Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
при участии:
от ответчика: Булиной Л.Б., представителя по доверенности от 24.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2009 года по делу N А33-12463/2008, принятое судьей Карпинской С.В.,
товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрация города Сосновоборска (далее администрация, ответчик), Управлению градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска о признании недействительным Постановления администрации города Сосновоборска от 10.12.2007 N 1087 "Об объединении земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:0002 с государственной собственностью и утверждении проекта границ земельного участка".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2009 производство по делу в части требований к управлению градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска в части обязания заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, площадью 10 646 кв.м прекращено в связи с отказом заявителя от указанных требований и принятием частичного отказа арбитражным судом на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска (далее Управление, 3-е лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 27.04.2009 не согласно по следующим основаниям:
- - администрацией нарушены ст. 36, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 239, ч. 2 ст. 264, ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - суд не учел, что 16.07.2003 составлен кадастровый план земельного участка для реконструкции детского сада под жилой дом площадью 11 200 кв.м., кадастровый номер 24:56:0201007:0002, с планом границ земельного участка, впоследствии площадь земельного участка была уменьшена до 10 646 кв.м;
- - согласно постановлению от 10.12.2007 земельный участок площадью 8 503 кв.м выделяется для реконструкции детского сада под жилой дом, а не для обслуживания жилого дома;
- - администрация не вправе решать вопросы расформирования земельного участка;
- - согласно генеральному плану реконструкции детского сада под жилой дом гаражи для личного автотранспорта и парковку отнесены ко второй очереди строительства; администрацией выдавалось разрешение на строительство гаражей; строительство гаражей не завершено в связи с банкротством строительной организации.
Администрация и Управление представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых решение от 27.04.2009 считают законным и обоснованным.
ТСЖ и Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 66013602383378, 66013602383347, 66013602383361. Управление представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно договору аренды земельного участка от 06.11.2003 N 236, заключенному на основании Постановления администрации г. Сосновоборска N 508 от 14.07.2003 комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Сосновоборска (арендодатель) и ООО "Трест МСК" (арендатор), заключен договор аренды, в соответствии с которым арендодатель передает в аренду арендатору земельный участок с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, для использования в целях реконструкции детского сада под жилой дом, в границах, указанных в кадастровой карте (плане).
По акту приема-передачи от 06.11.2003 земельный участок передан арендодателем арендатору.
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписка от 16.07.2003) сформирован земельный участок с кадастровым номером 24:56:0201007:0002 площадью 11 200 кв.м по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, из земель поселений для реконструкции детского сада под жилой дом.
Постановлением администрации г. Сосновоборска от 22.09.2004 N 888 внесены изменения в Постановление администрации города Сосновоборска N 508 от 14.07.2003 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Трест МСК", в аренду ООО "Трест МСК" предоставлен земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, расположенный по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, общей площадью 10 646,0 кв.м, для реконструкции детского сада под жилой дом.
Постановлением администрации г. Сосновоборска от 26.10.2005 N 1169 срок договора аренды указанного земельного участка, заключенного с ООО "Трест МСК", был продлен до 13.06.2006.
Соглашением N 104 от 09.11.2005 срок действия договора аренды N 236 от 06.10.2003 продлен до 13.06.2006.
Согласно договору уступки прав от 10.03.2006 ООО "Трест МСК" уступает ТСЖ "Надежда" права и обязанности по договору аренды N 236 от 06.10.2003 и соглашению N 104 от 09.11.2005 в отношении земельного участка площадью 10646,0 кв.м с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящегося по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, для использования в целях реконструкции детского сада под жилой дом.
На основании Постановления администрации г. Сосновоборска от 25.05.2006 N 409 в договор аренды земельного участка внесены изменения в части арендатора земельного участка, постановлением от 14.06.2006 N 446 ТСЖ "Надежда" продлен до 13.05.2007 срок действия договора аренды N 236, что отражено в соглашении между сторонами от 21.06.2006 N 49.
Согласно разрешению N 5 на строительство, выданному ООО "Трест МСК" отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Сосновоборска, разрешено строительство II очереди строительства - гаражных боксов на 27 мест в г. Сосновоборске, 7 микрорайон, срок разрешения определен до 01.12.2005. Иных разрешений на строительство гаражей не выдавалось ни ООО "Трест МСК", ни ТСЖ "Надежда".
Письмом администрации города Сосновоборска от 30.06.2008 N 1875 товариществу собственников жилья "Надежда" отказано в выдаче разрешения на строительство гаражей по ул. Ленинского комсомола, 38 в г. Сосновоборске. Как следует из письма, с целью создания благоприятных условий и доступности зон отдыха горожанам, поддержания эстетического облика города, на земельном участке, ранее планируемом использовать под строительство гаражей, будет осуществляться строительство детского городка.
18.10.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии судом решения о признании ООО "Трест МСК" банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства. 28.09.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Согласно проекту реконструкции детского сада под жилой дом, шифр 8590-01, выполненного в 2002 году институтом "Красноярскгражданпроект", общая площадь земельного участка, отведенного под реконструкцию, составила 10 646 кв.м, из них 7 595 кв.м - площадь участка, для строительства и эксплуатации жилого дома, и 3 051 кв.м - для строительства и эксплуатации индивидуальных гаражей. Согласно проектной документации площадь участка 7 595 кв.м включает в себя следующие показатели:
- площадь застройки - 1336 кв.м,
- проезды и стоянки - 1 564 кв.м,
- тротуары асфальтированные 675 кв.м, плиточные - 44 кв.м,
- отмостки - 248 кв.м,
- спортивные игровые площадки - 470 кв.м, площадка отдыха - 79 кв.м,
- хоз. площадки - 112 кв.м,
- озеленение - 3 067 кв.м, в том числе пожарные полосы - 217 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:33 по адресу: г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, 38, участок площадью 8 503 кв.м относится к землям поселений, разрешенное использование - для реконструкции детского сада под жилой дом.
Постановлением администрации г. Сосновоборска N 1087 от 10.12.2007 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, 38, общей площадью 10 646 кв.м, вид разрешенного использования - реконструкции детского сада под жилой дом, объединен путем слияния с земельным участком, находящимся в государственной собственности, расположенном в квартале 24:56:0201007 и утвержден проект границ земельного участка под жилым домом, площадью 8 503 кв.м.
Полагая, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, постановление вынесено с нарушением требований закона, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным Постановления администрации от 10.12.2007 N 1087 "Об объединении земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:0002 с государственной собственностью и утверждении проекта границ земельного участка", суд первой инстанции исходил из того, что указанное Постановление соответствует закону, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемым Постановлением администрации от 10.12.2007 N 1087 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, 38, общей площадью 10 646 кв.м, вид разрешенного использования - реконструкции детского сада под жилой дом, объединен путем слияния с земельным участком, находящимся в государственной собственности, расположенном в квартале 24:56:0201007 и утвержден проект границ земельного участка для реконструкции детского сада под жилой дом, общей площадью 8 503 кв.м (л.д. 25).
ТСЖ не согласно с указанным постановлением, считает, что площадь земельного участка, расположенного под многоквартирным домом и необходимым для его эксплуатации, должна составлять 10 646 кв.м, включая площадь земельного участка под строительство гаражей.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления администрации города Сосновоборска от 14.07.2003 N 508, Постановления администрации от 22.09.2004 N 888, договора аренды земельного участка от 06.11.2003 N 236 (л.д. 26 - 28), договора уступки прав от 10.03.2006 (л.д. 37), Постановления администрации г. Сосновоборска от 25.05.2006 N 409 ТСЖ приобретен на праве аренды земельный участок площадью 10 646,0 кв.м с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, для использования в целях реконструкции детского сада под жилой дом. Положений о том, что указанный земельный участок предоставляется для строительства гаражей, указанные документы не содержат.
ТСЖ ссылается на то, что согласно генеральному плану реконструкции детского сада под жилой дом гаражи для личного автотранспорта и парковку отнесены ко второй очереди строительства; администрацией выдавалось разрешение на строительство гаражей; строительство гаражей не завершено в связи с банкротством строительной организации.
Оценив указанные доводы ТСЖ, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно проекту реконструкции детского сада под жилой дом, шифр 8590-01, выполненного в 2002 году институтом "Красноярскгражданпроект", общая площадь земельного участка, отведенного под реконструкцию, составила 10 646 кв.м, из них 7 595 кв.м - площадь участка, для строительства и эксплуатации жилого дома, и 3 051 кв.м - для строительства и эксплуатации индивидуальных гаражей (л.д. 117).
Администрацией г. Сосновоборска выдано разрешение на строительство N 5, в соответствии с которым разрешено производство строительно-монтажных работ 2 очереди строительства - гаражные боксы на 27 мест (л.д. 43). Срок действия данного разрешения истек 01.12.2005. Доказательств того, что ТСЖ обращалось с соответствующим заявлением о продлении указанного разрешения для строительства гаражей, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, основания для вывода о том, что ТСЖ предоставлялся земельный участок для строительства гаражей, ТСЖ осуществляет строительство гаражей либо получило необходимую документацию для осуществления строительства гаражей на спорном земельном участке, отсутствуют. Правовых и документально подтвержденных оснований, подтверждающих право ТСЖ на земельный участок площадью 10 646 кв.м с учетом площади земельного участка для строительства гаражей, на который претендует ТСЖ, заявителем не приведено. Тот факт, что строительство гаражей не завершено в связи с банкротством строительной организации, при изложенных обстоятельствах не имеет правового значения.
Доводы ТСЖ о том, что администрацией нарушены ст. 36, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 239, ч. 2 ст. 264, ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку нарушения указанных норм права администрацией при принятии оспариваемого Постановления судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод ТСЖ о том, что администрация не вправе решать вопросы расформирования земельного участка, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как нормативно необоснованный и противоречащий ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы ТСЖ о том, что 16.07.2003 составлен кадастровый план земельного участка для реконструкции детского сада под жилой дом площадью 11 200 кв.м, кадастровый номер 24:56:0201007:0002, с планом границ земельного участка, впоследствии площадь земельного участка была уменьшена до 10 646 кв.м; согласно Постановлению от 10.12.2007 земельный участок площадью 8 503 кв.м выделяется для реконструкции детского сада под жилой дом, а не для обслуживания жилого дома, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как обоснованные, поскольку составление кадастрового плана на земельный участок и указание в оспариваемом постановлении слова "реконструкция" вместо слова "обслуживание" не являются доказательством того, что земельный участок площадью 10 646 кв.м предоставлен ТСЖ, в том числе для строительства гаражей, и не имеют правового значения для вывода об отсутствии у ТСЖ прав на земельный участок площадью 10 646 кв.м
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы ТСЖ по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб. согласно квитанции от 25.06.2009 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ТСЖ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2009 года по делу N А33-12463/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2009 N А33-12463/2008-03АП-2209/2009 ПО ДЕЛУ N А33-12463/2008
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2009 г. N А33-12463/2008-03АП-2209/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
при участии:
от ответчика: Булиной Л.Б., представителя по доверенности от 24.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2009 года по делу N А33-12463/2008, принятое судьей Карпинской С.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрация города Сосновоборска (далее администрация, ответчик), Управлению градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска о признании недействительным Постановления администрации города Сосновоборска от 10.12.2007 N 1087 "Об объединении земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:0002 с государственной собственностью и утверждении проекта границ земельного участка".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2009 производство по делу в части требований к управлению градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска в части обязания заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, площадью 10 646 кв.м прекращено в связи с отказом заявителя от указанных требований и принятием частичного отказа арбитражным судом на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска (далее Управление, 3-е лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 27.04.2009 не согласно по следующим основаниям:
- - администрацией нарушены ст. 36, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 239, ч. 2 ст. 264, ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - суд не учел, что 16.07.2003 составлен кадастровый план земельного участка для реконструкции детского сада под жилой дом площадью 11 200 кв.м., кадастровый номер 24:56:0201007:0002, с планом границ земельного участка, впоследствии площадь земельного участка была уменьшена до 10 646 кв.м;
- - согласно постановлению от 10.12.2007 земельный участок площадью 8 503 кв.м выделяется для реконструкции детского сада под жилой дом, а не для обслуживания жилого дома;
- - администрация не вправе решать вопросы расформирования земельного участка;
- - согласно генеральному плану реконструкции детского сада под жилой дом гаражи для личного автотранспорта и парковку отнесены ко второй очереди строительства; администрацией выдавалось разрешение на строительство гаражей; строительство гаражей не завершено в связи с банкротством строительной организации.
Администрация и Управление представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых решение от 27.04.2009 считают законным и обоснованным.
ТСЖ и Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 66013602383378, 66013602383347, 66013602383361. Управление представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно договору аренды земельного участка от 06.11.2003 N 236, заключенному на основании Постановления администрации г. Сосновоборска N 508 от 14.07.2003 комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Сосновоборска (арендодатель) и ООО "Трест МСК" (арендатор), заключен договор аренды, в соответствии с которым арендодатель передает в аренду арендатору земельный участок с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, для использования в целях реконструкции детского сада под жилой дом, в границах, указанных в кадастровой карте (плане).
По акту приема-передачи от 06.11.2003 земельный участок передан арендодателем арендатору.
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписка от 16.07.2003) сформирован земельный участок с кадастровым номером 24:56:0201007:0002 площадью 11 200 кв.м по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, из земель поселений для реконструкции детского сада под жилой дом.
Постановлением администрации г. Сосновоборска от 22.09.2004 N 888 внесены изменения в Постановление администрации города Сосновоборска N 508 от 14.07.2003 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Трест МСК", в аренду ООО "Трест МСК" предоставлен земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, расположенный по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, общей площадью 10 646,0 кв.м, для реконструкции детского сада под жилой дом.
Постановлением администрации г. Сосновоборска от 26.10.2005 N 1169 срок договора аренды указанного земельного участка, заключенного с ООО "Трест МСК", был продлен до 13.06.2006.
Соглашением N 104 от 09.11.2005 срок действия договора аренды N 236 от 06.10.2003 продлен до 13.06.2006.
Согласно договору уступки прав от 10.03.2006 ООО "Трест МСК" уступает ТСЖ "Надежда" права и обязанности по договору аренды N 236 от 06.10.2003 и соглашению N 104 от 09.11.2005 в отношении земельного участка площадью 10646,0 кв.м с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящегося по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, для использования в целях реконструкции детского сада под жилой дом.
На основании Постановления администрации г. Сосновоборска от 25.05.2006 N 409 в договор аренды земельного участка внесены изменения в части арендатора земельного участка, постановлением от 14.06.2006 N 446 ТСЖ "Надежда" продлен до 13.05.2007 срок действия договора аренды N 236, что отражено в соглашении между сторонами от 21.06.2006 N 49.
Согласно разрешению N 5 на строительство, выданному ООО "Трест МСК" отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Сосновоборска, разрешено строительство II очереди строительства - гаражных боксов на 27 мест в г. Сосновоборске, 7 микрорайон, срок разрешения определен до 01.12.2005. Иных разрешений на строительство гаражей не выдавалось ни ООО "Трест МСК", ни ТСЖ "Надежда".
Письмом администрации города Сосновоборска от 30.06.2008 N 1875 товариществу собственников жилья "Надежда" отказано в выдаче разрешения на строительство гаражей по ул. Ленинского комсомола, 38 в г. Сосновоборске. Как следует из письма, с целью создания благоприятных условий и доступности зон отдыха горожанам, поддержания эстетического облика города, на земельном участке, ранее планируемом использовать под строительство гаражей, будет осуществляться строительство детского городка.
18.10.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии судом решения о признании ООО "Трест МСК" банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства. 28.09.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Согласно проекту реконструкции детского сада под жилой дом, шифр 8590-01, выполненного в 2002 году институтом "Красноярскгражданпроект", общая площадь земельного участка, отведенного под реконструкцию, составила 10 646 кв.м, из них 7 595 кв.м - площадь участка, для строительства и эксплуатации жилого дома, и 3 051 кв.м - для строительства и эксплуатации индивидуальных гаражей. Согласно проектной документации площадь участка 7 595 кв.м включает в себя следующие показатели:
- площадь застройки - 1336 кв.м,
- проезды и стоянки - 1 564 кв.м,
- тротуары асфальтированные 675 кв.м, плиточные - 44 кв.м,
- отмостки - 248 кв.м,
- спортивные игровые площадки - 470 кв.м, площадка отдыха - 79 кв.м,
- хоз. площадки - 112 кв.м,
- озеленение - 3 067 кв.м, в том числе пожарные полосы - 217 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:33 по адресу: г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, 38, участок площадью 8 503 кв.м относится к землям поселений, разрешенное использование - для реконструкции детского сада под жилой дом.
Постановлением администрации г. Сосновоборска N 1087 от 10.12.2007 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, 38, общей площадью 10 646 кв.м, вид разрешенного использования - реконструкции детского сада под жилой дом, объединен путем слияния с земельным участком, находящимся в государственной собственности, расположенном в квартале 24:56:0201007 и утвержден проект границ земельного участка под жилым домом, площадью 8 503 кв.м.
Полагая, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, постановление вынесено с нарушением требований закона, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным Постановления администрации от 10.12.2007 N 1087 "Об объединении земельного участка с кадастровым номером 24:56:0201007:0002 с государственной собственностью и утверждении проекта границ земельного участка", суд первой инстанции исходил из того, что указанное Постановление соответствует закону, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемым Постановлением администрации от 10.12.2007 N 1087 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, 38, общей площадью 10 646 кв.м, вид разрешенного использования - реконструкции детского сада под жилой дом, объединен путем слияния с земельным участком, находящимся в государственной собственности, расположенном в квартале 24:56:0201007 и утвержден проект границ земельного участка для реконструкции детского сада под жилой дом, общей площадью 8 503 кв.м (л.д. 25).
ТСЖ не согласно с указанным постановлением, считает, что площадь земельного участка, расположенного под многоквартирным домом и необходимым для его эксплуатации, должна составлять 10 646 кв.м, включая площадь земельного участка под строительство гаражей.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления администрации города Сосновоборска от 14.07.2003 N 508, Постановления администрации от 22.09.2004 N 888, договора аренды земельного участка от 06.11.2003 N 236 (л.д. 26 - 28), договора уступки прав от 10.03.2006 (л.д. 37), Постановления администрации г. Сосновоборска от 25.05.2006 N 409 ТСЖ приобретен на праве аренды земельный участок площадью 10 646,0 кв.м с кадастровым номером 24:56:0201007:0002, находящийся по адресу: г. Сосновоборск, 7 микрорайон, для использования в целях реконструкции детского сада под жилой дом. Положений о том, что указанный земельный участок предоставляется для строительства гаражей, указанные документы не содержат.
ТСЖ ссылается на то, что согласно генеральному плану реконструкции детского сада под жилой дом гаражи для личного автотранспорта и парковку отнесены ко второй очереди строительства; администрацией выдавалось разрешение на строительство гаражей; строительство гаражей не завершено в связи с банкротством строительной организации.
Оценив указанные доводы ТСЖ, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно проекту реконструкции детского сада под жилой дом, шифр 8590-01, выполненного в 2002 году институтом "Красноярскгражданпроект", общая площадь земельного участка, отведенного под реконструкцию, составила 10 646 кв.м, из них 7 595 кв.м - площадь участка, для строительства и эксплуатации жилого дома, и 3 051 кв.м - для строительства и эксплуатации индивидуальных гаражей (л.д. 117).
Администрацией г. Сосновоборска выдано разрешение на строительство N 5, в соответствии с которым разрешено производство строительно-монтажных работ 2 очереди строительства - гаражные боксы на 27 мест (л.д. 43). Срок действия данного разрешения истек 01.12.2005. Доказательств того, что ТСЖ обращалось с соответствующим заявлением о продлении указанного разрешения для строительства гаражей, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, основания для вывода о том, что ТСЖ предоставлялся земельный участок для строительства гаражей, ТСЖ осуществляет строительство гаражей либо получило необходимую документацию для осуществления строительства гаражей на спорном земельном участке, отсутствуют. Правовых и документально подтвержденных оснований, подтверждающих право ТСЖ на земельный участок площадью 10 646 кв.м с учетом площади земельного участка для строительства гаражей, на который претендует ТСЖ, заявителем не приведено. Тот факт, что строительство гаражей не завершено в связи с банкротством строительной организации, при изложенных обстоятельствах не имеет правового значения.
Доводы ТСЖ о том, что администрацией нарушены ст. 36, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 239, ч. 2 ст. 264, ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку нарушения указанных норм права администрацией при принятии оспариваемого Постановления судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод ТСЖ о том, что администрация не вправе решать вопросы расформирования земельного участка, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как нормативно необоснованный и противоречащий ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы ТСЖ о том, что 16.07.2003 составлен кадастровый план земельного участка для реконструкции детского сада под жилой дом площадью 11 200 кв.м, кадастровый номер 24:56:0201007:0002, с планом границ земельного участка, впоследствии площадь земельного участка была уменьшена до 10 646 кв.м; согласно Постановлению от 10.12.2007 земельный участок площадью 8 503 кв.м выделяется для реконструкции детского сада под жилой дом, а не для обслуживания жилого дома, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как обоснованные, поскольку составление кадастрового плана на земельный участок и указание в оспариваемом постановлении слова "реконструкция" вместо слова "обслуживание" не являются доказательством того, что земельный участок площадью 10 646 кв.м предоставлен ТСЖ, в том числе для строительства гаражей, и не имеют правового значения для вывода об отсутствии у ТСЖ прав на земельный участок площадью 10 646 кв.м
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы ТСЖ по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб. согласно квитанции от 25.06.2009 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ТСЖ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2009 года по делу N А33-12463/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)