Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.08.2010 ПО ДЕЛУ N 33-1257

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2010 г. по делу N 33-1257


Докладчик: Старцева С.А.
Федеральный судья: Макарова О.В.

20 августа 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Старцевой С.А.
судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н.
с участием прокурора Териной Н.Н.
при секретаре Н.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Б. на решение Советского районного суда города Орла от 13 июля 2010 г., которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Б. об оспаривании постановления администрации г. Орла отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия
установила:

Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г. Орла N 839 от 19.03.2010 г.
В обоснование требований указывал, что указанное постановление администрации г. Орла противоречит ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г., в результате чего он, являясь инвалидом и проживая в приватизированной квартире, не может пользоваться правом на 50% скидку по оплате жилищных услуг наряду с инвалидами, проживающими в государственном и муниципальном жилищном фонде.
По указанным основаниям просил суд признать недействующим полностью со дня принятия постановление администрации г. Орла N 839 от 19.03.2010 г. как противоречащее Федеральному закону N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлению Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В кассационной жалобе Б. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Полагает, суд не определил, является ли мера социальной поддержки инвалидов, проживающих в домах относящихся к частному жилищному фонду в виде 50% скидки по оплате жилого помещения дополнительной или она уже была предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Ссылается также на то, что предусмотренные оспариваемым постановлением меры социальной поддержки противоречат порядку предоставления льгот, установленному п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Б., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя администрации г. Орла Т., заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей решение суда оставить без изменений, а жалобу Б. - без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.
Граждане же из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, не имеют права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В то же время, в соответствии с п. 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901, дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Как видно из материалов дела, Б. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой <...>.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность от <...>, копии лицевого счета <...> Б. проживает в приватизированной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу <...>.
08.02.2010 г. Орловским городским Советом народных депутатов принято решение N 58/957-ГС "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде г. Орла".
В силу п. 1 - 2 указанного решения за счет средств бюджета города Орла установлена дополнительная мера социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированным по месту жительства в частном жилищном фонде г. Орла и не получающим мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение в соответствии с действующим законодательством, в виде компенсации 50 процентов платы за жилое помещение. Предоставление дополнительной меры социальной поддержки, указанной в пункте 1 настоящего решения, осуществляется в порядке, установленном администрацией города Орла.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов N 58/958-ГС "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрена за счет средств бюджета города Орла дополнительная мера социальной поддержки в виде компенсации платы за содержание лифтового хозяйства и уборку лифта инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также проживающим в жилых помещениях многоквартирных домов, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом.
Во исполнение указанных выше решений Орловского городского Совета народных депутатов принято Постановление администрации г. Орла N 839 от 19.03.2010 г. "Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде г. Орла и порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в г. Орле", которое опубликовано в газете "Город Орел", N 10 от 19.03.2010 г. (л.д. 13 - 15).
Указанным постановлением предусмотрено, что настоящий Порядок распространяется на лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения в соответствии с решением Орловского городского Совета народных депутатов от 08.02.2010 N 58/957-ГС "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде города Орла" (п. 1.1).
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения осуществляется в виде ежемесячной денежной компенсации фактически произведенных расходов граждан в размере, эквивалентном установленному проценту уменьшения размера платежа за жилое помещение (п. 1.2).
Ежемесячная денежная компенсация 50 процентов платы за жилое помещение назначается:
а) инвалидам, проживающим в частном жилищном фонде города Орла;
б) семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде города Орла (п. 1.3).
Ежемесячная денежная компенсация предоставляется указанным в настоящем Порядке категориям граждан при условии, что эти лица не имеют права на получение аналогичных мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Орловской области (п. 1.4).
Проверяя доводы заявителя, судом первой инстанции бесспорно установлено, что принятие оспариваемого постановления относится к компетенции администрации города Орла, издано полномочным органом, подписано полномочным должностным лицом и официально опубликовано, что не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемым постановлением установлены дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и порядок их предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые проживают в частном жилищном фонде города Орла и не имеют права на получение аналогичных мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Орловской области, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что предоставление указанным категориям граждан вышеприведенных мер социальной поддержки администрацией города Орла повышает уровень их социальной защищенности, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающее права заявителя как инвалида, проживающего в частном жилищном фонде, на социальное обеспечение. Поэтому обоснованно отказал в удовлетворении требований Б.
Ввиду изложенного, несостоятельными являются доводы кассатора о том, что суд не определил, является ли мера социальной поддержки инвалидов, установленная оспариваемым постановлением, дополнительной мерой, поэтому не может повлечь отмену решения суда.
Не может коллегия согласиться и с доводом кассатора, как основанным на неправильном толковании норм материального права, о противоречии предусмотренных оспариваемым постановлением мер социальной поддержки порядку предоставления льгот, установленному п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96 г., поскольку в соответствии с Законом Орловской области от 29.08.2009 г. N 955-ОЗ "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Орловской области в денежной форме" определено, что гражданам, проживающим в Орловской области, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством РФ и законодательством Орловской области, предоставляются с 01.01.2010 г. в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Советского районного суда г. Орла от 13 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.

Председательствующий:
судья

Судьи:
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)