Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Емельянова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Быханова А.В.
судей Антоневич Н.Я. и Ильинской Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 25 мая 2011 года дело N 2-678/2010 по кассационной жалобе ТСЖ "Детскосельское" на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2010 года по иску ТСЖ "Детскосельское" к С. о взыскании денежных средств; по встречному иску С. к ТСЖ "Детскосельское" об обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, признании решений собраний ТСЖ недействительными.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения С., ее представителя - Г. (доверенность от 05.05.2010 года, сроком на три года), представителя ТСЖ "Деткосельское" - адвоката Шенцева Р.Б. (ордер N <...> от 30.03.2011 года, доверенность от 27.03.2011 года, сроком на два года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ТСЖ "Детскосельское" обратилось в суд с иском к ответчице и после неоднократных изменений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просило взыскать с ответчицы:
- - задолженность по уплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в размере 17 108 руб. 84 коп.;
- - пени за несвоевременную и неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в сумме 2 764 руб. 81 коп.;
- - задолженность по оплате за нежилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в размере 2 773 руб. 68 коп.;
- - пени за несвоевременную и неполную плату за нежилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в размере 384 руб. 19 коп.;
- - расходы по оплате госпошлины в размере 2 694 руб. 47 коп.;
- - расходы по оплате услуг представителя в размере 13 831 руб. 98 коп.
С. исковые требования не признала, обратилась со встречными требованиями и после изменения исковых требований просила:
- - обязать ТСЖ "Детскосельское" произвести корректировку размера платы за отопление за квартиру N <...> и помещение N <...> за 2007, 2008 и 2009 годы;
- - взыскать с ТСЖ "Детскосельское" 10 590 руб. 24 коп. не израсходованных средств в 2008 и 2009 годах на содержание и ремонт общего имущества в указанном выше многоквартирном доме;
- - признать недействительными решения общих годовых собраний членов ТСЖ "Детскосельское" от 01 - 08 июля 2008 года, 08 - 11 июня 2009 и 17.06.2010 года.
Решением от 23.12.2010 года в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Детскосельское" о взыскании денежных средств отказано.
Исковые требования С. удовлетворены частично.
Суд обязал ТСЖ "Детскосельское" произвести корректировку размера оплаты за отопление за квартиру N <...> и помещение N <...> за 2007, 2008, 2009 годы.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Дополнительным решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2011 года возложена обязанность на ТСЖ "Детскосельское" произвести С. перерасчет размера платы за квартиру N <...> и помещение N <...> за период с августа по март 2010 года с учетом незаконно выставленных счетов на оплату услуг СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон) на сумму 19650 руб.
В кассационной жалобе ТСЖ "Детскосельское" просит отменить решение суда от 23 декабря 2010 года, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно п. 1, п. 8 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с его уставом.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, относится: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п.п. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ); утверждение составленных правлением ТСЖ смет доходов и расходов на соответствующий год (п. 3 ст. 148 ЖК РФ).
В соответствии с п.п. 2, п.п. 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, определяют требования и порядок обслуживания жилищного фонда с целью обеспечения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками помещений или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (включая ТСЖ).
Услуги поста охраны, обслуживание СТС не относятся к работам и услугам по содержанию и ремонту жилищного фонда, выполнение которых, регламентируют Правила.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение помещений общего пользования;
в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
При этом в соответствии с пунктом 35 Правил содержания общего имущества указанные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Рассматривая требования ТСЖ "Детскосельское" о взыскании с С. денежных средств, суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела видно, что С. является собственником квартиры N <...>, и нежилого помещения N <...> в том же доме.
Членом ТСЖ "Детскосельское" С. не является.
В обоснование требований представитель ТСЖ "Детскосельское" утверждал, что начисление платежей на оплату С., принадлежащих ей помещений в период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года, производилось по тарифам, утвержденным решениями общих собраний ТСЖ "Детскосельское" согласно протоколам: от 10.07.2008 года об утверждении финансового плана ТСЖ на 2008 год, от 08 - 11 июня 2009 года об утверждении финансового плана ТСЖ на 2009 год, от 07.06.2010 года об утверждении финансового плана ТСЖ на 2010 год.
Однако ТСЖ "Детскосельское" не предоставило в материалы дела такое решение, принятое общим собранием собственников, а также решение собственников об установлении размеров платы, а из представленных истцом документов, в том числе утвержденных финансовых планов на 2008 год, 2009 год не усматривается установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, не являющегося членом товарищества.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Детскосельское".
Согласно части 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, С. не оплачивает следующие коммунальные услуги за жилое и нежилое помещения: СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон), задолженность по оплате которых и пени просит взыскать истец с ответчицы за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года.
Услуга "СТС" начислялась ответчице по апрель 2009 года, услуга телевидение (антенна) по март 2009 года, диспетчер и домофон по настоящее время.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что С. правомерно не оплачивает услуги СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон), в связи с чем исковые требования в этой части также не подлежат удовлетворению, поскольку ТСЖ "Детскосельское" в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представило доказательств, что спорные услуги предоставляются ответчице, в чем они заключаются и сумму затрат, так же не представлено доказательств, что С. пользуется данными услугами.
Кроме того, данные услуги не входят в обязательный перечень согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ и п. 11 Правил содержания общего имущества.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
Один раз в год исполнитель коммунальных услуг обязан производить корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Сведений о произведенных перерасчетах за период с 2007 года (года, следующего за годом введения в действие Правил) по 2008 год ТСЖ "Детскосельское" не предоставило.
Установив, что у собственников помещений, находящихся в ТСЖ, действительно имелась переплата по оплате коммунальной услуги "отопление", однако перерасчеты за 2007, 2008, 2009 года ТСЖ, в нарушение подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не производились, то суд на законных основаниях удовлетворил требования С. об обязании ТСЖ произвести корректировку размера оплаты за отопление за помещения, принадлежащие С. на праве собственности за 2007, 2008, 2009 годы.
Отказывая в удовлетворении требований С. о признании недействительными решений общих собраний членов ТСЖ "Детскосельское" от 01 - 08 июля 2008 года, 08 - 11 июня 2009 года и 17.06.2010 года, суд сослался на то, что истицей пропущен срок для обжалования решений общего собрания.
Согласно ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Заявление об обжаловании собственником помещения в многоквартирном доме решения общего собрания собственников помещений в данном доме может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Поскольку истица обратилась в суд с исковыми требованиями в ноябре 2010 года, а оспариваемые решения были приняты в 2008 и 2009 годах, доводы истицы о том, что она не знала о принятых решениях опровергнуты материалами дела, то суд обоснованно сослался на пропуск истицей срока для обжалования решений и отказал в удовлетворении требований о признании недействительными решений общих собраний членов ТСЖ "Детскосельское" от 01 - 08 июля 2008 года, 08 - 11 июня 2009 года.
Решение собрания ТСЖ от 17.06.2010 года не затрагивает прав С., поэтому также не может быть отменено. Более того, ответчицей не обжалуется.
Доводы кассационной жалобы, что СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон) являются общим имуществом многоквартирного дома, отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела.
Ссылка в кассационной жалобе, о необоснованном удовлетворении требований о корректировке платы за отопление, отклоняется, поскольку доказательств расчета потребляемой теплоэнергии, представителем ТСЖ не представлено, ни в суд первой инстанции, ни в суд кассационной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.05.2011 N 7772
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2011 г. N 7772
Судья: Емельянова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Быханова А.В.
судей Антоневич Н.Я. и Ильинской Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 25 мая 2011 года дело N 2-678/2010 по кассационной жалобе ТСЖ "Детскосельское" на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2010 года по иску ТСЖ "Детскосельское" к С. о взыскании денежных средств; по встречному иску С. к ТСЖ "Детскосельское" об обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, признании решений собраний ТСЖ недействительными.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения С., ее представителя - Г. (доверенность от 05.05.2010 года, сроком на три года), представителя ТСЖ "Деткосельское" - адвоката Шенцева Р.Б. (ордер N <...> от 30.03.2011 года, доверенность от 27.03.2011 года, сроком на два года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
ТСЖ "Детскосельское" обратилось в суд с иском к ответчице и после неоднократных изменений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просило взыскать с ответчицы:
- - задолженность по уплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в размере 17 108 руб. 84 коп.;
- - пени за несвоевременную и неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в сумме 2 764 руб. 81 коп.;
- - задолженность по оплате за нежилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в размере 2 773 руб. 68 коп.;
- - пени за несвоевременную и неполную плату за нежилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года в размере 384 руб. 19 коп.;
- - расходы по оплате госпошлины в размере 2 694 руб. 47 коп.;
- - расходы по оплате услуг представителя в размере 13 831 руб. 98 коп.
С. исковые требования не признала, обратилась со встречными требованиями и после изменения исковых требований просила:
- - обязать ТСЖ "Детскосельское" произвести корректировку размера платы за отопление за квартиру N <...> и помещение N <...> за 2007, 2008 и 2009 годы;
- - взыскать с ТСЖ "Детскосельское" 10 590 руб. 24 коп. не израсходованных средств в 2008 и 2009 годах на содержание и ремонт общего имущества в указанном выше многоквартирном доме;
- - признать недействительными решения общих годовых собраний членов ТСЖ "Детскосельское" от 01 - 08 июля 2008 года, 08 - 11 июня 2009 и 17.06.2010 года.
Решением от 23.12.2010 года в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Детскосельское" о взыскании денежных средств отказано.
Исковые требования С. удовлетворены частично.
Суд обязал ТСЖ "Детскосельское" произвести корректировку размера оплаты за отопление за квартиру N <...> и помещение N <...> за 2007, 2008, 2009 годы.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Дополнительным решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2011 года возложена обязанность на ТСЖ "Детскосельское" произвести С. перерасчет размера платы за квартиру N <...> и помещение N <...> за период с августа по март 2010 года с учетом незаконно выставленных счетов на оплату услуг СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон) на сумму 19650 руб.
В кассационной жалобе ТСЖ "Детскосельское" просит отменить решение суда от 23 декабря 2010 года, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно п. 1, п. 8 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с его уставом.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, относится: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п.п. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ); утверждение составленных правлением ТСЖ смет доходов и расходов на соответствующий год (п. 3 ст. 148 ЖК РФ).
В соответствии с п.п. 2, п.п. 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, определяют требования и порядок обслуживания жилищного фонда с целью обеспечения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками помещений или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (включая ТСЖ).
Услуги поста охраны, обслуживание СТС не относятся к работам и услугам по содержанию и ремонту жилищного фонда, выполнение которых, регламентируют Правила.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение помещений общего пользования;
в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
При этом в соответствии с пунктом 35 Правил содержания общего имущества указанные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Рассматривая требования ТСЖ "Детскосельское" о взыскании с С. денежных средств, суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела видно, что С. является собственником квартиры N <...>, и нежилого помещения N <...> в том же доме.
Членом ТСЖ "Детскосельское" С. не является.
В обоснование требований представитель ТСЖ "Детскосельское" утверждал, что начисление платежей на оплату С., принадлежащих ей помещений в период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года, производилось по тарифам, утвержденным решениями общих собраний ТСЖ "Детскосельское" согласно протоколам: от 10.07.2008 года об утверждении финансового плана ТСЖ на 2008 год, от 08 - 11 июня 2009 года об утверждении финансового плана ТСЖ на 2009 год, от 07.06.2010 года об утверждении финансового плана ТСЖ на 2010 год.
Однако ТСЖ "Детскосельское" не предоставило в материалы дела такое решение, принятое общим собранием собственников, а также решение собственников об установлении размеров платы, а из представленных истцом документов, в том числе утвержденных финансовых планов на 2008 год, 2009 год не усматривается установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, не являющегося членом товарищества.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Детскосельское".
Согласно части 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, С. не оплачивает следующие коммунальные услуги за жилое и нежилое помещения: СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон), задолженность по оплате которых и пени просит взыскать истец с ответчицы за период с 01.08.2008 года по 31.03.2010 года.
Услуга "СТС" начислялась ответчице по апрель 2009 года, услуга телевидение (антенна) по март 2009 года, диспетчер и домофон по настоящее время.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что С. правомерно не оплачивает услуги СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон), в связи с чем исковые требования в этой части также не подлежат удовлетворению, поскольку ТСЖ "Детскосельское" в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представило доказательств, что спорные услуги предоставляются ответчице, в чем они заключаются и сумму затрат, так же не представлено доказательств, что С. пользуется данными услугами.
Кроме того, данные услуги не входят в обязательный перечень согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ и п. 11 Правил содержания общего имущества.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
Один раз в год исполнитель коммунальных услуг обязан производить корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Сведений о произведенных перерасчетах за период с 2007 года (года, следующего за годом введения в действие Правил) по 2008 год ТСЖ "Детскосельское" не предоставило.
Установив, что у собственников помещений, находящихся в ТСЖ, действительно имелась переплата по оплате коммунальной услуги "отопление", однако перерасчеты за 2007, 2008, 2009 года ТСЖ, в нарушение подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не производились, то суд на законных основаниях удовлетворил требования С. об обязании ТСЖ произвести корректировку размера оплаты за отопление за помещения, принадлежащие С. на праве собственности за 2007, 2008, 2009 годы.
Отказывая в удовлетворении требований С. о признании недействительными решений общих собраний членов ТСЖ "Детскосельское" от 01 - 08 июля 2008 года, 08 - 11 июня 2009 года и 17.06.2010 года, суд сослался на то, что истицей пропущен срок для обжалования решений общего собрания.
Согласно ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Заявление об обжаловании собственником помещения в многоквартирном доме решения общего собрания собственников помещений в данном доме может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Поскольку истица обратилась в суд с исковыми требованиями в ноябре 2010 года, а оспариваемые решения были приняты в 2008 и 2009 годах, доводы истицы о том, что она не знала о принятых решениях опровергнуты материалами дела, то суд обоснованно сослался на пропуск истицей срока для обжалования решений и отказал в удовлетворении требований о признании недействительными решений общих собраний членов ТСЖ "Детскосельское" от 01 - 08 июля 2008 года, 08 - 11 июня 2009 года.
Решение собрания ТСЖ от 17.06.2010 года не затрагивает прав С., поэтому также не может быть отменено. Более того, ответчицей не обжалуется.
Доводы кассационной жалобы, что СТС (сигнализация), телевидение (антенна), диспетчер, ПЗУ (домофон) являются общим имуществом многоквартирного дома, отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела.
Ссылка в кассационной жалобе, о необоснованном удовлетворении требований о корректировке платы за отопление, отклоняется, поскольку доказательств расчета потребляемой теплоэнергии, представителем ТСЖ не представлено, ни в суд первой инстанции, ни в суд кассационной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)