Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2012 N 06АП-2019/2012 ПО ДЕЛУ N А73-1395/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. N 06АП-2019/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Баглай Н.В., представителя по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском района - Абашевой Н.Г., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 01.0-3.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 16 апреля 2012 года
по делу N А73-1395/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском района
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю) от 13.01.2011 N 643 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб. и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 13.01.2011.
Решением суда от 16 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с решением, ОАО "ДЭК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение норм права, регулирующих спорные правоотношения
Представитель заявителя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в связи с поступившим обращением гражданки - Казаченко Я.Л. проживающей в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
Основанием обращения Казаченко Я.Л. послужило указание в предъявляемом ей для оплаты платежном документе за октябрь 2011 года суммы имеющегося долга за потребленную электроэнергию в размере 5454, 59 руб., тогда как обязательства по оплате возникли только с 01.10.2011.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, административным органом по факту нарушения прав потребителей 16.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении, 13.01.2012 вынесено постановление N 643 о привлечении ОАО "ДЭК" к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Кроме того, представлением от 13.01.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обществу указано, что при начислении платы за предоставляемые услуги потребителям необходимо руководствоваться положениями статьи 153 Жилищного кодекса РФ, пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Не согласившись с данным ненормативным актом, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия в действиях ОАО "ДЭК" состава административного правонарушения и вины в его совершении.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде штрафа на юридических лиц в сумме от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и специальному закону.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пунктом 3 данных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указываются в том числе, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
В соответствие со статьей 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Как установлено судом по материалам дела, спорное жилое помещение, принадлежит на праве собственности несовершеннолетнему гражданину, в интересах которого между Министерством образования и науки Хабаровского края в лице начальника отдела опеки и попечительства по Советско-Гаванскому муниципальному району и гражданкой Казаченко Я.А. заключен договор найма жилого помещения от 01.10.2011.
В платежном документе за октябрь 2011, предъявляемом для оплаты нанимателю - гражданке Казаченко Я.А. в графе "недоплата по состоянию на 01.10.2011" отражена сумма имеющегося долга за потребленную электроэнергию в размере 5454, 59 руб.
Вместе с тем, в данном договоре отсутствует обязанность нанимателя по оплате долга за потребленную ранее электроэнергию, в связи с чем, обязательства по оплате электроэнергии возникают только с 01.10.2011, то есть с момента заключения договора.
Таким образом, указание в представленной Казаченко Я.А. квитанции за октябрь 2011 года задолженности иного лица за потребленную электроэнергию за предыдущий период, административным органом обоснованно признано недостоверной информацией.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности административным органом факта административного правонарушения, предусмотренного в частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Кроме того, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю представление от 13.01.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому обществу необходимо при начислении платы за предоставляемые услуги потребителям руководствоваться положениями статьи 153 Жилищного кодекса РФ, пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" также соответствует нормам закона.
Ссылка общества на заключение договора хранения вместо договора найма судом не принимается, признается ошибочной, поскольку административным органом в материалы дела представлен договор найма от 01.10.2011.
Другого договора, на основании которого Казаченко Я.А. проживает в квартире, ОАО "ДЭК" не представлено ни в административный орган, ни в суд. Доказательств, подтверждающих обращение общества в правоохранительные органы до рассмотрения апелляционной жалобы, также не представлено.
Следует отметить, что законность заключения договора найма предметом спора по делу об административном правонарушении не является.
Другие доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иному, чем у суда, толкованию норм права, апелляционным судом отклоняются.
Поскольку выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования и оценки представленных по делу доказательств с правильным применением норм материального и процессуального права, у апелляционной коллегии судей отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 апреля 2012 года по делу N А73-1395/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)