Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ТСЖ; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
28 марта 2005 г. Дело N А40-68470/04-130-667
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 4 апреля 2005 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи К., рассмотрев дело по заявлению ЖСК "Рублево" к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконными действий и обязании выдать кадастровый план, при участии: от заявителя - Л. (дов. от 15.03.04), П. (предс., прот. от 23.10.03 N 21/03), от ответчика - М. (дов. от 27.01.05 N 33-И-3/5-122), Д. (дов. от 20.01.05 N 33-И-3/5-114),
ЖСК "Рублево" обратилось с требованиями о признании незаконными действий Москомзема (прежнее наименование Департамента земельных ресурсов г. Москвы), выразившихся в отказе выдать кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, и обязании выдать кадастровый план.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что названный земельный участок был закреплен за ним решением Кунцевского райисполкома от 22.05.81 N 24/9 под строительство жилого дома, однако Москомзем письмом от 27.04.04 N 33-И-07-1770/04 отказал ему в выдаче кадастрового плана этого земельного участка, ссылаясь на то, что размер и границы земельного участка должны быть определены в соответствии с проектом межевания территории и оформлены распорядительным документом префектуры ЗАО г. Москвы, что является незаконным, так как, по мнению заявителя, спорный земельный участок уже имеет кадастровый номер, что подтверждается выпиской из технического паспорта на здание, расположенное на этом земельном участке. Кроме того, заявитель указывает, что занимает указанный земельный участок с 1984 года, когда было построено в установленном порядке находящееся на нем жилое здание, уплачивает земельные налоги, и в соответствии с распоряжением Мэра г. Москвы от 21.07.03 N 278-РМ Москомзем обязан обеспечить до 01.08.03 корректировку схемы кадастрового деления г. Москвы, в силу постановления Правительства Москвы от 01.06.04 N 361-ПП выдача кадастровых планов является обязанностью Москомзема. Заявитель также указывает, что отсутствие кадастрового плана препятствует оформлению земельно-правовых отношений и регистрации его права собственности на жилое здание, поскольку для этого требуется представление в регистрирующий орган кадастрового плана земельного участка, на котором оно расположено. Заявитель также сообщил, что о нарушении его прав оспариваемым отказом ему стало известно только в декабре 2004 года, после получения в Префектуре ЗАО г. Москвы информации, из которой следовало, что имеются препятствия для выдачи распорядительной документации.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы возражает против удовлетворения заявленных требований, указав, что спорный земельный участок на кадастровом учете не состоит, заявитель не обращался в уполномоченный орган с заявкой для проведения кадастрового учета земельного участка с приложением к ней правоустанавливающих документов на земельный участок и документов о межевании земельного участка в соответствии со ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.00 N 28-ФЗ. Кроме того, ответчик указывает, что распоряжением Мэра г. Москвы от 21.07.03 N 278-М на Москомзем была возложена только обязанность провести деление кадастровых округов на кадастровые районы и кадастровые кварталы, а проведение деления последних на земельные участки поручено не было.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Кунцевский райисполком решением от 22.05.81 N 24/9 закрепил за ЖСК "Рублево" земельный участок и жилой дом по адресу: Рабочий поселок, микрорайон 34б, корп. 37 абвг, подлежащий строительству за счет средств кооператива. При этом ни границы, ни размер закрепленного земельного участка этим решением определены не были.
ЖСК "Рублево" письмами от 24.03.04 N 35 и от 01.04.04 N 37 обратился в Москомзем с просьбой выдать кадастровый план земельного участка, закрепленного за кооперативом указанным решением Кунцевского райисполкома, и "оформить земельно-правовые отношения в виде собственности" на земельный участок.
Письмом от 27.04.04 N 33-И-07-1770/04 Москомзем отказал ЖСК "Рублево" в выдаче кадастрового плана земельного участка по Кунцевской улице, вл. 4, корп. 1, указав, что размер и границы земельного участка для оформления земельно-правовых отношений определяются по заключению ГлавАПУ на основе проекта межевания территории, разрабатываемого Москомархитектурой; после установления границ участка по вопросу предоставления земельного участка в собственность следует обратиться в установленном порядке в Префектуру ЗАО г. Москвы; кадастровый план земельного участка может быть выдан после оформления распорядительного документа по данному вопросу.
ГУЛ ГлавАПУ письмом от 02.08.04 разъяснило кооперативу, что установление границ домовладения может быть проведено только после утверждения границ межевания кварталов, а разработка проектов межевания кварталов обеспечивается финансированием за счет средств городского бюджета и осуществляется по перечням, утверждаемым Правительством Москвы и составленным на основании предложений Управ районов и Префектуры ЗАО г. Москвы.
Префектура ЗАО г. Москвы сообщила заявителю, что перечень подлежащих межеванию кварталов на 2005 год утвержден, а для включения квартала 31-35 района Кунцево в указанный перечень на 2006 год ему необходимо обратиться в Управу района Кунцево (письмо от 16.02.05. N СЛ 01-3905/4-1-1).
Согласно справке ТОРЗ ЗАО г. Москвы от 22.03.05 N 33-И-07-6144/05 земельный участок по адресу: ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, по состоянию на 17.03.05 на кадастровом учете в Департаменте земельных ресурсов г. Москвы не состоит.
Как следует из выписки из технического паспорта на здание, расположенное по адресу: ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, по состоянию на 20.02.02 это здание как объект недвижимости имело кадастровый номер 77-07-04007-000-00012161.
Суд считает необоснованным довод заявителя о том, что в настоящее время имеется кадастровый план земельного участка по названному адресу, в обоснование которого он ссылается на то, что в силу ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ кадастровый номер здания включает в себя кадастровый номер земельного участка.
В соответствии с п. 3 Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.96 N 475, кадастровый номер объекта недвижимости (здания, сооружения) имел следующую структуру:
- А - номер субъекта Российской Федерации;
- Б - номер административно-территориального образования;
- В - номер зоны (микрорайона, квартала, иной учетной единицы);
- Г - номер земельного участка;
- Д - номер здания или сооружения.
Пунктом 4 этого Положения предусмотрено, что отсутствие кадастрового номера земельного участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового номера зданию, в таком случае формируется кадастровый номер, в котором вместо номера земельного участка ставится ноль, а номер зданию присваивается в общем порядке.
Четвертый раздел номера, указанный в представленной выписке из технического паспорта на здание, соответствующий номеру земельного участка, содержит именно нули, что подтверждает отсутствие кадастрового номера земельного участка.
Согласно п. 6 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.00 N 660, присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании и проведении на основе заявки кадастровых работ. Ни материалы межевания, ни заявка о проведении кадастрового учета в Москомзем ЖСК "Рублево" не представлялись.
В соответствии с п. 3.6.9 Временных методических указаний по ведению государственного земельного кадастра, утвержденных Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.09.98 N 98-1, действия по учету земельного участка начинаются с момента приема документов для государственного учета, которые заявителем не представлялись.
Статьей 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено, что для проведения государственного кадастрового учета земельного участка заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявкой, к которой должны быть приложены правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельного участка, что также не было сделано заявителем.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что кадастровый план спорного земельного участка должен был быть изготовлен Москомземом при проведении работ по кадастровому учету в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 21.07.03 N 278-РМ, поскольку этим актом предусмотрено проведение работ по корректировке схемы кадастрового деления земель территории города Москвы (деление кадастровых округов на кадастровые районы и кадастровые кварталы), а не проведение кадастрового учета всех земельных участков.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что у Москомзема отсутствовала возможность выдать заявителю кадастровый план указанного земельного участка.
Уплаченная ЖСК "Рублево" государственная пошлина относится на заявителя.
На основании ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.00 N 28-ФЗ и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 180, 181, 201 АПК РФ, суд
проверив на соответствие ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.00 N 28-ФЗ, отказать ЖСК "Рублево" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Москомзема, выразившихся в отказе выдать кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, и обязании выдать кадастровый план.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.03.2005, 04.04.2005 ПО ДЕЛУ N А40-68470/04-130-667
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ТСЖ; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 марта 2005 г. Дело N А40-68470/04-130-667
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 4 апреля 2005 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи К., рассмотрев дело по заявлению ЖСК "Рублево" к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконными действий и обязании выдать кадастровый план, при участии: от заявителя - Л. (дов. от 15.03.04), П. (предс., прот. от 23.10.03 N 21/03), от ответчика - М. (дов. от 27.01.05 N 33-И-3/5-122), Д. (дов. от 20.01.05 N 33-И-3/5-114),
УСТАНОВИЛ:
ЖСК "Рублево" обратилось с требованиями о признании незаконными действий Москомзема (прежнее наименование Департамента земельных ресурсов г. Москвы), выразившихся в отказе выдать кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, и обязании выдать кадастровый план.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что названный земельный участок был закреплен за ним решением Кунцевского райисполкома от 22.05.81 N 24/9 под строительство жилого дома, однако Москомзем письмом от 27.04.04 N 33-И-07-1770/04 отказал ему в выдаче кадастрового плана этого земельного участка, ссылаясь на то, что размер и границы земельного участка должны быть определены в соответствии с проектом межевания территории и оформлены распорядительным документом префектуры ЗАО г. Москвы, что является незаконным, так как, по мнению заявителя, спорный земельный участок уже имеет кадастровый номер, что подтверждается выпиской из технического паспорта на здание, расположенное на этом земельном участке. Кроме того, заявитель указывает, что занимает указанный земельный участок с 1984 года, когда было построено в установленном порядке находящееся на нем жилое здание, уплачивает земельные налоги, и в соответствии с распоряжением Мэра г. Москвы от 21.07.03 N 278-РМ Москомзем обязан обеспечить до 01.08.03 корректировку схемы кадастрового деления г. Москвы, в силу постановления Правительства Москвы от 01.06.04 N 361-ПП выдача кадастровых планов является обязанностью Москомзема. Заявитель также указывает, что отсутствие кадастрового плана препятствует оформлению земельно-правовых отношений и регистрации его права собственности на жилое здание, поскольку для этого требуется представление в регистрирующий орган кадастрового плана земельного участка, на котором оно расположено. Заявитель также сообщил, что о нарушении его прав оспариваемым отказом ему стало известно только в декабре 2004 года, после получения в Префектуре ЗАО г. Москвы информации, из которой следовало, что имеются препятствия для выдачи распорядительной документации.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы возражает против удовлетворения заявленных требований, указав, что спорный земельный участок на кадастровом учете не состоит, заявитель не обращался в уполномоченный орган с заявкой для проведения кадастрового учета земельного участка с приложением к ней правоустанавливающих документов на земельный участок и документов о межевании земельного участка в соответствии со ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.00 N 28-ФЗ. Кроме того, ответчик указывает, что распоряжением Мэра г. Москвы от 21.07.03 N 278-М на Москомзем была возложена только обязанность провести деление кадастровых округов на кадастровые районы и кадастровые кварталы, а проведение деления последних на земельные участки поручено не было.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Кунцевский райисполком решением от 22.05.81 N 24/9 закрепил за ЖСК "Рублево" земельный участок и жилой дом по адресу: Рабочий поселок, микрорайон 34б, корп. 37 абвг, подлежащий строительству за счет средств кооператива. При этом ни границы, ни размер закрепленного земельного участка этим решением определены не были.
ЖСК "Рублево" письмами от 24.03.04 N 35 и от 01.04.04 N 37 обратился в Москомзем с просьбой выдать кадастровый план земельного участка, закрепленного за кооперативом указанным решением Кунцевского райисполкома, и "оформить земельно-правовые отношения в виде собственности" на земельный участок.
Письмом от 27.04.04 N 33-И-07-1770/04 Москомзем отказал ЖСК "Рублево" в выдаче кадастрового плана земельного участка по Кунцевской улице, вл. 4, корп. 1, указав, что размер и границы земельного участка для оформления земельно-правовых отношений определяются по заключению ГлавАПУ на основе проекта межевания территории, разрабатываемого Москомархитектурой; после установления границ участка по вопросу предоставления земельного участка в собственность следует обратиться в установленном порядке в Префектуру ЗАО г. Москвы; кадастровый план земельного участка может быть выдан после оформления распорядительного документа по данному вопросу.
ГУЛ ГлавАПУ письмом от 02.08.04 разъяснило кооперативу, что установление границ домовладения может быть проведено только после утверждения границ межевания кварталов, а разработка проектов межевания кварталов обеспечивается финансированием за счет средств городского бюджета и осуществляется по перечням, утверждаемым Правительством Москвы и составленным на основании предложений Управ районов и Префектуры ЗАО г. Москвы.
Префектура ЗАО г. Москвы сообщила заявителю, что перечень подлежащих межеванию кварталов на 2005 год утвержден, а для включения квартала 31-35 района Кунцево в указанный перечень на 2006 год ему необходимо обратиться в Управу района Кунцево (письмо от 16.02.05. N СЛ 01-3905/4-1-1).
Согласно справке ТОРЗ ЗАО г. Москвы от 22.03.05 N 33-И-07-6144/05 земельный участок по адресу: ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, по состоянию на 17.03.05 на кадастровом учете в Департаменте земельных ресурсов г. Москвы не состоит.
Как следует из выписки из технического паспорта на здание, расположенное по адресу: ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, по состоянию на 20.02.02 это здание как объект недвижимости имело кадастровый номер 77-07-04007-000-00012161.
Суд считает необоснованным довод заявителя о том, что в настоящее время имеется кадастровый план земельного участка по названному адресу, в обоснование которого он ссылается на то, что в силу ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ кадастровый номер здания включает в себя кадастровый номер земельного участка.
В соответствии с п. 3 Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.96 N 475, кадастровый номер объекта недвижимости (здания, сооружения) имел следующую структуру:
- А - номер субъекта Российской Федерации;
- Б - номер административно-территориального образования;
- В - номер зоны (микрорайона, квартала, иной учетной единицы);
- Г - номер земельного участка;
- Д - номер здания или сооружения.
Пунктом 4 этого Положения предусмотрено, что отсутствие кадастрового номера земельного участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового номера зданию, в таком случае формируется кадастровый номер, в котором вместо номера земельного участка ставится ноль, а номер зданию присваивается в общем порядке.
Четвертый раздел номера, указанный в представленной выписке из технического паспорта на здание, соответствующий номеру земельного участка, содержит именно нули, что подтверждает отсутствие кадастрового номера земельного участка.
Согласно п. 6 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.00 N 660, присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании и проведении на основе заявки кадастровых работ. Ни материалы межевания, ни заявка о проведении кадастрового учета в Москомзем ЖСК "Рублево" не представлялись.
В соответствии с п. 3.6.9 Временных методических указаний по ведению государственного земельного кадастра, утвержденных Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.09.98 N 98-1, действия по учету земельного участка начинаются с момента приема документов для государственного учета, которые заявителем не представлялись.
Статьей 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено, что для проведения государственного кадастрового учета земельного участка заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявкой, к которой должны быть приложены правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельного участка, что также не было сделано заявителем.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что кадастровый план спорного земельного участка должен был быть изготовлен Москомземом при проведении работ по кадастровому учету в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 21.07.03 N 278-РМ, поскольку этим актом предусмотрено проведение работ по корректировке схемы кадастрового деления земель территории города Москвы (деление кадастровых округов на кадастровые районы и кадастровые кварталы), а не проведение кадастрового учета всех земельных участков.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что у Москомзема отсутствовала возможность выдать заявителю кадастровый план указанного земельного участка.
Уплаченная ЖСК "Рублево" государственная пошлина относится на заявителя.
На основании ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.00 N 28-ФЗ и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 180, 181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
проверив на соответствие ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.00 N 28-ФЗ, отказать ЖСК "Рублево" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Москомзема, выразившихся в отказе выдать кадастровый план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, и обязании выдать кадастровый план.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)