Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2009 ПО ДЕЛУ N А33-9312/2009

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2009 г. по делу N А33-9312/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
с участием представителей:
заявителя - Вагнера Р.Э. по доверенности от 20.05.2009,
налогового органа - Морозовой М.В. по доверенности от 07.07.2009 N 11-03,
Чайковской Н.В. по доверенности от 28.10.2009 N 11/03-7,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Красноярска и общества с ограниченной ответственностью "Каскад-М"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 августа 2009 года по делу N А33-9312/2009, принятое судьей Щелоковой О.С.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Каскад-М" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Красноярска о признании недействительным решения от 12 марта 2009 года N 1580 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления и предложения уплатить 158 531 рублей земельного налога.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 августа 2009 года по делу N А33-9312/2009 заявление удовлетворено частично. Признано недействительным решение налогового органа от 12 марта 2009 года N 1580 в части доначисления и предложения уплатить 2 102 рублей земельного налога.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган и общество обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение.
В апелляционной жалобе налоговый орган указал, что офисы, расположенные в нежилых помещениях, находящихся в многоквартирном доме, не относятся к объектам жилищного фонда; правовые основания для применения льготной ставки земельного налога в размере 0,1% отсутствуют, в связи с чем, налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований общества.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, в котором считает решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В апелляционной жалобе общество указало, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:100558:4 предназначен и фактически используется для осуществления жилищного строительства; при расчете земельного налога подлежит применению ставка в размере 0,1%; категория и разрешенное использование земельного участка не влияют на право общества применять специальную налоговую ставку в размере 0,1%. Общество просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад-М" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1042401783742.
Общество 28.10.2008 представило в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, согласно которому к уплате в бюджет исчислен налог в размере 22 536 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета, по результатам которой составлен акт от 22.01.2009 N 502. В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество неправомерно применило ставку земельного налога в размере 0,1% в отношении земельных участков:
- - с кадастровым номером 24:50:100558:0004, разрешенный вид использования - занимаемый гарнизонным госпиталем (незавершенный строительством объект);
- - с кадастровым номером 24:50:100558:0006 (ранее 24:50:0100552:0003), в отношении нежилых помещений (встроенных офисных помещений), находящихся в расположенном на земельном участке жилом доме, вид разрешенного использования - занимаемый незавершенным строительством зданием.
В отношении указанных земельных участков (соответствующей части) налоговым органом применена ставка налога - 0,5%.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, с учетом возражений налогоплательщика, налоговым органом принято решение от 12.03.2009 N 1580 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", на основании которого обществу доначислено и предложено уплатить 158 531 рублей земельного налога, а также уменьшен, исчисленный в завышенных размерах налог, в сумме 10 568 рублей.
Общество с решением от 12.03.2009 N 1580 в указанной части не согласно, считает его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным в части.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В силу пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Красноярского городского Совета от 08.11.2005 N В-133 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета от 01.07.1997 N 5-32 "О местных налогах на территории города Красноярска" (действует с 01.01.2006) ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства составляет 0,1 процента.
Ставка земельного налога устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков (пункт 2.2.2 Решения).
Из содержания пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ) и Решения Красноярского городского Совета от 08.11.2005 N В-133 следует, что в обоснование правомерности применения пониженной ставки земельного налога налогоплательщик должен представить доказательства того, что данные участки либо заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, либо предоставлены для жилищного строительства.
Согласно представленной обществом в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу за 3 квартал 2008 года земельный налог в размере 22 536, рублей исчислен с двух земельных участков:
- - с кадастровым номером 25:50:0100558:0004, кадастровая стоимость 41 714 415 рублей, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Вильского, 16;
- - с кадастровым номером 25:50:0100558:0006, кадастровая стоимость 24 213 649 рублей, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Вильского, 18.
Обществом применена пониженная ставка налога в размере 0,1%, установленная законом для ограниченной категории земельных участков: занятых жилищным фондом (объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) либо приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В обоснование правомерности применения ставки земельного налога в размере 0,1% при исчислении налога по земельному участку с кадастровым номером 25:50:0100558:0004 общество представило в материалы дела следующие документы:
- - свидетельства о государственной регистрации права собственности от 12.05.2004, 26.05.2006 (л.д. 70, 71);
- - извещение от 12.10.2004 N 20509 Комитета по архитектуре и градостроительству г. Красноярска о том, что обществу на основании решения архитектурно-планировочной комиссии от 29.09.2004 разрешено производить сбор согласований для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения на земельном участке группы жилых домов (л.д. 83);
- - заключение о допустимости размещения группы жилых домов от 27.10.2004 N 04/4-10 (л.д. 85 - 86);
- - Распоряжение администрации города Красноярска от 17.04.2006 N 873-арх об утверждении градостроительных планов; градостроительный план земельного участка, согласно которому на земельном участке предусмотрено строительство комплекса многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными объектами КБО, административно-хозяйственное здание, трансформаторная подстанция (л.д. 95 - 99);
- - разрешение на строительство от 05.09.2006 N ДГН-913, согласно которому обществу разрешено строительство жилого дома со встроенными помещениями (л.д. 100);
- - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2006 N ДГИ-2229 (л.д. 101);
- - разрешение на строительство от 27.04.2006 N 58, согласно которому обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома (л.д. 103);
- - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2006 N ДГИ-2207 (л.д. 104);
- - разрешение на строительство от 12.09.2007 N ДГИ-2747, согласно которому обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения с инженерным обеспечением (л.д. 106);
- - разрешение на строительство от 19.02.2008 N 31-1630, согласно которому обществу разрешено строительство 16-этажного жилого здания N 3 с инженерным обеспечением (л.д. 107);
- - архитектурно-планировочное задание на разработку проекта застройки жилого квартала северо-западной части жилого района "Серебряный" от 16.07.2005 (л.д. 109);
- - акт проверки соблюдения земельного законодательства от 16.12.2008, согласно которому государственным инспектором города Красноярска по использованию и охране земель Сидоровым С.В. установлено, что в границах земельного участка расположены жилые дома переменной этажности (5 - 10 этажей): 5-этажный жилой дом, 16-этажный жилой дом, находящийся в стадии строительства, 2-этажная нежилая капитальная постройка, 1-этажная нежилая капитальная постройка, трансформаторная подстанция (л.д. 75).
В обоснование правомерности применения ставки земельного налога в размере 0,1% при исчислении налога по земельному участку с кадастровым номером 25:50:0100558:0006 общество представило в материалы дела следующие документы:
- - свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2005 (л.д. 116);
- - разрешение на строительство от 25.08.2008 N 31-8439 "А", согласно которому обществу разрешено строительство 16-этажного жилого здания N 2 с инженерным обеспечением (л.д. 117);
- - разрешение на строительство от 09.04.2008 N 31-1630, согласно которому обществу разрешено строительство 16-этажного жилого здания N 3 с инженерным обеспечением (л.д. 118);
- - разрешение на строительство от 22.08.2008 N 31-8406, согласно которому обществу разрешено строительство 16-этажного жилого здания N 4 с инженерным обеспечением (л.д. 119).
Из перечисленных выше документов следует, что спорные земельные участки предоставлены обществу для строительства жилого комплекса, а также, что на земельных участках в спорный период производилось жилищное строительство.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество доказало факт того, что спорные земельные участки заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также факт того, что участки используются для жилищного строительства.
Следовательно, общество правомерно применило ставку 0,1% от кадастровой стоимости спорных земельных участков при исчислении земельного налога за 3 квартал 2008 года.
На основании вышеизложенного, довод налогового органа о том, что правовые основания для применения льготной ставки земельного налога в размере 0,1% отсутствуют, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Отказывая в удовлетворении требований общества о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части доначислении земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 25:50:0100558:0004, суд первой инстанции исходил из того, что данный земельный участок имеет разрешенное использование - занимаемый гарнизонным госпиталем (незавершенный строительством объект); доказательств, подтверждающих установление вида разрешенного использования - "под жилую застройку", в материалы дела не представлено. Кроме того, по мнению суда первой инстанции, в целях исчисления земельного налога принятие заявителем мер по согласованию жилищного строительства на спорном земельном участке не имеет правового значения.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы ошибочными в силу следующего.
Как указывалось выше, из содержания пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решения Красноярского городского Совета от 08.11.2005 N В-133 следует, что в обоснование правомерности применения пониженной ставки земельного налога налогоплательщик должен представить доказательства того, что данные участки либо заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, либо предоставлены для жилищного строительства.
Указанные нормативно-правовые акты не содержат положений о том, что ставка земельного налога определяется исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
В данной конкретной ситуации для применения ставки земельного налога в размере 0,1%, установленной Решением Красноярского городского Совета от 08.11.2005 N В-133, необходимо соблюдение налогоплательщиком одного из двух условий: наличие на земельном участке объектов жилищного фонда или приобретение участка для жилищного строительства. Иные условия применения ставки налога в размере 0,1% Решением Красноярского городского Совета от 08.11.2005 N В-133 не предусмотрены.
В связи с чем, вид разрешенного использования земельного участка "занимаемый гарнизонным госпиталем, незавершенный строительством объект", указанный в кадастровом паспорте, при наличии неопровержимых доказательств того, что на земельном участке расположены объекты жилищного фонда, не влияет на право общества применять налоговую ставку в размере 0,1%.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные доводы налогового органа о том, что кадастровый план земельного участка является правоустанавливающим документом; общество не вправе применять льготную ставку в связи с тем, что изменения в кадастровый план, касающиеся вида разрешенного использования, не внесены.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 25:50:0100558:0004 (л.д. 72), земельный участок относится к землям поселений, разрешенное использование - занимаемый гарнизонным госпиталем (незавершенный строительством объект).
На дату выдачи кадастрового паспорта на указанный земельный участок (28.02.2006) действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера
Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами). Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке (пункты 1, 2 статьи 16 Закона).
Таким образом, кадастровый план земельного участка не является правоустанавливающим документом, поскольку содержит информацию о земельном участке как объекте права и не содержит информации об основаниях возникновения права.
В материалах дела имеются письма общества, направленные в уполномоченные органы, с целью внесения изменений в кадастровый план земельного участка в отношении вида разрешенного использования. До настоящего времени изменения в кадастровый план не внесены.
Вместе с тем, сам по себе факт того, что в кадастровом плане указан вид разрешенного использования, несоответствующий фактическому использованию земельного участка, не влияет на право общества применять налоговую ставку в размере 0,1%.
В письме от 11.11.2009 N 23075 Управление архитектуры администрации города Красноярска сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:50:0100558:0004 и 25:50:0100558:0006, расположены в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки высокой плотности (Ж.5).
В соответствии со статьей 27 Правил землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 (с учетом изменений, принятых Решением Красноярского городского Совета депутатов от 28.11.2008 N 4-55), основными видами разрешенного использования зоны многоэтажной жилой застройки высокой плотности является размещение многоквартирных жилых домов этажностью от 10 этажей.
Следовательно, спорные земельные участки расположены в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки высокой плотности и на них расположены жилые дома.
Налоговый орган не представил доказательств того, что на земельных участках расположены объекты, не относящиеся к жилым домам и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Довод налогового органа о том, что офисы, расположенные в нежилых помещениях, находящихся в многоквартирном доме, не относятся к объектам жилищного фонда, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Из представленных в материалы доказательств следует, что на спорном земельном участке расположены жилые здания с инженерным обеспечением, в общую площадь которых включены офисные помещения.
Налоговый орган не опроверг тот факт, что расположенные на земельном участке здания являются жилыми домами.
Из оспариваемого решения следует, что налоговый орган выделил долю, приходящуюся на площадь встроенных в жилое здание офисных помещений, что не предусмотрено законом. Данные помещения не являются отдельными объектами в целях исчисления земельного налога, которыми в силу статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки в целом.
С учетом изложенного, оспариваемое решение в части доначисления и предложения уплатить обществу земельный налог в сумме 2102 рублей правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 августа 2009 года по делу N А33-9312/2009 отменить, требование заявителя удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение налогового органа от 12.03.2009 N 1580 в части доначисления и предложения уплатить 158 531 рублей земельного налога.
Взыскать с ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каскад-М" 3000 рублей судебных расходов.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
О.И.БЫЧКОВА

Судьи:
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Г.Н.БОРИСОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)