Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9278/2009) общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.11.2009 по делу N А70-10831/2009 (судья Коряковцева О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют"
к Управлению государственной жилищной инспекции Тюменской области
о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2009 N 34
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" - Криницын А.В. по доверенности от 01.01.2010 N 6 сроком действия до 31.12.2010;
- от Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области - не явился (извещено надлежащим образом);
- установил:
решением от 16.11.2009 по делу N А70-10831/2009 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" (далее по тексту - ООО "Жилсервисуют", Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее по тексту - Управление, административный орган) от 15.09.2009 N 34 по делу об административном правонарушении, которым Обществу за допущенное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решение суда первой инстанции мотивировано подтверждением материалами дела наличия события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличия вины Общества в его совершении, а также отсутствия нарушений порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, поскольку у Общества отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта, а такие нарушения как: повреждение кровельного покрытия дома, штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток, штукатурного, окрасочного слоев наружных стен и цоколя; наличие местных разрушений кирпичной кладки, выветривание стенового материала наружных стен; частичное отсутствие отмостки, разрушение козырька со стороны фасада; - отмечены в акте технического состояния жилого дома от 21.03.2007, составленном при передаче жилого дома из муниципального жилого фонда в управление Обществу. Остальные нарушения, произошли в результате стихийных обстоятельств (проливного дождя со шквалистым ветром), произошедших 20.07.2009, которые Обществом устранены.
Общество, считает, что меры по устранению нарушений должны были быть приняты собственниками помещений, однако не были ими приняты. Так, в связи с непринятием собственниками помещений в многоквартирном доме решения о размере тарифа за содержание и обслуживание жилого дома в соответствии со статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, отношения о размере платы за содержание и обслуживание жилого дома регулируются пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Главы администрации города Тюмени от 28.12.2008 N 154-пк, которым в этот тариф не включены платежи собственников за проведение капитального ремонта. Кроме того, решения о проведении капитального ремонта жилого дома собственниками квартир также не было принято.
Также в обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Управление не представило суду доказательств об имевшихся у Общества возможностях для проведения работ по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома и не дало качественных характеристик повреждений, в связи с чем суд сделал неверный вывод о наличии вины Общества.
Управление в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Управление, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "Жилсервисуют" зарегистрирован в качестве юридического лица, его место нахождения г. Тюмень, ул. Северная, 2/2; законный представитель - директор Дукман Л.Н. (л.д. 66 - 68, 141 - 152).
На основании договора от 09.10.2006 N 53-06 Общество (Управляющая организация) выполняет работы и услуги в целях управления многоквартирным домом N 40 по ул. Парфенова в г. Тюмени. При этом управление включает в себя надлежащее содержание общего имущества дома (л.д. 14 - 47).
В связи с поступлением в Управление жалобы жильца данного дома 13 августа 2009 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что в квартире вышеуказанного жильца действительно имеются следы протечек на потолке и стенах в результате наличия повреждений кровельного покрытия; повреждение штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток, наружных стен и цоколя; наличие местных разрушений кирпичной кладки, выветривание стенового материалы наружных стен; повреждение, частичное отсутствие отмостки; разрушение козырька со стороны фасада (л.д. 80 - 93).
По результатам проверки Обществу выдано соответствующее Предписание об устранении выявленных нарушений пунктов 3.1.2, 3.2.2, 4.1.6, 4.2.1.3, 4.2.3.1, 4.2.4.2 и 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, (л.д. 95 - 96).
По выявленным фактам уполномоченным лицом Управления 21.08.2009 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 97 - 98).
15.09.2009 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки начальником Управления вынесено постановление N 34 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания), которым Обществу за допущенное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 4 - 9, 157 - 160).
Общество, полагая, что незаконно привлечено к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и его отмене.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт нарушения пунктов 3.2.2, 4.6.1.1, 4.2.1.1, 4.2.4.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170), что выразилось в следующем: наличие следов протечек на потолке и стенах в результате наличия повреждений кровельного покрытия; повреждение штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток, наружных стен и цоколя; наличие местных разрушений кирпичной кладки, выветривание стенового материалы наружных стен; повреждение, частичное отсутствие отмостки; разрушение козырька со стороны фасада.
Таким образом, наличие события административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. Управляющая компания и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решении е вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При заключении договора управления многоквартирным домом стороны не имеют возможности определить перечень конкретных работ, которые необходимо будет выполнить в течении всего срока действия договора, учитывать необходимо и то, что часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации оставлять перечень действий управляющей организации открытым.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственники оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с договором, заключенным с лицами осуществляющими, соответствующий вид деятельности. Плата собственниками осуществляется за весь комплекс выполненных работ и оказанных услуг в течение определенного периода времени.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что содержанием договора управления многоквартирным домом является принятие управляющей компанией бремени управления общим имуществом собственников в настоящем случае жилого дома, включающего в себя обслуживание его в том качестве, в котором оно удовлетворяет их потребности.
Как указано выше, Общество по договору от 09.10.2006 управления многоквартирным домом N 53-06, заключенному с собственниками жилых помещений, приняло на себя обязательства по выполнению за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Парфенова, д. 40.
В силу пункта 1.1 данного договора управление многоквартирным домом включает в себя, в том числе, работы и услуги по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1.10 договора установлено, что Общество обязано руководствоваться в своей деятельности, в том числе, Правилами N 491, Правилам N 170.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество, как управляющая организация, является лицом, ответственным за выявленные нарушения указанных норм и правил содержания жилых помещений, то есть является субъектом административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что часть нарушений уже имела место на момент заключения договора управления многоквартирным домом, а часть была вызвана стихийными событиями (проливным дождем со шквалистым ветром), не освобождают Общество от ответственности за указанные нарушения требований по содержанию жилого дома.
Ссылку Общества на то, что выявленные нарушения обусловлены тем, что не проведен капитальный ремонт дома, суд апелляционной инстанции не принимает, как недоказанную. Основания для вывода, что выявленные нарушения, в частности повреждение штукатурного и покрасочного слоев наружных стен, потолков, могут быть устранены только в ходе капитального ремонта, у суда отсутствуют. Доказательств же того, что Обществом принимались какие-либо меры по устранению выявленных нарушений, в том числе путем проведения текущего ремонта, суду не представлено.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет и ссылку Общества на то, что собственниками помещений не было принято решения о проведении капитального ремонта, не утверждена плата за проведение капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о наличии у Общества возможности по соблюдению правил и норм содержания помещений в многоквартирном доме. Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по устранению этих нарушений суду не представлено. Неоднократное обращение Общества в администрацию города с заявлениями о необходимости проведения капитального ремонта дома, не освобождает Общество от обязанности по поддержанию жилого дома в нормальном техническом состоянии, в том числе путем проведения разного рода работ по текущему ремонту.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает подтвержденным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение порядка и срока давности привлечения Общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.11.2009 по делу N А70-10831/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
Н.Е.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2010 ПО ДЕЛУ N А70-10831/2009
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2010 г. по делу N А70-10831/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9278/2009) общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.11.2009 по делу N А70-10831/2009 (судья Коряковцева О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют"
к Управлению государственной жилищной инспекции Тюменской области
о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2009 N 34
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" - Криницын А.В. по доверенности от 01.01.2010 N 6 сроком действия до 31.12.2010;
- от Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области - не явился (извещено надлежащим образом);
- установил:
решением от 16.11.2009 по делу N А70-10831/2009 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" (далее по тексту - ООО "Жилсервисуют", Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее по тексту - Управление, административный орган) от 15.09.2009 N 34 по делу об административном правонарушении, которым Обществу за допущенное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решение суда первой инстанции мотивировано подтверждением материалами дела наличия события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличия вины Общества в его совершении, а также отсутствия нарушений порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, поскольку у Общества отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта, а такие нарушения как: повреждение кровельного покрытия дома, штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток, штукатурного, окрасочного слоев наружных стен и цоколя; наличие местных разрушений кирпичной кладки, выветривание стенового материала наружных стен; частичное отсутствие отмостки, разрушение козырька со стороны фасада; - отмечены в акте технического состояния жилого дома от 21.03.2007, составленном при передаче жилого дома из муниципального жилого фонда в управление Обществу. Остальные нарушения, произошли в результате стихийных обстоятельств (проливного дождя со шквалистым ветром), произошедших 20.07.2009, которые Обществом устранены.
Общество, считает, что меры по устранению нарушений должны были быть приняты собственниками помещений, однако не были ими приняты. Так, в связи с непринятием собственниками помещений в многоквартирном доме решения о размере тарифа за содержание и обслуживание жилого дома в соответствии со статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, отношения о размере платы за содержание и обслуживание жилого дома регулируются пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Главы администрации города Тюмени от 28.12.2008 N 154-пк, которым в этот тариф не включены платежи собственников за проведение капитального ремонта. Кроме того, решения о проведении капитального ремонта жилого дома собственниками квартир также не было принято.
Также в обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Управление не представило суду доказательств об имевшихся у Общества возможностях для проведения работ по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома и не дало качественных характеристик повреждений, в связи с чем суд сделал неверный вывод о наличии вины Общества.
Управление в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Управление, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "Жилсервисуют" зарегистрирован в качестве юридического лица, его место нахождения г. Тюмень, ул. Северная, 2/2; законный представитель - директор Дукман Л.Н. (л.д. 66 - 68, 141 - 152).
На основании договора от 09.10.2006 N 53-06 Общество (Управляющая организация) выполняет работы и услуги в целях управления многоквартирным домом N 40 по ул. Парфенова в г. Тюмени. При этом управление включает в себя надлежащее содержание общего имущества дома (л.д. 14 - 47).
В связи с поступлением в Управление жалобы жильца данного дома 13 августа 2009 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что в квартире вышеуказанного жильца действительно имеются следы протечек на потолке и стенах в результате наличия повреждений кровельного покрытия; повреждение штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток, наружных стен и цоколя; наличие местных разрушений кирпичной кладки, выветривание стенового материалы наружных стен; повреждение, частичное отсутствие отмостки; разрушение козырька со стороны фасада (л.д. 80 - 93).
По результатам проверки Обществу выдано соответствующее Предписание об устранении выявленных нарушений пунктов 3.1.2, 3.2.2, 4.1.6, 4.2.1.3, 4.2.3.1, 4.2.4.2 и 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, (л.д. 95 - 96).
По выявленным фактам уполномоченным лицом Управления 21.08.2009 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 97 - 98).
15.09.2009 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки начальником Управления вынесено постановление N 34 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания), которым Обществу за допущенное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 4 - 9, 157 - 160).
Общество, полагая, что незаконно привлечено к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и его отмене.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт нарушения пунктов 3.2.2, 4.6.1.1, 4.2.1.1, 4.2.4.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170), что выразилось в следующем: наличие следов протечек на потолке и стенах в результате наличия повреждений кровельного покрытия; повреждение штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток, наружных стен и цоколя; наличие местных разрушений кирпичной кладки, выветривание стенового материалы наружных стен; повреждение, частичное отсутствие отмостки; разрушение козырька со стороны фасада.
Таким образом, наличие события административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. Управляющая компания и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решении е вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При заключении договора управления многоквартирным домом стороны не имеют возможности определить перечень конкретных работ, которые необходимо будет выполнить в течении всего срока действия договора, учитывать необходимо и то, что часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации оставлять перечень действий управляющей организации открытым.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственники оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с договором, заключенным с лицами осуществляющими, соответствующий вид деятельности. Плата собственниками осуществляется за весь комплекс выполненных работ и оказанных услуг в течение определенного периода времени.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что содержанием договора управления многоквартирным домом является принятие управляющей компанией бремени управления общим имуществом собственников в настоящем случае жилого дома, включающего в себя обслуживание его в том качестве, в котором оно удовлетворяет их потребности.
Как указано выше, Общество по договору от 09.10.2006 управления многоквартирным домом N 53-06, заключенному с собственниками жилых помещений, приняло на себя обязательства по выполнению за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Парфенова, д. 40.
В силу пункта 1.1 данного договора управление многоквартирным домом включает в себя, в том числе, работы и услуги по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1.10 договора установлено, что Общество обязано руководствоваться в своей деятельности, в том числе, Правилами N 491, Правилам N 170.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество, как управляющая организация, является лицом, ответственным за выявленные нарушения указанных норм и правил содержания жилых помещений, то есть является субъектом административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что часть нарушений уже имела место на момент заключения договора управления многоквартирным домом, а часть была вызвана стихийными событиями (проливным дождем со шквалистым ветром), не освобождают Общество от ответственности за указанные нарушения требований по содержанию жилого дома.
Ссылку Общества на то, что выявленные нарушения обусловлены тем, что не проведен капитальный ремонт дома, суд апелляционной инстанции не принимает, как недоказанную. Основания для вывода, что выявленные нарушения, в частности повреждение штукатурного и покрасочного слоев наружных стен, потолков, могут быть устранены только в ходе капитального ремонта, у суда отсутствуют. Доказательств же того, что Обществом принимались какие-либо меры по устранению выявленных нарушений, в том числе путем проведения текущего ремонта, суду не представлено.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет и ссылку Общества на то, что собственниками помещений не было принято решения о проведении капитального ремонта, не утверждена плата за проведение капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о наличии у Общества возможности по соблюдению правил и норм содержания помещений в многоквартирном доме. Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по устранению этих нарушений суду не представлено. Неоднократное обращение Общества в администрацию города с заявлениями о необходимости проведения капитального ремонта дома, не освобождает Общество от обязанности по поддержанию жилого дома в нормальном техническом состоянии, в том числе путем проведения разного рода работ по текущему ремонту.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает подтвержденным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение порядка и срока давности привлечения Общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.11.2009 по делу N А70-10831/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
Н.Е.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)