Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2523/2009)
открытого акционерного общества "Управляющая компания по ЖКУ"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 20.05.2009 по делу N А68-2953/09 (судья Рыжикова Н.А.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания по ЖКУ"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 17.04.2009 N 1100,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: открытого акционерного общества "Управляющая компания по ЖКУ" - Стукалов А.В., генеральный директор, приказ от 21.02.2006 N 220;
- от ответчика: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области - Целовальникова Н.А., ведущий специалист-эксперт отдела юридического обеспечения, доверенность от 11.06.2009 N 4157,
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая компания по ЖКУ" (далее - ОАО "Управляющая компания по ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления от 17.04.2009 N 1100 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.10.2007 ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" с собственниками помещений жилых домов N 2, 3, 4, 5, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, ул. Механизаторов, заключило договоры управления многоквартирными домами (т. 1, л.д. 23 - 31, 44 - 52, 65 - 73, 86 - 94).
В соответствии с п. 1.1 договоров управление многоквартирным домом включает в себя, в частности, обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями, в порядке, установленном настоящим договором.
Управляющая организация обеспечивает собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме коммунальными услугами путем заключения от собственного имени и за счет собственников договоров на поставку соответствующего коммунального ресурса с ресурсоснабжающими организациями в целях бытового потребления гражданами - пользователями (п. 2.9 договора).
Во исполнение указанного пункта договора 18.12.2007 между ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" и ООО "Жилсервис" заключен договор на холодное водоснабжение N 38 (л.д. 58 - 61).
В силу п. 2.1.1 указанного договора ООО "Жилсервис" обязано подавать холодную воду надлежащего качества в жилые дома п. Ленинский (приложение N 1), в частности, в жилые дома N 2, 3, 4, 5 по ул. Механизаторов.
Пунктом 2.1.2 предусмотрено, что ООО "Жилсервис" обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и настоящим договором.
В период с 25.03.2009 по 10.04.2009 на основании распоряжения руководителя Управления от 17.03.2009 N 111/04 Вн (т. 2, л.д. 12 - 13) Управлением проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" требований санитарного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что водоснабжение жилых домов N 2, 3, 4, 5 по ул. Механизаторов в п. Ленинский централизованное, обеспечение жителей питьевой водой осуществляется из артезианской скважины N 2, расположенной по адресу: Тульская область, пос. Ленинский, ул. Пушкина, 5.
Артезианская скважина N 2, водонапорная башня, водопроводная сеть по ул. Пушкина и по ул. Механизаторов эксплуатируется ООО "Жилсервис", в жилые дома по указанным выше адресам питьевая вода поступает без водоподготовки и без обеззараживания.
25.03.2009 Управлением из распределительной водопроводной сети в кв. N 3 жилого дома N 2, в кв. N 6 жилого дома N 3, в кв. N 3 жилого дома N 4, в кв. N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в п. Ленинский Ленинского района Тульской области и из водоразборной колонки по ул. Пушкина, 4 в п. Ленинский Ленинского района Тульской области взяты пробы воды для проведения лабораторных исследований по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Указанная водоразборная колонка расположена на расстоянии около 40 м от артезианской скважины N 2, расположенной по ул. Пушкина, 5, о чем составлен протокол о взятии проб и образцов от 25.03.2009 (т. 2, л.д. 16 - 17).
В тот же день Управлением вынесено определение о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы качества питьевой воды, проведение которой поручено ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" (т. 2, л.д. 23 - 24).
По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" составило экспертное заключение от 30.03.2009 N 1016, согласно которому качество воды из водоразборных кранов в квартире N 3 жилого дома N 2, в квартире N 6 жилого дома N 3, в квартире N 3 жилого дома N 4, в квартире N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в пос. Ленинский Ленинского района Тульской области по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", по санитарно-химическим показателям не соответствует гигиеническим нормативам по мутности, которая превышает нормативные показатели в 14,7 - 61,0 раза, по общей жесткости - в 1,1 раза, по содержанию железа общего от 21,7 до 117,3 раза.
Качество воды из водоразборной колонки, расположенной по адресу: Тульская обл., Ленинский район, пос. Ленинский, ул. Пушкина, 4, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по микробиологическим показателям: по общему микробному числу превышение в 3,36 раза, обнаружены термотолерантные колиформные бактерии и общие колиформные бактерии при нормируемом "отсутствие" и по санитарно-химическим показателям: по мутности превышение в 2,5 раза, по общей жесткости превышение в 1,1 раза, по содержанию железа общего превышение в 7,7 раз.
По результатам проверки составлен акт от 10.04.2009 (т. 1, л.д. 109 - 111).
Усмотрев в действиях ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, Управлением 10.04.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 34/04 (т. 1, л.д. 107 - 108).
По результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении административным органом принято постановление от 17.04.2009 N 1100, в соответствии с которым ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т. 1, л.д. 7 - 8).
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частями 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
Согласно п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п. 2.7.17 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - Правила), после фильтровальных сооружении качество воды контролируют на мутность, цветность и остаточный хлор (при предварительном хлорировании), железо (при обезжелезивании), на общее число бактерий, общие колиформные бактерии и термотолерантные бактерии каждые 10 суток.
Пункт 2.9.14 Правил предусматривает проведение анализа исходной воды на содержание общего железа и воды с поверхности фильтра на содержание общего и окисного железа, а также растворенного кислорода и свободной углекислоты 1 раз в сутки. Анализ очищенной воды на содержание общего железа - каждые 4 - 8 час.
Пробы на контроль качества воды по химическим показателям могут браться как после фильтрованных сооружений (станция обезжелезивания), так и в резервуаре (п. 2.11.15 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" на основании договоров управления многоквартирными домами от 15.10.2007, заключенных с собственниками помещений жилых домов N 2, 3, 4, 5, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, ул. Механизаторов, обеспечивает предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями, в порядке, установленном настоящими договорами.
25.03.2009 Управлением из распределительной водопроводной сети в кв. N 3 жилого дома N 2, в кв. N 6 жилого дома N 3, в кв. N 3 жилого дома N 4, в кв. N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в п. Ленинский Ленинского района Тульской области и из водоразборной колонки по ул. Пушкина, 4 в п. Ленинский Ленинского района Тульской области взяты пробы воды для проведения лабораторных исследований по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Указанная водоразборная колонка расположена на расстоянии около 40 м от артезианской скважины N 2, расположенной по ул. Пушкина, 5.
По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" составило экспертное заключение от 30.03.2009 N 1016, согласно которому качество воды из водоразборных кранов в квартире N 3 жилого дома N 2, в квартире N 6 жилого дома N 3, в квартире N 3 жилого дома N 4, в квартире N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в пос. Ленинский Ленинского района Тульской области по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", по санитарно-химическим показателям не соответствует гигиеническим нормативам по мутности, которая превышает нормативные показатели в 14,7 - 61,0 раза, по общей жесткости - в 1,1 раза, по содержанию железа общего от 21,7 до 117,3 раза.
Качество воды из водоразборной колонки, расположенной по адресу: Тульская обл., Ленинский район, пос. Ленинский, ул. Пушкина, 4, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по микробиологическим показателям: по общему микробному числу превышение в 3,36 раза, обнаружены термотолерантные колиформные бактерии и общие колиформные бактерии при нормируемом "отсутствие" и по санитарно-химическим показателям: по мутности превышение в 2,5 раза, по общей жесткости превышение в 1,1 раза, по содержанию железа общего превышение в 7,7 раз.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что изъятые пробы воды в квартирах домов, обслуживание которых осуществляется ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" по санитарно-химическим и микробиологическим показателям не соответствуют вышеуказанным требованиям и нормам санитарно-эпидемиологических правил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" о признании недействительным постановления от 17.04.2009 N 1100.
Довод жалобы о том, что во исполнение п. 2.9 договоров управления многоквартирными домами от 15.10.2007, заключенных с собственниками помещений жилых домов N 2, 3, 4, 5, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, ул. Механизаторов, Управляющая организация 18.12.2007 заключила договор на холодное водоснабжение N 38 с ООО "Жилсервис", в связи с чем последнее несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и ее соответствие санитарным нормам, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Действительно, п. 2.9 договоров от 15.10.2007 определено, что Управляющая организация обеспечивает собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме коммунальными услугами путем заключения от собственного имени и за счет собственников договоров на поставку соответствующего коммунального ресурса с ресурсоснабжающими организациями в целях бытового потребления гражданами - пользователями.
Во исполнение указанных пунктов договоров 18.12.2007 между ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" и ООО "Жилсервис" заключен договор на холодное водоснабжение N 38 (л.д. 58 - 61).
В силу п. 2.1.1 указанного договора ООО "Жилсервис" обязано подавать холодную воду надлежащего качества в жилые дома п. Ленинский (приложение N 1), в частности, в жилые дома N 2, 3, 4, 5 по ул. Механизаторов.
Пунктом 2.1.2 предусмотрено, что ООО "Жилсервис" обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и настоящим договором.
При этом пунктами 2.5 договоров от 15.10.2007 предусмотрено, что Управляющая организация (ОАО "Управляющая компания по ЖКУ") обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан путем оказания услуг по управлению по перечню, приведенному в Приложении N 4 к настоящему договору.
В п. 5 Приложения N 4 закреплена обязанность Управляющей организации осуществлять контроль за качеством коммунальных услуг, представлять и отстаивать интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ", заключив договор с ООО "Жилсервис" на холодное водоснабжение N 38, обязано контролировать надлежащее исполнение последним своих обязанностей, поскольку в противном случае несет административную ответственность, установленную ст. 6.5 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Абзацами 1, 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в частности, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; управляющая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
При этом п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что ресурсоснабжающая организация, которой в рассматриваемом случае является ООО "Жилкредит", несет ответственность только в том случае, если у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов отсутствует договор с исполнителем.
Из вышеизложенного, с учетом положений п. п. 9, 13, 49 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что обязанность по холодному водоснабжению надлежащего качества перед жителями домов по ул. Механизаторов п. Ленинский Ленинского района Тульской области лежит на ОАО "Управляющая компания по ЖКУ".
Ссылка подателя жалобы на пп. "в" п. 2 Письма Минрегиона России от 14.10.2008 N 26084-СК/14, согласно которому в случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором, несостоятельна, поскольку в указанном письме даются разъяснения относительно субъектов правонарушения применительно к ст. 7.22 КоАП РФ.
Кроме того, названное письмо в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ не носит нормативного характера, а является разъяснением по конкретному вопросу.
Апелляционная инстанция не может согласиться с доводом жалобы об отсутствии вины ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" по следующим основаниям.
Отсутствие вины, по мнению апеллянта, подтверждается такими обстоятельствами, как проведение по инициативе заявителя общего собрания собственников многоквартирных домов по ул. Механизаторов в п. Ленинский Ленинского района Тульской области по вопросу установки системы водоподготовки холодного водоснабжения в домах, по результатам проведения которого собственники от установки системы отказались; обращение в ресурсоснабжающую организацию - ООО "Жилсервис" с информацией о ненадлежащем качестве холодной воды, которое оставлено последним без ответа.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается деяние, сопряженное с противоправным посягательством на охраняемые законом общественные отношения, отсутствием должной степени заботливости и осмотрительности в целях соблюдения правопорядка.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, под всеми зависящими от юридического лица мерами по соблюдению требований российского законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.
Судом установлено, что ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" обязано обеспечивать предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по ул. Механизаторов п. Ленинский, в частности, обеспечивать подачу воды надлежащего качества.
При этом собрание собственников жилых многоквартирных домов по вопросу установки системы водоподготовки холодного водоснабжения и направление писем в адрес ООО "Жилсервис" с требованием о предоставлении информации о соответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам не свидетельствуют об отсутствии вины ОАО "Управляющая компания по ЖКУ".
Как усматривается из протокола собрания собственников жилых многоквартирных домов по вопросу установки системы водоподготовки холодного водоснабжения, собрание проведено 27.11.2008, в 2009 году собрания не проводились.
Учитывая, что требования, направленные в 2009 году в адрес ООО "Жилсервис" о предоставлении информации о соответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам, последнее не исполняет, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" не лишено было возможности провести собрание и в 2009 году, доведя до собственников жилых многоквартирных домов названное обстоятельство.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" принимались какие-либо конкретные меры контроля за исполнением обязательств по договору холодного водоснабжения N 38, заключенного с ООО "Жилсервис" 18.12.2007.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" по платежному поручению от 06.06.2009 СБ8604/0117 уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., в силу ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ она подлежит возврату.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.05.2009 по делу N А68-2953/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ЖКУ" (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Терешковой, д. 6) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.06.2009 СБ8604/0117.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2009 ПО ДЕЛУ N А68-2953/09
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2009 г. по делу N А68-2953/09
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2523/2009)
открытого акционерного общества "Управляющая компания по ЖКУ"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 20.05.2009 по делу N А68-2953/09 (судья Рыжикова Н.А.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания по ЖКУ"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 17.04.2009 N 1100,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: открытого акционерного общества "Управляющая компания по ЖКУ" - Стукалов А.В., генеральный директор, приказ от 21.02.2006 N 220;
- от ответчика: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области - Целовальникова Н.А., ведущий специалист-эксперт отдела юридического обеспечения, доверенность от 11.06.2009 N 4157,
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая компания по ЖКУ" (далее - ОАО "Управляющая компания по ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления от 17.04.2009 N 1100 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.10.2007 ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" с собственниками помещений жилых домов N 2, 3, 4, 5, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, ул. Механизаторов, заключило договоры управления многоквартирными домами (т. 1, л.д. 23 - 31, 44 - 52, 65 - 73, 86 - 94).
В соответствии с п. 1.1 договоров управление многоквартирным домом включает в себя, в частности, обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями, в порядке, установленном настоящим договором.
Управляющая организация обеспечивает собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме коммунальными услугами путем заключения от собственного имени и за счет собственников договоров на поставку соответствующего коммунального ресурса с ресурсоснабжающими организациями в целях бытового потребления гражданами - пользователями (п. 2.9 договора).
Во исполнение указанного пункта договора 18.12.2007 между ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" и ООО "Жилсервис" заключен договор на холодное водоснабжение N 38 (л.д. 58 - 61).
В силу п. 2.1.1 указанного договора ООО "Жилсервис" обязано подавать холодную воду надлежащего качества в жилые дома п. Ленинский (приложение N 1), в частности, в жилые дома N 2, 3, 4, 5 по ул. Механизаторов.
Пунктом 2.1.2 предусмотрено, что ООО "Жилсервис" обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и настоящим договором.
В период с 25.03.2009 по 10.04.2009 на основании распоряжения руководителя Управления от 17.03.2009 N 111/04 Вн (т. 2, л.д. 12 - 13) Управлением проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" требований санитарного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что водоснабжение жилых домов N 2, 3, 4, 5 по ул. Механизаторов в п. Ленинский централизованное, обеспечение жителей питьевой водой осуществляется из артезианской скважины N 2, расположенной по адресу: Тульская область, пос. Ленинский, ул. Пушкина, 5.
Артезианская скважина N 2, водонапорная башня, водопроводная сеть по ул. Пушкина и по ул. Механизаторов эксплуатируется ООО "Жилсервис", в жилые дома по указанным выше адресам питьевая вода поступает без водоподготовки и без обеззараживания.
25.03.2009 Управлением из распределительной водопроводной сети в кв. N 3 жилого дома N 2, в кв. N 6 жилого дома N 3, в кв. N 3 жилого дома N 4, в кв. N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в п. Ленинский Ленинского района Тульской области и из водоразборной колонки по ул. Пушкина, 4 в п. Ленинский Ленинского района Тульской области взяты пробы воды для проведения лабораторных исследований по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Указанная водоразборная колонка расположена на расстоянии около 40 м от артезианской скважины N 2, расположенной по ул. Пушкина, 5, о чем составлен протокол о взятии проб и образцов от 25.03.2009 (т. 2, л.д. 16 - 17).
В тот же день Управлением вынесено определение о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы качества питьевой воды, проведение которой поручено ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" (т. 2, л.д. 23 - 24).
По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" составило экспертное заключение от 30.03.2009 N 1016, согласно которому качество воды из водоразборных кранов в квартире N 3 жилого дома N 2, в квартире N 6 жилого дома N 3, в квартире N 3 жилого дома N 4, в квартире N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в пос. Ленинский Ленинского района Тульской области по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", по санитарно-химическим показателям не соответствует гигиеническим нормативам по мутности, которая превышает нормативные показатели в 14,7 - 61,0 раза, по общей жесткости - в 1,1 раза, по содержанию железа общего от 21,7 до 117,3 раза.
Качество воды из водоразборной колонки, расположенной по адресу: Тульская обл., Ленинский район, пос. Ленинский, ул. Пушкина, 4, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по микробиологическим показателям: по общему микробному числу превышение в 3,36 раза, обнаружены термотолерантные колиформные бактерии и общие колиформные бактерии при нормируемом "отсутствие" и по санитарно-химическим показателям: по мутности превышение в 2,5 раза, по общей жесткости превышение в 1,1 раза, по содержанию железа общего превышение в 7,7 раз.
По результатам проверки составлен акт от 10.04.2009 (т. 1, л.д. 109 - 111).
Усмотрев в действиях ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, Управлением 10.04.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 34/04 (т. 1, л.д. 107 - 108).
По результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении административным органом принято постановление от 17.04.2009 N 1100, в соответствии с которым ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т. 1, л.д. 7 - 8).
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частями 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.
Согласно п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п. 2.7.17 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - Правила), после фильтровальных сооружении качество воды контролируют на мутность, цветность и остаточный хлор (при предварительном хлорировании), железо (при обезжелезивании), на общее число бактерий, общие колиформные бактерии и термотолерантные бактерии каждые 10 суток.
Пункт 2.9.14 Правил предусматривает проведение анализа исходной воды на содержание общего железа и воды с поверхности фильтра на содержание общего и окисного железа, а также растворенного кислорода и свободной углекислоты 1 раз в сутки. Анализ очищенной воды на содержание общего железа - каждые 4 - 8 час.
Пробы на контроль качества воды по химическим показателям могут браться как после фильтрованных сооружений (станция обезжелезивания), так и в резервуаре (п. 2.11.15 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" на основании договоров управления многоквартирными домами от 15.10.2007, заключенных с собственниками помещений жилых домов N 2, 3, 4, 5, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, ул. Механизаторов, обеспечивает предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями, в порядке, установленном настоящими договорами.
25.03.2009 Управлением из распределительной водопроводной сети в кв. N 3 жилого дома N 2, в кв. N 6 жилого дома N 3, в кв. N 3 жилого дома N 4, в кв. N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в п. Ленинский Ленинского района Тульской области и из водоразборной колонки по ул. Пушкина, 4 в п. Ленинский Ленинского района Тульской области взяты пробы воды для проведения лабораторных исследований по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Указанная водоразборная колонка расположена на расстоянии около 40 м от артезианской скважины N 2, расположенной по ул. Пушкина, 5.
По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" составило экспертное заключение от 30.03.2009 N 1016, согласно которому качество воды из водоразборных кранов в квартире N 3 жилого дома N 2, в квартире N 6 жилого дома N 3, в квартире N 3 жилого дома N 4, в квартире N 5 жилого дома N 5 по ул. Механизаторов в пос. Ленинский Ленинского района Тульской области по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", по санитарно-химическим показателям не соответствует гигиеническим нормативам по мутности, которая превышает нормативные показатели в 14,7 - 61,0 раза, по общей жесткости - в 1,1 раза, по содержанию железа общего от 21,7 до 117,3 раза.
Качество воды из водоразборной колонки, расположенной по адресу: Тульская обл., Ленинский район, пос. Ленинский, ул. Пушкина, 4, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по микробиологическим показателям: по общему микробному числу превышение в 3,36 раза, обнаружены термотолерантные колиформные бактерии и общие колиформные бактерии при нормируемом "отсутствие" и по санитарно-химическим показателям: по мутности превышение в 2,5 раза, по общей жесткости превышение в 1,1 раза, по содержанию железа общего превышение в 7,7 раз.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что изъятые пробы воды в квартирах домов, обслуживание которых осуществляется ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" по санитарно-химическим и микробиологическим показателям не соответствуют вышеуказанным требованиям и нормам санитарно-эпидемиологических правил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" о признании недействительным постановления от 17.04.2009 N 1100.
Довод жалобы о том, что во исполнение п. 2.9 договоров управления многоквартирными домами от 15.10.2007, заключенных с собственниками помещений жилых домов N 2, 3, 4, 5, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, ул. Механизаторов, Управляющая организация 18.12.2007 заключила договор на холодное водоснабжение N 38 с ООО "Жилсервис", в связи с чем последнее несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и ее соответствие санитарным нормам, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Действительно, п. 2.9 договоров от 15.10.2007 определено, что Управляющая организация обеспечивает собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме коммунальными услугами путем заключения от собственного имени и за счет собственников договоров на поставку соответствующего коммунального ресурса с ресурсоснабжающими организациями в целях бытового потребления гражданами - пользователями.
Во исполнение указанных пунктов договоров 18.12.2007 между ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" и ООО "Жилсервис" заключен договор на холодное водоснабжение N 38 (л.д. 58 - 61).
В силу п. 2.1.1 указанного договора ООО "Жилсервис" обязано подавать холодную воду надлежащего качества в жилые дома п. Ленинский (приложение N 1), в частности, в жилые дома N 2, 3, 4, 5 по ул. Механизаторов.
Пунктом 2.1.2 предусмотрено, что ООО "Жилсервис" обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и настоящим договором.
При этом пунктами 2.5 договоров от 15.10.2007 предусмотрено, что Управляющая организация (ОАО "Управляющая компания по ЖКУ") обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан путем оказания услуг по управлению по перечню, приведенному в Приложении N 4 к настоящему договору.
В п. 5 Приложения N 4 закреплена обязанность Управляющей организации осуществлять контроль за качеством коммунальных услуг, представлять и отстаивать интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ", заключив договор с ООО "Жилсервис" на холодное водоснабжение N 38, обязано контролировать надлежащее исполнение последним своих обязанностей, поскольку в противном случае несет административную ответственность, установленную ст. 6.5 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Абзацами 1, 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в частности, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; управляющая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
При этом п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что ресурсоснабжающая организация, которой в рассматриваемом случае является ООО "Жилкредит", несет ответственность только в том случае, если у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов отсутствует договор с исполнителем.
Из вышеизложенного, с учетом положений п. п. 9, 13, 49 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что обязанность по холодному водоснабжению надлежащего качества перед жителями домов по ул. Механизаторов п. Ленинский Ленинского района Тульской области лежит на ОАО "Управляющая компания по ЖКУ".
Ссылка подателя жалобы на пп. "в" п. 2 Письма Минрегиона России от 14.10.2008 N 26084-СК/14, согласно которому в случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором, несостоятельна, поскольку в указанном письме даются разъяснения относительно субъектов правонарушения применительно к ст. 7.22 КоАП РФ.
Кроме того, названное письмо в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ не носит нормативного характера, а является разъяснением по конкретному вопросу.
Апелляционная инстанция не может согласиться с доводом жалобы об отсутствии вины ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" по следующим основаниям.
Отсутствие вины, по мнению апеллянта, подтверждается такими обстоятельствами, как проведение по инициативе заявителя общего собрания собственников многоквартирных домов по ул. Механизаторов в п. Ленинский Ленинского района Тульской области по вопросу установки системы водоподготовки холодного водоснабжения в домах, по результатам проведения которого собственники от установки системы отказались; обращение в ресурсоснабжающую организацию - ООО "Жилсервис" с информацией о ненадлежащем качестве холодной воды, которое оставлено последним без ответа.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается деяние, сопряженное с противоправным посягательством на охраняемые законом общественные отношения, отсутствием должной степени заботливости и осмотрительности в целях соблюдения правопорядка.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, под всеми зависящими от юридического лица мерами по соблюдению требований российского законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.
Судом установлено, что ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" обязано обеспечивать предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по ул. Механизаторов п. Ленинский, в частности, обеспечивать подачу воды надлежащего качества.
При этом собрание собственников жилых многоквартирных домов по вопросу установки системы водоподготовки холодного водоснабжения и направление писем в адрес ООО "Жилсервис" с требованием о предоставлении информации о соответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам не свидетельствуют об отсутствии вины ОАО "Управляющая компания по ЖКУ".
Как усматривается из протокола собрания собственников жилых многоквартирных домов по вопросу установки системы водоподготовки холодного водоснабжения, собрание проведено 27.11.2008, в 2009 году собрания не проводились.
Учитывая, что требования, направленные в 2009 году в адрес ООО "Жилсервис" о предоставлении информации о соответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам, последнее не исполняет, ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" не лишено было возможности провести собрание и в 2009 году, доведя до собственников жилых многоквартирных домов названное обстоятельство.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" принимались какие-либо конкретные меры контроля за исполнением обязательств по договору холодного водоснабжения N 38, заключенного с ООО "Жилсервис" 18.12.2007.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой ОАО "Управляющая компания по ЖКУ" по платежному поручению от 06.06.2009 СБ8604/0117 уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., в силу ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ она подлежит возврату.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.05.2009 по делу N А68-2953/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ЖКУ" (301130, Тульская область, п. Ленинский, ул. Терешковой, д. 6) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.06.2009 СБ8604/0117.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)