Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2012 N 15АП-14901/2011 ПО ДЕЛУ N А53-15692/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2012 г. N 15АП-14901/2011

Дело N А53-15692/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саниной Е.А.
при участии:
- от ответчика - представитель Чумаков А.Б. по доверенности от 10.01.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Строй Центр" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2011 по делу N А53-15692/2011
по иску ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"
к ответчику - ООО "Строй Центр"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Корецкого О.А.

установил:

открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строй Центр" задолженности за потребленную электроэнергию за период с февраля 2010 года по февраль 2011 года в размере 1432116 руб. 42 коп.
Решением от 17.11.2011 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 1432116 руб. 42 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что ответчиком не исполнена обязанность по оплате электрической энергии потребленной многоквартирными жилыми домами, находящимися в его управлении. Расчет задолженности произведен по нормативам потребления.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что примененный судом норматив потребления утвержден Региональной службой по тарифам Ростовской области с нарушением норм Постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 и является недействующим. По мнению заявителя, поскольку примененный норматив потребления электрической энергии утвержден с нарушением законодательства и договор между сторонами отсутствует, действия истца по взысканию спорной задолженности неправомерны.
Заявитель также указал на необоснованное отклонение ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в заседание не явился, отзыв не представил. Общество о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с февраля 2010 года по февраль 2011 года ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" поставило электроэнергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Строй Центр".
В связи с неисполнением управляющей организацией обязательств по оплате электрической энергии, потребленной на освещение мест общего пользования и работу лифтов, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Договор энергоснабжения между сторонами не заключен. Вместе с тем, как следует из разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно пунктам 7 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг, стороной по договору с ресурсоснабжающей организацией выступает в зависимости от способа управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК) или собственники помещений в многоквартирном ломе при непосредственном способе управления.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией или через ТСЖ (ЖСК), последние являются исполнителями коммунальных услуг и на основании договора с ресурсоснабжающей организацией приобретают коммунальные ресурсы для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг.
В соответствии с разъяснениями Минрегионразвития Российской Федерации, данными в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, индивидуальные договоры с каждым из собственников жилых помещений в многоквартирном доме с одной стороны и ресурсоснабжающей организацией с другой заключаются в одном случае - при непосредственном способе управления. При этом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, в случае если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета, допущенными в установленном порядке в качестве счетных, расход электроэнергии в местах общего пользования определяется пропорционально уровню электропотребления каждой квартиры и включается в счет каждого собственника жилого помещения.
Приведенные разъяснения согласуются со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающим ответственность управление управляющей организацией за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего они являются исполнителями коммунальных услуг в отношении потребителей даже и в том случае, когда договор на управление жилым домом и на предоставление коммунальных услуг не заключен.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В пункте 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В данном случае, коллективные (общедомовые) приборы учета у ответчика отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
На территории Ростовской области органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам, которая постановлением от 31.05.2007 N 7/6 (далее - постановление N 7/6) утвердила нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению. Утвержденные постановлением N 7/6 нормативы не содержат выраженного норматива потребления электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
Предметом спора по настоящему делу является взыскание задолженности за освещение мест общего пользования и работу электрооборудования (лифтов) в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Строй Центр".
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, при расчете размера платы за электроснабжение при отсутствии индивидуальных приборов учета истец правомерно учитывал следующие величины расхода электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.
Расчет стоимости электрической энергии, израсходованной на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, произведен истцом исходя из следующих показателей: расход электроэнергии на места общего пользования и лифтовой нагрузки в месяц определен как произведение 7 кВт/ч на одного человека по МОП (плюс 7 кВтч на одного человека в случае наличия лифта в доме) на количество проживающих в доме жильцов и на тариф в рублях за 1 кВт/ч.
Размер задолженности за спорный период составляет 1432116 руб. 42 коп., Контррасчет задолженности ответчиком не представлялся, требование о взыскании задолженности правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на то, что примененное при расчете задолженности постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области N 7/6 от 31.05.2007 является недействующим, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Правомерность применения данного нормативного правового акта при расчете размера задолженности подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А53-3001/2010 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за прошлый период.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора дела N А53-3001/2010.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Кодекса арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом РФ, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства со ссылкой на то, что в случае вынесения Высшим Арбитражным судом Российской Федерации судебного акта, влияющего на отношения сторон и на результат рассмотрения по данному делу, ответчик не лишен права обратиться с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам согласно статье 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 12.01.2012 N ВАС-13333/11 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А53-3001/2010 отказано.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2011 по делу N А53-15692/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА

Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
Б.Т.ЧОТЧАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)