л.В.
САВИЦКАЯ И.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)