Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2010 N 09АП-8133/2010-АК, 09АП-8914/2010-АК ПО ДЕЛУ N А40-151178/09-119-1082

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2010 г. N 09АП-8133/2010-АК, 09АП-8914/2010-АК

Дело N А40-151178/09-119-1082

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2010 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Попова В.И.
судей: Гончарова В.Я. и Москвиной Л.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ЖСК "Советский композитор" и Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2010 по делу N А40-151178/09-119-1082 судьи Быковой Ю.Л.
по заявлению ЗАО Концерн "Лусине" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: ЖСК "Советский композитор"
о признании незаконным бездействия, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
при участии:
- от заявителя: Молдован В.М. по дов. от 01.03.2010 г., паспорт <...>; Мовсесян Е.А. по дов. от 21.12.2009 г., паспорт <...>;
- от ответчика: Осипов М.А. по дов. от 25.12.2009 г., удост. N 556;
- от третьего лица: Саморядов А.Н. по дов. от 12.01.2009 г., паспорт <...>;
- установил:

ЗАО Концерн "Лусине" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы), выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка, находящегося под зданием, расположенным по адресу: г. Москва, Газетный переулок, владение 13/15 и обязании ответчика утвердить схему расположения указанного земельного участка.
Решением от 26.02.2010 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, признав наличие к тому совокупности необходимых условий, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом суд обязал ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о возможности утверждения схемы расположения вышеназванного земельного участка на основании пакета документов, представленных в Департамент за вх. N 33-5ТО-2598/9 от 06.08.2009. Суд пришел к выводу о не совершении ответчиком в установленный срок необходимых действий, предусмотренных действующим законодательством, по рассмотрению заявления Общества.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЖСК "Советский композитор" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что нормы действующего законодательства не предусматривают возможность утвердить схему расположения земельного участка, кадастровый учет которого уже осуществлен. Также ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2008 по делу N А40-51484/07-121-376, имеющее, по мнению подателя жалобы, преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Также не согласившись с принятым по делу судебным актом, ДЗР г. Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что незаконное бездействие со стороны Департамента по не утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка отсутствует. Указывает, что в данном случае вначале необходимо откорректировать границы земельного участка, находящегося на правах аренды ЖСК "Советский композитор", и внести соответствующие изменения в договор аренды от 31.07.1995 N М-01-002763 и в государственный кадастровый учет.
Лица, участвующие в деле, письменных отзывов на апелляционную жалобу в суд не представили.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал, что земельный участок ЖСК "Советский композитор" поставлен на кадастровый учет. Границы участков заявителя и ЖСК "Советский композитор" пересекаются. Откорректировать границы и внести изменения в кадастровый учет земельного участка ДЗР г. Москвы не имеет права проводить на собственные средства и по своей инициативе.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Поддержал позицию ответчика.
Пояснил, что земельный участок предоставлен ЖСК "Советский композитор" по целевому назначению под эксплуатацию жилого дома. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет. Указал, что заявитель без разрешения собственника возвел объект незавершенного строительства на земельном участке после предоставления этого земельного участка в аренду ЖСК "Советский композитор".
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Считает, что ДЗР г. Москвы незаконно отказало в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под зданием, по адресу: г. Москва, Газетный пер., владение 13/15. Пояснил, что Общество имеет свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства на земельном участке.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, ЗАО Концерн "Лусине" является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, Газетный переулок, владение 13/15, площадью застройки 1434,2 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2007 серии 77 АД N 025912 (запись регистрации 77-77-11/007/2006-916) (т. 1 л.д. 11).
06.08.2009 ЗАО Концерн "Лусине" обратилось в ДЗР г. Москвы с заявлением (вх. N 33-5ТО-2598/9) об утверждении схемы расположения земельного участка под зданием, находящимися по адресу: г. Москва, Газетный переулок, владение 13/15, на кадастровом плане (карте) территории.
Срок исполнения документа был установлен 17.09.2009, о чем свидетельствует выписка из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" (т. 1 л.д. 8).
Однако до настоящего времени ответа или распоряжения об утверждении границ испрашиваемого земельного участка ответчиком подготовлено не было.
Считая длительное бездействие ДЗР г. Москвы незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, совершившего оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы права, обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Рассмотрев спор повторно, в пределах, установленных законом, апелляционный суд считает, что ответчик не доказал соответствие оспариваемого бездействия нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а суд первой инстанции обоснованно указал на наличие необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы ЖСК "Советский композитор" о несоответствии выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении судом норм материального права, признаются коллегией несостоятельными.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
На основании п. 2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
Таким образом, с учетом положений Регламента подготовки документов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. При этом юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
В силу п. 4 Положения "О порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105, границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридическим лицам, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В настоящем случае на спорном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, находящийся в собственности заявителя, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2007 серии 77 АД N 025912.
Следовательно, учитывая положения п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ и разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума от 24.03.2005 N 11, заявитель может обращаться за землеустроительной документацией на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Газетный переулок, владение 13/15.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" (далее - постановление Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП) если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП также утвержден Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", п. 3.9 которого определяет порядок и срок подготовки распоряжения ДЗР г. Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. При этом срок подготовки комплекта документов в совокупности составляет 45 дней.
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, ДЗР г. Москвы осуществляет деятельность по постановке земельного участка на кадастровый учет с необходимым утверждением плана границ земельного участка для последующего принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
В настоящем же случае, как видно из материалов дела, каких-либо действий, связанных с рассмотрением заявления Общества от 06.08.2009 вх. N 33-5ТО-2598/9, в установленный срок ответчиком совершено не было.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что ДЗР г. Москвы в отношении ЗАО Концерн "Лусине" было допущено незаконное бездействие, вопреки доводам апелляционных жалоб, является правомерным.
При этом доводы ответчика и третьего лица, обосновывающие невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о законности не рассмотрения заявления Общества.
Ссылка ЖСК "Советский композитор" на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2008 по делу N А40-51484/07-121-376 и установленным им фактические обстоятельства относительно спорного земельного участка, имеющее, по мнению третьего лица, преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанным решением отказано в удовлетворении заявления ЗАО Концерн "Лусине" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, площадью 7 605,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Газетный переулок, владение 13/15, и обязании УФРС по Москве зарегистрировать право собственности заявителя.
Данный судебный акт принят с участием иных лиц и в отношении иного предмета спора, в связи с чем не может иметь преюдициального значения для настоящего дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал соответствие оспоренного бездействия нормам действующего законодательства.
Из ч. 2 ст. 201 АПК РФ вытекает, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия государственных органов должны содержаться в том числе, указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Как правильно указал суд первой инстанции, вопрос о возможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка ответчиком не рассматривался.
Принимая во внимание положения вышеназванных норм права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, а именно установление несоответствия оспариваемого бездействия ответчика, как по форме, так и по содержанию требованиям законодательства, судебная коллегия находит правомерным вывод суда в обжалуемом решении о необходимости рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего требованиям законодательства решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, считает, что в данном случае установлена совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта отсутствуют.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателей жалоб с учетом того, что ответчик от их уплаты освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2010 по делу N А40-151178/09-119-1082 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
В.И.ПОПОВ
Судьи:
В.Я.ГОНЧАРОВ
Л.А.МОСКВИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)