Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2011 N 05АП-5082/2011 ПО ДЕЛУ N А24-998/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2011 г. N 05АП-5082/2011

Дело N А24-998/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 15 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко
судей С.В. Шевченко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии
извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Апачинская управляющая компания"
апелляционное производство N 05АП-5082/2011
на решение от 16.06.2011
судьи С.П.Громова
по делу N А24-998/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668, местонахождение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10)
к обществу с ограниченной ответственностью "Апачинская Управляющая Компания" (ОГРН 1084141000250, ИНН 4108006911, местонахождение: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, с. Апача, ул. Северная, 2)
о взыскании 239 850,30 руб.

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Апачинская Управляющая Компания" 239 850,30 руб. долга по оплате электроэнергии, потребленной ответчиком на общедомовые нужды в период с января 2009 по сентябрь 2009, а также 200 руб. судебных расходов, понесенных в связи с оплатой государственной пошлины за выдачу выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика.
Решением суда от 16.06.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в сулее апелляционной инстанции вынесенный судебный акт, ответчик просит его отменить. Полагает незаконным и необоснованным расчет суммы задолженности, поскольку достоверные сведения о количестве проживающих граждан и характеристик жилых помещений, позволяющие суду проверить обоснованность произведенного истцом расчета, в материалах дела отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Апачинская Управляющая Компания" является управляющей компанией, избранной жителями многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, с. Апача, ул. Юбилейная, д. д. 1,3,5,7,9,11,13,13,17,19,21 и ул. Дорожная, д. 3. Поскольку ответчик осуществляет управление спорными многоквартирными домами, арбитражный суд первой инстанции в соответствии с положениями ст. ст. 135, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. п. 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) пришел к правильному выводу о том, что ООО "Апачинская Управляющая Компания" является исполнителем коммунальных услуг и абонентом ОАО "Камчатскэнерго".
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 и пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Пунктом 89 Правил N 530 установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Таким образом, на ООО "Апачинская Управляющая Компания" лежит обязанность по заключению договора энергоснабжения и по оплате всего объема электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом.
30.12.2008 между ОАО "Камчатскэнерго" (гарантирующий поставщик) и ООО "Апачинская Управляющая Компания" (потребитель) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) N 4060У (далее - договор N 4060У), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять поставку и продажу в необходимом потребителю количестве электрическую энергию, а потребитель - принимать и оплачивать электроэнергию, принятую, для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях (п. п. 1.2, 3.1.1 договора N 4060У).
В период с января 2009 по сентябрь 2009 ОАО "Камчатскэнерго" во исполнение принятых обязательств осуществляло электроснабжение многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "Апачинская Управляющая Компания", а население этих домов потребляло электрическую энергию. Истец, ссылаясь на то, что ответчик не оплатил отпущенную ему на общедомовые нужды электрическую энергию за спорный период, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Несмотря на то, что пунктами 3.1.3 - 3.1.5 названного договора предусмотрена обязанность потребителя (ответчика по настоящему делу обеспечить коммерческий учет потребляемой электрической энергии, в спорный период жилые дома коллективным (общедомовым) прибором учета, принятым в соответствии с действующим законодательством в качестве расчетного, оборудованы не были.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение определяется исходя из количества проживающих граждан, норматива потребления соответствующей коммунальной услуга и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс - в соответствии с указанной в приложении N 2 к Правилам формулой (подпункт "б" пункта 19 Правил).
Учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, размер платы за электроснабжение в случае отсутствия общедомового прибора учета следует определять согласно пункту 19 Правил N 307, то есть исходя из количества проживающих граждан, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10, в котором указано на обязательность содержащегося в нем толкования правовых норм при рассмотрении судами аналогичных дел, определена правовая позиция о методе определения количества потребленного коммунального ресурса при отсутствии общедомовых приборов учета исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг (применение п. 19 Правил N 307).
Учитывая отсутствие в спорный период на границе раздела балансовой принадлежности сторон коллективных (общедомовых) приборов учета, и тот факт, что потребителями электроэнергии, поставляемой в многоквартирные дома, являются граждане, определение расчета объема электроэнергии, потребленной жилыми домами, находящимися в управлении ответчика, правомерно произведено истцом на основании норматива потребления коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 15.02.2008 N 26-П, с применением тарифа, утвержденного постановлением Региональной Службы по тарифам и ценам Камчатского края N 131 от 16.12.2008 на 2009 год, за минусом объема электроэнергии потребленного жильцами (по индивидуальным приборам учета).
Документом, подтверждающим проживание и регистрацию граждан на территории РФ может являться только выписка из поквартирной карточки или домовая книга, которые оформляются при регистрации граждан в жилых помещениях государственного, муниципального и частного жилого фонда и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию (Приказ ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации").
Согласно пункту 1 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, который возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).
При проведении расчета исковых требований истец ссылается на Сведения о количестве проживающих и количестве комнат в жилых помещениях многоквартирного жилого фонда, предоставленные Управляющей компанией и зафиксированные в приложении N 1 к агентскому договору N 74060У от 30.12.2008. Примененные истцом сведения и величины ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ документально не опровергнуты.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.06.2011 по делу N А24-998/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.Ю.РОТКО
Судьи
С.В.ШЕВЧЕНКО
К.П.ЗАСОРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)