Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2011 ПО ДЕЛУ N А49-62/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2011 г. по делу N А49-62/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Супронов Антон Юрьевич, доверенность от 21.01.2011 года, Орлов Владимир Александрович, доверенность от 01.02.2010 года,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы - Коробейникова Марина Львовна, доверенность от 21.10.2011 года N 04-09/011679,
от Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - Маркелова Екатерина Николаевна, доверенность от 01.02.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 августа 2011 года по делу N А49-62/2011 (судья Столяр Е.Л.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Северная-1" (ИНН 5836626544, ОГРН 1075836003132), г. Пенза,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза,
о признании частично недействительными решений,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Северная-1" (далее - ООО "УО "Северная-1") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (далее - Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы) о признании недействительными решения от 30.09.2010 г. N 1079 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 49988 руб. и в части уменьшения, предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах, НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 436592 руб. (пункты 2, 2.1, 2.2) и решения от 30.09.2010 г. N 1045 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость сумме 436592 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ООО "УО "Северная-1" выполнены все условия, предусмотренные налоговым законодательством, для применения налоговых вычетов по НДС в сумме 436592 руб. (451801 - 15209), где 451801 руб., ООО "УО "Северная-1" в пределах, предоставленных обществу Жилищным кодексом РФ, в 4 квартале 2008 году осуществляло работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по ул. Аустрина, 150 в г. Пензе, и правомерно предъявило к вычету суммы налога, уплаченные подрядчику.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что принимая во внимание отсутствие договорных отношений между управляющей организацией и собственниками многоквартирных домов на реализацию управляющей организацией работ по капитальному ремонту многоквартирного дома собственникам помещений, а также первичные учетные документы, свидетельствующие о передаче управляющей организацией собственникам многоквартирного дома подрядных работ, управляющая организация по договорам о представлении субсидий на целевые расходы по капитальному ремонту многоквартирных домов, договорам подряда, договору на управление многоквартирным домом не осуществляла реализацию подрядных работ многоквартирного дома собственником помещений в этом доме, следовательно у нее не возникает и права на вычет налога на добавленную стоимость по подрядным работам по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, вывод суда о выполнении ООО "УО "Северная-1" всех условий, предусмотренных налоговым законодательством, для применения налоговых вычетов по НДС, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Перечисление средств на специальный счет управляющей организации - это лишь способ реализации обязательств государства по частичному финансированию капитального ремонта. Конечными получателями результатов работ являются собственники помещений многоквартирного дома. Бюджетные средства адресованы не на оплату услуг управляющей организации по проведению капитального ремонта, а направлены на долевое финансирование расходов капитального ремонта конкретного дома.
Материалами дела документально подтверждено, что в стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домом при оплате подрядным организациям за исполненные подрядные работы включена сумма НДС и оплачена за счет средств целевого финансирования.
ООО "Управляющая организация "Северная-1" не соблюдены условия применения налоговых вычетов по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом N 185-ФЗ (реализация услуг по капитальному ремонту отсутствует, целевые средства не являются расходами управляющей организации, следовательно, не оприходованы как затраты на основное производство).
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области также обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что услуги по осуществлению капитального ремонта к управляющей организации не имеют никакого отношения, через управляющую организацию лишь проходят целевые средства, направленные на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома.
На основании протокола собрания собственников и типового договора правления домом управляющая организация является организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, а не подрядной организацией, выполняющей ремонтные работы. Кроме того, согласно указанным документам управляющая организация не уполномочена осуществлять капитальный ремонт многоквартирного дома.
Управляющая организация не осуществляла реализацию подрядных работ собственникам помещений в многоквартирных домах, не принимала на учет указанные работы, так как они не являются ее затратами, а следовательно, у нее отсутствуют основания для применения налоговых вычетов по НДС по выполненным подрядчиками работам по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому в соответствии и в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Стоимость работ по капитальному ремонту оплачена подрядным организациям с учетом НДС за счет средств целевого финансирования, отчет о расходовании которых произведен управляющей организацией в полном объеме.
В судебном заседании представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы и Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Северная-1" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговым органом в период с 05.04.2010 г. по 05.07.2010 г. проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по НДС ООО "УО "Северная-1" за 4 квартал 2008 года.
Актом камеральной налоговой проверки от 19.07.2010 г. N 3663 и обжалуемым решением от 30.09.2010 г. N 1079 установлено, что ООО "УО "Северная-1" неправомерно заявлены по уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года налоговые вычеты в сумме 486580 руб. (по акту проверки) и в сумме 501789 руб. (по решению).
При проведении проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО "УО "Северная-1" не осуществляло операций, признаваемых объектом обложения НДС, в части выполнения работ в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, то есть, по мнению налогового органа, налогоплательщиком не соблюдены условия для отнесения сумм налога к вычетам, предусмотренные статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации. ООО "Управляющая организация "Северная-1" не является плательщиком НДС с сумм целевого финансирования, полученного в рамках указанного Федерального закона, такие средства проходят транзитом через специальный банковский счет управляющей организации. Следовательно, суммы НДС, оплаченные подрядчикам за счет целевых средств, не подлежат налоговым вычетам.
С учетом указанных доводов по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о неуплате заявителем в бюджет НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 49988 руб. (915195 - 865207, где 915195 руб. - НДС от реализации товаров (работ, услуг), за исключением НДС в сумме 10409 руб., исчисленного по включенным в реализацию средствам долевого финансирования за счет собственников помещений в многоквартирном жилом доме в размере 5 процентов от стоимости работ, 865207 руб. - НДС, предъявленный к вычету при приобретении товаров (работ, услуг) по операциям, признаваемыми объектами налогообложения) (т. 3 л.д. 130).
Решением Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 30.09.2010 г. N 1079 ООО "УО "Северная-1" предложено зачесть переплату по НДС, числящуюся на дату вынесения решения, в счет доначисленного НДС в сумме 49988 руб., в том числе по срокам уплаты: 20.01.2009 г. - 16663 руб.; 20.02.2009 г. - 16663 руб.; 20.03.2009 г. - 16662 руб., а также заявителю предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 451801 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от 19.11.2010 г. N 11-47/196 решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 30.09.2010 г. N 1079 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 30.09.2010 г. N 1045 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, оставлены без изменения.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанных решений налогового органа незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в 2008 году) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты. Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 172 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в 2008 году) налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Причем вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Как следует из статьи 176 Налогового кодекса РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Материалами дела установлено, что 26.03.2010 г. ООО "УО "Северная-1" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, в соответствии с которой в реализацию товаров (работ, услуг) включены денежные средства в общей сумме 6055788 руб., с которых исчислен НДС в сумме 925604 руб., в том числе НДС в сумме 10409 руб. - по включенным в реализацию средствам долевого финансирования за счет собственников помещений в многоквартирном жилом доме в размере 5 процентов от стоимости работ. К налоговым вычетам отнесен налог в сумме 1377405 руб., предъявленный заявителю при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, из которых 512198 руб. - налог, предъявленный ООО "Резон" по договору подряда на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 150. С учетом сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ услуг), и сумм НДС, отнесенных к вычету по уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года ООО "УО "Северная-1", заявлено к возмещению из бюджета НДС в сумме 451801 руб. (925604 - 1377405).
Материалами дела также установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 150, от 20.12.2007 г., решено выбрать управляющую компанию "Северная-2", правопреемником которой является заявитель - ООО "УО "Северная-1". Между ООО "УО "Северная-2" и собственниками помещений указанного дома заключены договоры управления многоквартирным домом, предметом которых является оказание управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Протоколом общего собрания собственников указанного жилого дома от 01.11.2008 г. N 2 принято решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, видах, объемах и стоимости планируемых работ и о долевом финансировании капитального ремонта за счет средств собственников помещений в размере 5 процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках муниципальной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Для проведения капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного жилого дома выделены и перечислены целевые денежные средства на специальный отдельный банковский счет ООО "УО "Северная-1": из фонда содействия реформ ЖКХ - 2378600 руб.; из бюджета Пензенской области - 243400 руб.; из бюджета города - 567800 руб.; средства собственников (населения) - 167940 руб.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома ООО "УО "Северная-1" заключен договор подряда от 09.09.2008 г. N 141-П-3 с ООО "Резон", в соответствии с которым последнее обязалось выполнить работы по капитальному ремонту: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт подвального помещения, утепление и ремонт фасада на общую сумму 3357,7 тыс. руб.
В 4 квартале 2008 года ООО "Резон" выполнены работы по капитальному ремонту жилого дома согласно актов о приемке выполненных работ КС-2, справок о стоимости работ и затрат КС-3, счетов-фактур на общую сумму 3357740 руб., в том числе НДС - 512198 руб., которые перечислены ООО "УО "Северная-1" на расчетный счет ООО "Резон".
С учетом изложенных обстоятельств судом верно отмечено в решении, что ООО "УО "Северная-1" выполнены все условия, предусмотренные налоговым законодательством, для применения налоговых вычетов по НДС в сумме 436592 руб. (451801 - 15209, где 451801 руб. - сумма, исчисленная ООО "УО "Северная-1" к возмещению из бюджета, на основании декларации по НДС за 4 квартал 2008 года, 15209 руб. - сумма НДС, исчисленная в результате занижения налоговой базы по фактическому поступлению денежных средств от собственников жилого дома с учетом предоставлявшейся им рассрочки платежей на 12 месяцев, которая заявителем не оспаривается).
Довод налоговых органов о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС по суммам, полученным заявителем в качестве целевых субсидий из бюджета, базирующийся на отсутствии у ООО "УО "Северная-1" собственных затрат и повторному возмещению налога из федерального бюджета, судом отклоняется по следующим основаниям.
Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (пункт 2 статья 4 Закона N 185-ФЗ).
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Причем, согласно пункту 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Порядок принятия решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда предусмотрен статьей 19 Закона N 185-ФЗ, согласно которому высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации подает заявку в Фонд на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, к которой, в том числе, прилагается региональная утвержденная в установленном данным Законом порядке адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Правление Фонда в течение тридцати дней со дня подачи заявок и документов, указанных в пункте 2 данной статьи, принимает решение о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки и направляет данное решение в течение пяти рабочих дней со дня его принятия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
Средства Фонда перечисляются в бюджет субъекта Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 настоящего Закона, в местный бюджет в соответствии с договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
Частью 3 статьи 20 Закона N 185-ФЗ установлено, что субъектом Российской Федерации может быть принято решение об определении муниципальных образований получателями средств Фонда. В этом случае субъект Российской Федерации представляет в Фонд перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления указанных средств в соответствующие местные бюджеты.
Согласно части 4 статьи 20 Закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
22.07.2008 года между государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и субъектом Российской Федерации - Пензенской областью заключен договор о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда N 44-ЗС (с учетом дополнительных соглашений к договору), согласно которому Фонд обязался предоставить на безвозвратной и безвозмездной основе финансовую поддержку в 2008 году в сумме 313309900 руб., в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 285075400 руб., путем перечисления денежных средств (с последующим зачислением указанных средств в бюджет Пензенской области) на счет Управления Федерального казначейства по Пензенской области.
Пунктом 2.3.1 вышеуказанного договора также предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство финансов Пензенской области) обязуется направлять средства бюджета Пензенской области, полученные за счет средств Фонда, в местные бюджеты, а также направлять средства бюджета Пензенской области, предусмотренные бюджетом Пензенской области, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в местные бюджеты.
Постановлением Правительства Пензенской области от 14.05.2008 г. N 308-пП утверждена целевая программа "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области на 2008 - 2011 годы", согласно которой многоквартирный жилой дом N 150 по ул. Аустрина в г. Пензе включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планировалось предоставление финансовой поддержки в 2008 году в рамках адресной программы Пензенской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Решением Пензенской городской Думы от 30.11.2007 г. N 838-41/4 утверждена муниципальная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов в городе Пензе на 2008 - 2011 годы, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом N 150 по ул. Аустрина в г. Пензе включен в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов в городе Пензе на 2008 - 2011 годы.
Постановлением главы Администрации г. Пензы от 19.08.2008 г. N 1375 утвержден Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Порядок), который устанавливает условия и порядок предоставления товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами), субсидий бюджета города Пензы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе полученных за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Пензенской области и бюджета города Пензы на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Под субсидией в указанном Порядке понимаются средства бюджета города Пензы направленные на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в объеме, установленном Программой (с участием средств Фонда, областного бюджета и средств муниципального образования города Пензы).
Пунктом 3.3 указанного Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на основании заключенного с Финансовым управлением г. Пензы договора о предоставлении субсидий на целевые расходы по капитальному ремонту многоквартирного(ых) дома(ов) с указанием объема работ, срока, стоимости проведения капитального ремонта по каждому многоквартирному дому, необходимого объема долевого участия собственников.
Пунктами 3.9, 3.10, 3.11 указанного Порядка также предусмотрено, что организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, осуществляет выбор подрядной организации для выполнения мероприятий по капитальному ремонту, а также использует и распоряжается размещенными на банковском (лицевом) счете субсидиями на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Исходя из вышеперечисленных правовых норм, суд сделал правильный вывод о том, что получателями субсидий являются, в том числе, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления возлагается обязанность выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества такого дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Судом правильно отмечено в решении, что ООО "УО "Северная-1" в пределах, предоставленных обществу Жилищным кодексом РФ, в 4 квартале 2008 году осуществляло работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по ул. Аустрина, 150 в г. Пензе, и правомерно предъявило к вычету суммы налога, уплаченные подрядчику.
Судом также верно учтено, что согласно справке Управления жилищно-коммунального хозяйства от 02.02.2011 г. N 111/5 субсидии на покрытие расходов по капитальному ремонту в 2008 году в сумме 3222667 руб. 39 коп. выделялись получателю субсидий - ООО "УО "Северная-1" без налога на добавленную стоимость (т. 2 л.д. 71).
Суд также верно указал, что право налогоплательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств покупателю, а Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) с учетом полученных из бюджета субсидий, в случае оплаты за приобретенные товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения.
Следует также отметить, что решение суда первой инстанции соответствует правовой позиции, которая сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Федеральным арбитражным судом Поволжского округа - судебные акты по делу N А72-7250/2010, законодательство и судебная практика исходят из того, что выполнение капитального ремонта входят в предмет договора управления многоквартирным домом и в силу норм ЖК РФ, именно управляющая организация имеет договорные отношения по реализации капитального ремонта собственникам помещений. Не соответствует фактам довод жалобы об отсутствии договорных отношений по поводу ремонта между заявителем и собственниками.
При получении бюджетной субсидии налогоплательщик не теряет право на вычет, так как расходы по капитальному ремонту, покрытые за счет средств, полученных из бюджетных источников, являются расходами налогоплательщика.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы от 30.09.2010 г. N 1079 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм налога в размере 49988 руб. и в части уменьшения, предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах, НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 436592 руб. (пункты 2, 2.1, 2.2), а также решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 30.09.2010 г. N 1045 в части отказа в возмещении НДС в сумме 436592 руб., являются обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 августа 2011 года по делу N А49-62/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)