Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.04.2008 ПО ДЕЛУ N А49-43/2008-10/25

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2008 г. по делу N А49-43/2008-10/25



Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (440008, г. Пенза, ул. Некрасова, д. 34)
к Товариществу собственников жилья "Южанка" (440031, г. Пенза, ул. Кижеватова, д. 37),
третье лицо: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 6" в лице Пензенского филиала (440061, г. Пенза, ул. Новочеркасская, д. 1)
о взыскании 28546 руб. 80 коп.
при участии:
от истца - Алексина Г.В. - начальник юридического отдела (дов. N 5 от 09.01.2008 г.),
от ответчика - Никишин С.Н. - представитель (дов. от 07.04.2008 г.),
от третьего лица - не явились,

установил:

Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" г. Пенза обратилось в арбитражный суд Пензенской области с иском к Товариществу собственников жилья "Южанка" г. Пенза о взыскании задолженности в сумме 28546 руб. 80 коп. за отпущенную в октябре месяце 2007 года тепловую энергию, обосновав заявленные требования ст. ст. 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявленные требования обоснованы следующим:
между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 6" и МКП "Теплоснабжение г. Пензы" заключен договор, в соответствии с условиями которого ОАО "ТГК N 6" обязалось с 01.10.2007 г. осуществлять продажу произведенной тепловой энергии МКП "Теплоснабжение г. Пензы" на границе балансовой принадлежности сторон, которыми являются муниципальные центральные тепловые пункты и тепловые камеры, находящиеся в оперативном управлении МКП "Теплоснабжение г. Пензы",
согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации энергоснабжающей организацией признается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии, в связи с чем с 01.10.2007 г. энергоснабжающей организацией для потребителей тепловой энергии г. Пензы, получающих теплоэнергию через муниципальные центральные тепловые пункты и тепловые камеры, стало МКП "Теплоснабжение г. Пензы",

в октябре 2007 года ответчику отпущена тепловая энергия в количестве 55,53 Гкал и предъявлено к оплате платежное требование N 1144 от 07.11.2007 г. на сумму 28546 руб. 80 коп., которое ответчиком не оплачено.
Определением арбитражного суда от "14" января 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 6" в лице Пензенского филиала.
Ответчик в представленных возражениях на исковое заявление возражал против заявленных требований, мотивируя тем, что ТСЖ "Южанка" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ТСЖ "Южанка" является потребителем тепловой энергии, что у ТСЖ имеются энергопринимающие устройства, позволяющие считать товарищество абонентом (потребителем) в силу закона, между ТСЖ и МКП "Теплоснабжение г. Пензы" не заключен договор, на основании которого обеспечивалось бы энергоснабжение товарищества, потребителями тепловой энергии в многоквартирном доме являются собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, начиная с 01.10.2007 г. собственники помещений в многоквартирном доме производят непосредственно МКП "Теплоснабжение г. Пензы", ТСЖ согласно п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" лишь может, но не обязан быть исполнителем коммунальной услуги теплоснабжения.
Истец в представленном дополнении по делу поддержал ранее заявленные исковые требования, дополнительно сославшись на то, что исполнителем предоставления коммунальных услуг (в том числе, по отоплению и горячему водоснабжению) гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, управляемом ТСЖ, закон, а именно, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" прямо называет ТСЖ, которое занимается обслуживанием внутридомовых инженерных систем здания, более того, в соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 37 вышеуказанного Постановлении Правительства Российской Федерации ТСЖ как исполнитель предоставления коммунальных услуг обязан оказывать гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, коммунальные услуги и осуществлять расчеты с ними, а согласно разделу 4 данного Постановления исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг гражданам либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы, также ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определяет в качестве потребителя товаров организаций коммунального комплекса в сфере, в частности, теплоснабжения в многоквартирных домах, в числе прочих товарищество собственников жилья, которое приобретает товары организаций коммунального комплекса для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в дополнении по настоящему делу.
Представителем ответчика представлен отзыв на исковое заявление, в котором он так же, как и в судебном заседании, возражал против заявленных требований по следующим основаниям: между истцом и ответчиком не существовало и не существует по настоящее время никаких договорных или иных гражданско-правовых отношений, ответчик собственных энергопринимающих устройств не имеет и не является балансодержателем энергопринимающих устройств, принадлежащих третьим лицам, ответчик в соответствии с Уставом не является ни абонентом (потребителем), ни исполнителем коммунальных услуг, истец оферту ответчику на энергоснабжение не направлял, в суд о понуждении ТСЖ "Южанка" к заключению договора энергоснабжения не обращался, отпуск тепловой энергии ответчиком истцу не подтвержден документально.
Третье лицо в представленном отзыве на исковое заявление поддержало позицию истца, изложенную в исковом заявлении, в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах согласно ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд установил:
постановлением Главы администрации г. Пензы от 16.07.2007 г. N 805 создано Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы", заключившее договор энергоснабжения с ОАО "ТГК N 6", согласно условий которого ОАО "ТГК N 6" с 01.10.2007 г. обязалось осуществлять продажу МКП "Теплоснабжение г. Пензы" тепловой энергии на границе балансовой принадлежности сторон.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации отопление и горячее водоснабжение граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, относится к разряду коммунальных услуг. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнителем предоставления коммунальных услуг гражданам может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307). В связи с изложенным суд приходит к выводу, что закон прямо называет исполнителем предоставления коммунальных услуг (в том числе, по отоплению и горячему водоснабжению) гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, управляемом ТСЖ, данное ТСЖ, занимающееся обслуживанием внутридомовых инженерных систем здания, поскольку внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления в соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 включаются в состав общего имущества в многоквартирном доме. К тому же согласно ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации целями создания ТСЖ являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, а ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к обязанностям ТСЖ обеспечение надлежащего технического состояния общего имущества в многоквартирном доме. МКП "Теплоснабжение г. Пензы" ни в силу своей уставной деятельности, ни в силу закона не может являться исполнителем оказания коммунальных услуг гражданам, поскольку не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, данную деятельность должно осуществлять и осуществляет ТСЖ "Южанка".
Поскольку МКП "Теплоснабжение г. Пензы" не является исполнителем предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в ТСЖ, оно не вправе производить и расчеты с гражданами, так как согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем. В соответствии же со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, не являющиеся членами данного товарищества, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, из чего также следует, что закон прямо указывает на обязанность ТСЖ, как исполнителя предоставления коммунальных услуг, оказывать гражданам, проживающим в многоквартирном доме, коммунальные услуги и осуществлять с ними расчеты.
Ссылка ответчика на то, что граждане, проживающие в жилом доме, самостоятельно оплачивали отпущенную истцом теплоэнергию, противоречит материалам дела, поскольку МКП "Теплоснабжение г. Пензы" заказными письмами уведомило граждан, что не выставляло им квитанций на оплату и не вправе принять от них денежные средства потому, что не является для них исполнителем предоставления коммунальных услуг, граждане должны осуществлять расчеты с ТСЖ "Южанка".
Суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что ТСЖ не может в силу закона заключать договоры энергоснабжения с энергоснабжающей организацией и не может являться потребителем тепловой энергии, поскольку в разделе 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, указано, что исполнитель (в данном случае - ТСЖ) обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями (в данном случае - с МКП "Теплоснабжение г. Пензы") договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг гражданам (п/п "в" п. 49 Правил) либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы; у ТСЖ "Южанка" отсутствует возможность самостоятельно производить коммунальные ресурсы, потому оно обязано заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями и производить им, соответственно, оплату за приобретенный коммунальный ресурс, обязанность ТСЖ заключить договор на приобретение соответствующего ресурса с ресурсоснабжающей организацией для того, чтобы впоследствии оказать коммунальную услугу жителям, закреплена и в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в частности, ст. 2 указанного Закона регулирует понятие потребителя товаров организаций коммунального комплекса, заключающееся в следующем: в жилищном секторе потребителями товаров организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Ссылка ответчика на то, что ТСЖ "Южанка" не может являться потребителем тепловой энергии, поскольку у него в собственности отсутствует энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, противоречит содержанию ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую он при этом ссылается, поскольку данная норма закона не содержит указания на то, что энергопринимающее устройство должно находиться в собственности абонента, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья энергопринимающее устройство входит в состав общего имущества, владеть, пользоваться и распоряжаться которым и осуществлять надлежащее техническое содержание которого в силу ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе лишь ТСЖ, более того, п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, законодательно закреплено понятие внешней границы сетей теплоснабжения многоквартирного жилого дома, входящих в общий состав имущества - внешняя граница стены многоквартирного дома.
Доводы ответчика о том, что отпуск теплоэнергии ответчику истцом не подтвержден документально, противоречат материалам дела потому, что истцом представлен в материалы дела реестр переданных на инкассо расчетных документов N 4 от 07.11.2007 г. с отметкой обслуживающего банка о том, что на расчетный счет ТСЖ "Южанка" выставлено платежное требование N 1144 на сумму 28546 руб. 80 коп. и счет-фактура за тепловую энергию, отпущенную ответчику в октябре 2007 года. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Истцом представлен расчет суммы исковых требований с указанием количества отпущенной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного Управлением цен и тарифов Пензенской области, с приложением Приказов Управления цен и тарифов Пензенской области. Ответчиком не представлено возражений против применения указанного в расчете тарифа на тепловую энергию.
Также истцом представлен расчет количества отпущенной ответчику тепловой энергии в октябре 2007 года. Ответчиком не представлено возражений против представленного истцом расчета.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан оплатить энергоснабжающей организации фактически принятое им количество тепловой энергии; в соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие письменного договора с энергоснабжающей организацией не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной им энергии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные истцом требования о взыскании с ответчика задолженности за потребленную в октябре 2007 года тепловую энергию на сумму 28546 руб. 80 коп. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить, расходы по госпошлине отнести на ответчика.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Южанка" г. Пенза в пользу Муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" г. Пенза долг в сумме 28546 руб. 80 коп., а также расходы по госпошлине в размере 1141 руб. 87 коп.
Решение может быть обжаловано в одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)