Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.09.2009 ПО ДЕЛУ N А32-3902/2009-51/70-38АЖ

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2009 г. по делу N А32-3902/2009-51/70-38АЖ


Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 сентября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" - Сергиенко С.В. (доверенность от 24.07.2009), от заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю - Андрейчиковой А.О. (доверенность от 27.10.2008), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2009 (судья Базавлук И.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 (судьи Смотрова Н.Н., Иванова Н.Н., Золотухина С.И.) по делу N А32-3902/2009-51/70-38АЖ, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 03.02.2009 N 000025, которым общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что общество обосновано привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им нарушены правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В кассационной жалобе общество просит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что общество не является балансодержателем водопроводных сетей по улицам Компрессорной, Шоссейной и Виноградной, в связи с чем на нем не лежит обязанность обеспечения подачи воды соответствующего давления в указанные сети. Суд не учел, что указанный участок водопроводных сетей в реестре муниципальной собственности не значится и собственник их неизвестен. Общество не является наймодателем жилых помещений, в связи с чем в протоколе об административном правонарушении N 247 неправомерно указано на неисполнение им обязанности, закрепленной в пункте 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество является не исполнителем коммунальных услуг, а ресурсоснабжающей организацией. Заявитель не нарушал нормативы и режим предоставления услуг, в связи с чем отсутствует событие и состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество не заключало с собственниками жилых помещений договор на оказание коммунальных услуг, спорные инженерные коммуникации по договору аренды муниципального имущества обществу не передавались. Отсутствует вина общества в административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, ссылаясь на полное и всестороннее исследование судом обстоятельств дела и правильное применение норм права, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекция на основании обращения гражданки Невзоровой Н.М. провела проверку факта отсутствия водоснабжения в доме N 5 по ул. Шоссейной в г. Краснодаре.
В ходе проверки установлено, что общество не обеспечивает подачу холодного водоснабжения в жилые дома N 3 и N 15 по ул. Компрессорной, N 5 по ул. Шоссейной в г. Краснодаре. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 21.01.2009 N 251 и протоколе об административном правонарушении от 21.01.2009 N 000247.
По итогам рассмотрения материалов проверки инспекция вынесла постановление от 03.02.2009 N 000025 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 7 500 рублей.
Общество обжаловало постановление инспекции в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом под исполнителем под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором.
По пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции установил, что жилые дома, по факту отсутствия водоснабжения в которых общество привлечено оспариваемым постановлением к административной ответственности, управляются непосредственно собственниками квартир в этих домах.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то обстоятельство, что между ним жильцами домов N 3 и N 15 по ул. Компрессорной, N 5 по ул. Шоссейной договор на холодное водоснабжение не заключался. Признавая указанный довод необоснованным, суд апелляционной инстанции правильно указал, что фактически между потребителями и обществом сложились договорные отношения по водоснабжению. Оплата за оказанные обществом коммунальные услуги жильцы производили непосредственно обществу.
В силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Кодекса.
Исходя из пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что он не является балансодержателем сетей магистрального водоснабжения по ул. Компрессорной и ул. Шоссейной и поэтому не может быть признан субъектом административного правонарушения, был предметом исследования суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, признал доказанным факт нарушения обществом режима бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами (водоснабжения) в объемах, необходимых потребителю.
При таких обстоятельствах общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы права применены судом правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А32-3902/2009-51/70-38АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
Т.Н.ДРАБО
В.Н.ЯЦЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)