Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.12.2010 ПО ДЕЛУ N А43-10864/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2010 г. по делу N А43-10864/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой О.А.,
судей Вечканова А.И., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логиновой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Морской", г. Володарск, на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.08.2010 по делу N А43-10864/2010, принятое судьей Кошелевой Т.В., по иску товарищества собственников жилья "Морской", г. Володарск, к муниципальному унитарному предприятию "Коммунсервис", г. Володарск, об изменении договора,
при участии:
- от заявителей - Носовой Т.Н. по доверенности от 07.06.2010 N 1, Удалова А.М. по протоколу от 30.06.2010;
- от истца - Карстелевой В.Н. по трудовому договору от 26.12.2005, Кочемаева В.Н. по доверенности от 01.10.2010,

установил:

товарищество собственников жилья "Морской" (далее - истец или ТСЖ "Морской") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Коммунсервис" Володарского района (далее - ответчик или МУП "Коммунсервис" Володарского района) о внесении изменений в договор N 35 от 01.08.2008, изложив пункты 2.2, 4.3 в редакции, предложенной ТСЖ "Морской" и указанной в дополнительном соглашении к договору. Также истец просит взыскать с ответчика судебные издержки в размере 10 000 руб., связанные с оплатой юридических услуг.
Исковые требования основаны на статьях 309, 422, 426, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что заключенный между сторонами договор от 01.08.2008 N 35 на предоставление услуг центрального отопления и горячего водоснабжения не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и Жилищному кодексу Российской Федерации, в части оплаты населением тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Морской" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в полном объеме в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель указывает на то, что остался нерассмотренным и не нашел отражения в решении суда первой инстанции вопрос о применении тарифа на горячее водоснабжение.
Также заявитель считает, что в суд применил пункты Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в которых регламентируется порядок учета потребления коммунальных услуг, которые не подлежали применению, и не применил нормы подлежащие применению.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец в судебном заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные. Считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 30.11.2010.
После отложения стороны поддержали свою позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Коммунсервис" Володарского района (Предприятие) и ТСЖ "Морской" (Потребитель) заключили 01.08.2008 договор N 35 на предоставление услуг центрального отопления и горячего водоснабжения, по условиям которого Предприятие обязалось отпускать Потребителю через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи в течение срока настоящего договора, а Потребитель обязался полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в условиях настоящего договора.
Согласно пункту 2.2 названного договора Предприятие отпускает Потребителю, согласно температурному графику, тепловую энергию в горячей воде на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в размере установленного лимита 1148,23 Гкал/год, из них:
- - на отопление 700,23 Гкал/год при Т ср. н. в. -4,4 С в период отопительного сезона;
- - на горячее водоснабжение 448 Гкал/год в течение года.
В соответствии с пунктом 3.1 договора Предприятие обязано производить учет отпущенной тепловой энергии на основании показаний расчетных приборов и в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, а при их отсутствии - на основании максимальных тепловых нагрузок с учетом фактической среднемесячной температуры наружного воздуха и нормативной усредненной температуры внутреннего воздуха отапливаемых объектов и продолжительности работы теплопотребляющих установок Потребителя.
Согласно пункту 4.3 договора величина оплаты за предоставленные Предприятием услуги определяется исходя из действующих тарифов на тепловую энергию, утвержденных решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области. На момент заключения договора тариф на тепловую энергию составляет 621,32 руб. (без НДС). Тарифы на тепловую энергию могут пересматриваться.
В доме ТСЖ "Морской" 30.07.2007 установлены общедомовые приборы учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, других счетчиков на доме нет.
Ответчик выставляет счета на оплату ГВС не по указанным тарифам, а следующим образом:
- - по количеству - как по показанию счетчика ГВС, а по тарифу - как за воду холодную, отдельно;
- - отдельно за тепловую энергию, по тарифу тепловой энергии, но в количестве большем, чем требуется по норме тепловой энергии на нагрев 1 м 3 воды.
Как указывает заявитель, основанием для обращения в арбитражный суд послужило то обстоятельство, что ответчик взимает плату с истца за ГВС в нарушение абзаца 2 пункта 7 и пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), дороже, чем предусмотрено тарифом.
Согласно пункту 7 Правил собственники жилых домов (собственник дома - ТСЖ "Морской") должны вносить плату за количество приобретенной ГВС у ответчика исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе сетей, входящих в состав общего имущества дома.
Согласно пункту 15 Правил приобретение горячей воды ТСЖ "Морской" как Исполнителем перед жителями дома осуществляется по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы гражданами. Тариф на ГВС утвержден постановлением N 597 от 30.11.2009 администрацией Володарского муниципального района на 2010 год в размере 57,88 руб. плюс НДС за 1 м 3.
Вопреки указанным правовым актам ответчик выставляет счета на оплату ГВС не по указанным тарифам, а отдельно за поставку холодной воды и количество энергии, необходимой на ее подогрев.
В результате этого стоимость 1 м 3 ГВС истцу обходится дороже тарифа, утвержденного постановлением администрации Володарского района и используемого для расчета с населением других домов.
Истцом было предложено ответчику заключить дополнительное соглашение к договору N 35 от 01.08.2008, которым изменить редакцию пунктов 2.2, 4.3, привести их в соответствие с законодательством Российской Федерации и предусмотреть оплату за тепловую энергию на отопление отдельно по тарифу тепловой энергии, а за ГВС отдельно, по тарифу на ГВС.
Письмо с двумя экземплярами дополнительного соглашения к договору было вручено ответчику 12.04.2010, однако ответчик предложение не принял, оба экземпляра дополнительного соглашения возвратил.
Отказ ответчика от подписания дополнительного соглашения о внесении изменений в договор послужил истцу основанием для подачи искового заявления.
Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Общество просит арбитражный суд изменить пункты 2.2 и 4.3 договора, касающиеся количества поставляемой тепловой энергии и порядка расчетов за тепловую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Существенными условиями договора энергоснабжения помимо предмета договора являются количество и качество энергии, режим потребления энергии, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасной эксплуатации сетей, приборов и оборудования (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из смысла статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации передача товара потребителю осуществляется путем подачи энергии через присоединенную сеть на энергоустановку потребителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Тепловая энергия может поставляться как в горячей воде, так и в паре, которые являются теплоносителями.
Предметом договора теплоснабжения является тепловая энергия - вид энергии, характеризуемой температурой и давлением теплоносителя, численное значение которой равно его теплосодержанию. Теплоноситель нельзя, признать предметом договора, поскольку он является лишь веществом, применяемым для передачи тепловой энергии по тепловым сетям, а также для непосредственного использования потребителем, то есть выполняет функцию средства доставления объекта.
Как следует из пункта 2.2 Предприятие отпускает Потребителю тепловую энергию в горячей воде в количестве 1148,23 Гкал/год.
Истец просит изложить пункт 2.2 договора в редакции, согласно которой Потребителю будет поставляться тепловая энергия на отопление в количестве 700, 23 Гкал/год и горячая вода в количестве 4200 куб. м.
Данная редакция пункта договора противоречит статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку потребителю поставляется тепловая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Основной спор между сторонами возник по цене, на основании которой должны производиться расчеты.
Истец полагает, что ответчик при расчетах за горячее водоснабжение должен руководствоваться постановлением администрации Володарского муниципального района от 30.11.2010 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на горячее водоснабжение на 2010 год" N 597, согласно которому ответчику установлены тарифы для населения за горячее водоснабжение, и полагает незаконным начисление истцу стоимости ГВС раздельно по ресурсам (холодная вода и тепловая энергия). Считает, что такой расчет может применяться сторонами только при отсутствии центральной системы отопления.
Ответчик считает данную позицию истца необоснованной ввиду того, что данный тариф рассчитан исходя из норм потребления коммунальных услуг и регламентирует взаимоотношения между организацией коммунального комплекса и потребителем при отсутствии приборов учета коммунальных услуг. В данном случае на доме N 8 по ул. Мичурина г. Володарска, находящемся на обслуживании ТСЖ "Морской", установлен прибор учета воды и энергии, затраченной на подогрев этой воды. Таким образом, по мнению ответчика, все расчеты между МУП "Коммунсервис" Володарского района и ТСЖ "Морской" должны производиться и производятся исходя из положений пунктов 17, 22 Правил. В противном случае, отпадает необходимость в использовании самого прибора учета, производящего учет воды и затраченной энергии.
Истец считает необходимым изложить пункт 4.3 договора в следующей редакции:
"Величина оплаты определяется из действующих тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, утвержденных пунктом 15 постановления Правительства N 307 от 23.05.2006, решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области и постановлением администрации Володарского муниципального района N 597 от 30.11.2009.
Цены (тарифы) на тепловую энергию и горячее водоснабжение могут пересматриваться.
Кроме того, в данный пункт истец включил вид услуг, объем (количество) поставляемого ресурса, цену за единицу и итоговую стоимость услуг на 2010 год.
Оплата тепловой энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Расчеты за тепловую энергию, тепловую мощность и теплоносители, полученные абонентом от энергоснабжающей организации, производятся в порядке, установленном правовыми и нормативными актами или договором по тарифам, утвержденным в соответствии с федеральным законодательством.
При расчетах могут применяться одноставочные, двухставочные (со ставкой за мощность) и многоставочные (со ставкой за мощность, ставкой за расход и количество теплоносителя и др.), дифференцированные по времени (сезонные), по виду теплоносителя (пар, горячая вода), по параметрам пара (температуре и давлению), по объемам теплопотребления, по числу часов использования максимума нагрузки и другие формы тарифов. Конкретные виды тарифов рассчитываются в соответствии с действующими нормативными документами и утверждаются в установленном порядке. Право выбора вида тарифа предоставляется абоненту при наличии у него соответствующих приборов или систем учета потребления тепловой энергии. Контроль соответствия применяемых в договорах между энергоснабжающей организацией и абонентами тарифов и систем измерения и учета тепловой энергии осуществляют органы государственного энергетического надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статьям 1 - 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон) тарифы на тепловую энергию регулируются государством. В статье 6 названного Закона установлено, что полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В абзаце 8 статьи 2 Закона определено, что при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций.
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии (абзац 1 статьи 4 Закона).
Ответчик при расчетах за тепловую энергию руководствуется тарифами, установленными решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области, которые были согласованы в пункте 4.3 договора.
Данная редакция договора не противоречит действующему законодательству и не требует внесения изменений.
Спор по расчетам за ГВС между сторонами носит расчетный характер и правомерность применения того или иного тарифа в стоимостном выражении должна разрешаться в самостоятельном порядке.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку ТСЖ "Морской" является исполнителем коммунальных услуг, поэтому в силу пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение им тепловой энергии в горячей воде осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам, то есть по тарифам для группы потребителей - население.
Вместе с тем требования иска сводятся к изменению условий договора, что возможно только по основаниям, установленным статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, наличие которых истцом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.08.2010 по делу N А43-10864/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Морской", г. Володарск Нижегородской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Председательствующий судья
О.А.ЕРШОВА
Судьи
Е.Л.МАЛЫШКИНА
А.И.ВЕЧКАНОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)