Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2009 N 15АП-2774/2009 ПО ДЕЛУ N А32-4251/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2009 г. N 15АП-2774/2009

Дело N А32-4251/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился (уведомление от 07.04.09 г. N 61420);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 03.04.09 г. N 61421);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 35
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 марта 2009 г. по делу N А32-4251/2009
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 35
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления N 00028 от 05.02.09 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Марчук Т.И.

установил:

Жилищно-строительный кооператив N 35 (далее - ЖСК) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя инспекции о наложении на него административного штрафа в сумме 40 000 рублей в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Решением суда от 05.03.09 г. ЖСК в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что инспекцией представлены надлежащие доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии в действиях ЖСК состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена санкцией ст. 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЖСК подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что ЖСК является ненадлежащим субъектом и не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ. Субъектами вменяемого административного правонарушения в данном случае являются граждане-собственники жилых помещений, на которых законом возложена обязанность по надлежащему содержанию недвижимого имущества.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
ЖСК и инспекция, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ЖСК и инспекции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.01.09 г. на основании распоряжения N 026 от 12.01.09 г. (л.д. 29) инспекцией была проведена внеплановая проверка исполнения законодательства при осуществлении эксплуатации газового оборудования жилых домов, находящихся на территории города Армавир.
В ходе проверки установлено, что ЖСК, расположенным по адресу г. Армавир ул. Азовская, 8, осуществляющим обслуживание жилого дома по вышеназванному адресу, были нарушены требования п. 10 ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 N 491 и пунктов 1.5.3, 5.5.6, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170, а именно: не заключены необходимые договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения (в местах общего пользования), не заключены договора со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт вентиляционных каналов, в том числе не проводятся необходимые работы (отсутствуют соответствующие акты) по техническому обслуживанию и ремонту указанных внутренних устройств газоснабжения и вентиляционных каналов, а также не приняты меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящей к нарушению режима ее функционирования в целях предотвращения повреждений бытовых электроприборов (отсутствуют протоколы измерения сопротивления внутренних электросетей).
26.01.09 г. выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 000039 (л.д. 27), а также обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 26.01.09 г. N 000069 (л.д. 26).
26.01.09 г. по факту выявленных нарушений главным специалистом экспертом государственной жилищной инспекции, в отношении ЖСК был составлен протокол об административном правонарушении N 000021 (л.д. 23).
05.02.09 г. усматривая в действиях ЖСК событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена санкцией ст. 7.22 КоАП РФ, заместитель руководителя инспекции вынес оспариваемое постановление о наложении на ЖСК административного штрафа в сумме 40 000 рублей (л.д. 20).
Не согласившись с вынесенным постановлением ЖСК обратился в арбитражный суд.
Согласно ст. 12 ЖК РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. Указанное Постановление зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.10.03 за N 5176 (далее - Правила), следовательно, имеет общеобязательный характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции ЖСК, добровольно, в рамках договора на управление жилым домом, приняло на себя обязательство выполнять требования, установленные Правилами в процессе управления жилым домом N 8 по ул. Азовской в г. Армавире, в том числе выполнять работы по надлежащему санитарному и техническому состоянию общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170 определены требования и порядок по обеспечению выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе жилищно-строительным кооперативом и включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений или управляющей организацией; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу п. 5.5.6, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, а также содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы и обеспечивать эксплуатацию внутридомового оборудования и внутридомовых электрических сетей питания.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что обязанность по заключению договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения у ЖСК имеется (поскольку она прямо закреплена п. 5.5.6 Правил). Вместе с тем, пункты 5.5.6, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не содержат императивного требования о заключении договора на обследование дымоходов, вентиляционных каналов и заключении договора на проверку внутридомового электрооборудования, предусматривая обязанность ЖСК лишь обеспечивать содержание и эксплуатацию указанного имущества в технически исправном состоянии. С учетом приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ это означает, что ЖСК может осуществлять данные действия самостоятельно (в частности, приняв соответствующего работника в штат ЖСК), без заключения договора со специализированной организацией.
Сходная позиция также высказана судом кассационной инстанции в Постановлениях от 02.03.09 г. по делу N А32-122322008-29/03 и от 20.02.09 г. по делу N А32-6963/2008-29/159).
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, в нарушение указанных норм и правил ЖСК договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения не заключен.
Материалами дела так же подтверждается допущение ЖСК при содержании жилого дома нарушений в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03 г. N 313.
При этом, согласно п. 3 ППБ-01-03, наряду с ППБ-01-03 следует так же руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 57 ППБ-01-03, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Таким документом, в числе прочих, является Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.03 N 6 (далее - ПТЭЭП).
Согласно п. 2.12.17 ПТЭЭП проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования.
Из материалов дела следует, что ЖСК допущены нарушения указанных требований п. 2.12.17 ПТЭЭП, а именно: не приняты меры по предупреждению повреждений в электрической сети приводящей к нарушениям режима ее функционирования с целью предотвращения повреждения бытовых электроприборов, а именно отсутствует протокол измерения сопротивления внутридомовых электросетей.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 64 и ч. 1 ст. 65 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Довод ЖСК о том, что обязанности по содержанию и управлению жилым домом (г. Армавир, ул. Азовская, 8) не предусмотрены ни уставом ЖСК, ни действующим жилищным законодательством, судом первой инстанции правомерно отклонен по следующим основаниям.
Так, п. 7 Устава ЖСК, последний осуществляет эксплуатацию принадлежавшего ему жилого фонда на началах самоокупаемости. Обслуживание жилого дома и территории домовладения кооператива осуществляется либо силами членов кооператива, либо силами управления домами. Указанное обслуживание осуществляется на договорных началах с оплатой кооперативом расходов на условиях, установленных для обслуживания домов государственного жилого фонда.
Из материалов дела видно, что управление домом осуществляется ЖСК, следовательно, ЖСК является лицом, ответственным за его содержание.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что инспекцией представлены надлежащие доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии в действиях ЖСК состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена санкцией ст. 7.22 КоАП РФ.
Судом первой инстанции так же сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о соблюдении инспекцией порядка привлечения ЖСК к административной ответственности.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют установленные законом основания для признания незаконным и отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба ЖСК отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Н.Н.ИВАНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)