Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Назаровой В.Ю., Лихачевой А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевской Е.И.
при участии:
- от истца, ООО "УК Доверие" - Матвеев А.А., паспорт, доверенность от 30.12.2011 года;
- от ответчиков, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 января 2012 года
по делу N А71-11653/2011,
принятое судьей Н.Н.Погадаевым
по иску Общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (ОГРН 1091840000966, ИНН 1834046759)
к Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930), Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска "Ижевские электрические сети" (ОГРН 1021801665731, ИНН 1826000278)
о понуждении принять приборы учета в эксплуатацию, урегулировании разногласий по договору энергоснабжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (далее - ООО "УК Доверие", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "УЭСК"), Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска "Ижевские электрические сети" (далее МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети") с учетом уточнения требований (л.д. 122) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 г., принять пункт 3 указанного соглашения в следующей редакции: "При отсутствии на объектах, поименованных в пункте 1 настоящего допсоглашения, приборов учета на общедомовые нужды, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды определяется как произведение количества потребителей в указанном доме, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определения которых утверждены действующим законодательством".
Также истец просит обязать ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования по адресам:
- многоквартирный дом N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск:
1) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 24152 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 1-3 подъезды);
2) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 241558 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 4-6 подъезды);
3) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870903358799 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (лифты 7-9 подъезды);
4) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870802721755 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (МОП 7-9 подъезды);
- многоквартирный дом N 68 (пос. Машиностроителей г. Ижевск) счетчик электроэнергии - Меркурий 201.5, заводской номер 09516010, 230В, 5/60А, класс точности измерения 1.
Исковые требования мотивированы статьями 422, 445, 450, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4.7 Правил учета электрической энергии, пунктом 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6, пунктами 6, 139, 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, пунктами 1.1, 9.1 договора энергоснабжения N Р4575 (л.д. 122).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2012 года (резолютивная часть от 11.01.2012 года, судья Н.Н.Погадаев) в удовлетворении иска отказано (л.д. 136-143).
Истец, ООО "УК "Доверие", с решением суда первой инстанции не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Считает, что пункт 3 дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 г. в редакции ответчика создает неравные условия по сравнению с другими многоквартирными домами. В силу пунктов 62, 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения) сведения о расчетных приборах учета подлежат согласованию сторонами договора. Сведения о расчетных приборах учета направлены истцом ОАО "УЭСК", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", однако возражений ответчиков о несоответствии приборов учета требованиям Основных положений в материалах дела не имеется. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 не запрещают использовать счетчик расхода электроэнергии на освещение мест общего пользования и электроснабжение лифтов в качестве индивидуального прибора учета электроэнергии мест общего пользования. В Удмуртской Республике нормативы потребления электроснабжения утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.04.2009 N 59 и включают в себя, в том числе расходы на общедомовые нужды. Отдельного норматива расхода электроэнергии на общедомовые нужды органом местного самоуправлении не утверждено. Обязанность ОАО "УЭСК", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" принять узлы учета в эксплуатацию закреплена пунктом 4.7 Правил учета электрической энергии, зарегистрированных Минюстом России 24.10.1996 N 1186; пунктом 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, зарегистрированных Минюстом России 22.01.2003 N 4145, пунктами 6, 139, 151 Основных положений. Не принимая работоспособные электросчетчики в эксплуатацию в качестве расчетных приборов учета, приостанавливая начисление за электроэнергию в указанных домах, ответчики нарушают права и законные интересы истца, препятствуют ее деятельности в сфере управления многоквартирными домами. ОАО "УЭСК" и МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", злоупотребив правом, навязывают условия, которые договором N Р4575 и действующим законодательством не предусмотрены.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчики, ОАО "УЭСК", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "УЭСК" (Гарантирующий поставщик) и ООО "УК Доверие" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года, в соответствии с условиями которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу Потребителю электрической энергии для оказания Потребителем коммунальных услуг по электроснабжению, использования на общедомовые нужды в количестве, указанном в Приложении N 1 к договору, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии посредством заключения соответствующего договора с территориальной сетевой организацией, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (л.д. 13-16).
Договор заключен в редакции, утвержденной решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.02.2011 года по делу N А71-12548/2010, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 года (л.д. 17-50).
На основании решений собственников многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 82; пос. Машиностроителей г. Ижевск, 68, указанные многоквартирные дома переданы в управление ООО "УК Доверие", в связи с чем письмами от 13.07.2011 года N 703, от 27.07.2011 года N 740 истец обратился к ОАО "УЭСК" с просьбой о включении данных многоквартирных домов в договор энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года (л.д. 51, 52).
Письмом от 11.08.2011 года N 641/9799 (л.д. 53) ОАО "УЭСК" направило истцу проект дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года (л.д. 54), изложив пункт 3 в следующей редакции: "В связи с тем, что в МКД N 68 поселок Машиностроителей, N 82 по ул. 40 лет Победы, отсутствуют общедомовые приборы учета, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, определяется как произведение количества потребителей в вышеуказанных домах, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определения которых утверждены действующим законодательством".
Письмом от 07.09.2011 года N 968 (л.д. 55) истец направил ОАО "УЭСК" протокол разногласий к дополнительному соглашению N 6 от 11.08.2011 года, изложив пункт 3 в следующей редакции: "При отсутствии на объектах, поименованных в пункте 1 настоящего допсоглашения, приборов учета на общедомовые нужды, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды по многоквартирному дому поселок Машиностроителей, 68 принять равным 189,00 кВтч/час в месяц, а по многоквартирному дому ул. 40 лет Победы, 82 принять равным 5824,00 кВтч/час в месяц" (л.д. 56).
Письмом от 14.09.2011 года N 641/11203 (л.д. 59) ОАО "УЭСК" направило истцу протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий к дополнительному соглашению N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010, в котором пункт 3 предложило оставить в редакции гарантирующего поставщика (л.д. 60). Протокол урегулирования разногласий ООО "УК Доверие" не подписан.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий.
Как следует из материалов дела, письмом от 08.11.2011 года N 1813 (л.д. 99) ООО "УК Доверие" обратилось к МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", предложив направить представителя для приемки групп учета мест общего пользования после замены.
Изложенное требование оставлено без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском обязать ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования по адресам:
- многоквартирный дом N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск:
1) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 24152 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 1-3 подъезды);
2) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 241558 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 4-6 подъезды);
3) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870903358799 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (лифты 7-9 подъезды);
4) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870802721755 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (МОП 7-9 подъезды);
- многоквартирный дом N 68 (пос. Машиностроителей г. Ижевск) счетчик электроэнергии - Меркурий 201.5, заводской номер 09516010, 230В, 5/60А, класс точности измерения 1.
Отказывая в удовлетворении иска в части урегулирования разногласий по пункту 3 дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года, суд первой инстанции исходил из того, что фактически исковые требования направлены не на заключение договора, а на изменение условий действующего договора. Установив отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и требуемых для изменения условий соглашения по решению суда, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия решения об изменении договора энергоснабжения от 01.03.2010 года.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии, суд первой инстанции исходил из отсутствия на спорных объектах общедомовых приборов учета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Между сторонами возник спор по поводу условий пункта 3 дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года, предусматривающему порядок определения объема потребленной электроэнергии в случае отсутствия в многоквартирных домах N 68 пос. Машиностроителей, N 82 по ул. 40 лет Победы приборов учета электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 4 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года предусмотрено, что настоящее дополнительное соглашение составлено в 2-х экземплярах, вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.05.2011 г. и является неотъемлемой частью договора энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года.
Пунктом 9.1 договора энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года споры и разногласия, возникающие при заключении, исполнении, изменении, пролонгации настоящего договора разрешаются сторонами путем переписки и переговоров, а в случае их неурегулирования каждая из сторон настоящего договора вправе передать их на рассмотрение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Действия сторон по обращению в арбитражный суд с иском, представление ответчиком в отзыве на иск возражений по спорному пункту договора свидетельствуют о воле сторон на передачу разногласий по договору на разрешение арбитражного суда.
Оценив оказанные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сторонами достигнуто соглашение о рассмотрении разногласий при заключении договора в арбитражном суде.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему, в частности, при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Таким образом, разрешая переданный по соглашению сторон спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен определить в решении и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возникли разногласия.
Пункт 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года ООО "УК Доверие" предлагает изложить в следующей редакции: "При отсутствии на объектах, поименованных в пункте 1 настоящего допсоглашения, приборов учета на общедомовые нужды, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды определяется как произведение количества потребителей в указанном доме, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определении которых утверждены действующим законодательством".
ОАО "УЭСК" предложил следующую редакцию пункта 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года: "В связи с тем, что в МКД N 68 поселок Машиностроителей, N 82 по ул. 440 лет Победы отсутствуют общедомовые приборы учета, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, определяются как произведение количества потребителей в вышеуказанных домах, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определения которых утверждены действующим законодательством".
Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение производится с использованием норматива потребления электрической энергии.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В разделе IV Правил N 306 определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, которыми предусмотрено, что нормативы холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения определяются из расчета на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, - санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 26 Правил N 306 предусмотрено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Согласно пунктом 30 Правил N 306 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
В соответствии с пунктом 25 приложения к Правилам установления нормативов в норматив потребления электроэнергии на одного нанимателя (жильца) включены затраты на освещение мест общего пользования, работы лифтового оборудования из расчета: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Поскольку в силу указанных требований Правил N 306 норматив электроснабжения содержит в себе расход электроэнергии необходимый как для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, так и для содержания общего имущества многоквартирного дома, предложенные сторонами редакции пункта 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года не регулируют правоотношения между гарантирующим поставщиком и потребителем электроэнергии в рамках обязательств по договору энергоснабжения при определении объемов потребленных энергоресурсов только на общедомовые нужды. Отдельных нормативов на потребление электроэнергии в местах общего пользования, в установленном законодательством порядке принято не было.
С учетом того, что предложенная сторонами редакция пункта 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 не соответствует действующему законодательству, отказ в удовлетворении иска в этой части следует признать правомерным.
Доводы жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении требований об обязании ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования, судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Пунктом 12 Основных положений установлено, что сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и(или) расчетного способа.
Пунктом 138 Основных положений предусмотрено, что для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (пункт 139 Основных положений).
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 03.04.2002, все энергоустановки должны быть выполнены по проекту, проверенному органами госэнергонадзора на соответствие Правилам устройства электроустановок и другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Эксплуатирующие организации должны иметь проектную, приемосдаточную и эксплуатационную документацию; подготовленный электротехнический и/или теплотехнический персонал (договор на обслуживание энергоустановок другой организацией); испытанные средства защиты, инструмент, запасные части, средства связи и сигнализации, пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.
Согласно пп. 2.2, 2.11 Методических указаний допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электроустановок оформляется актом-допуском энергоустановки в эксплуатацию, составляется в двух экземплярах, один из которых передается владельцу электроустановки.
Согласно пунктам 2.6, 2.7 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.
В соответствии с требованиями указанных Правил под электроустановкой понимается совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.
Таким образом, счетчики, подключенные к электрической проводке, являются составной частью электроустановки абонента.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил учета электрической энергии, организация учета электроэнергии на действующих электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части:
- - мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;
- - классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;
- - размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним;
- - акта разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил учета электрической энергии перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.
Согласно п. 1.3.10 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго от 13.01.2003 г. N 6 перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты Потребителем (заказчиком) в установленном порядке.
Согласно пункту 2.11.18 Правил N 6 поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.
Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком (пункт 2.11.17 Правил N 6).
Приказом Госстандарта РФ от 26.11.2001 N 477 "Об утверждении Правил по метрологии "Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма" (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.02.2002 N 3221) установлено, что Поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и(или) техническую документацию и удостоверяющий, что поверка средства измерений проведена с удовлетворительными результатами, а также для защиты, при необходимости, средств измерений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные (юстировочные) устройства. Поверительное клеймо должно иметь четкий рисунок, который сохраняется на протяжении всего межповерочного интервала применительно к условиям, в которых эксплуатируется то или иное средство измерений.
Представленные в материалы дела акты осмотра электроустановок от 25.07.2011 года, от 02.08.2011 года (л.д. 61-63) отражают лишь факт наличия в домах N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск: N 68 пос. Машиностроителей г. Ижевск приборов учета.
Доказательств того, что ООО "УК Доверие" согласовывало свою электроустановку с органами государственного энергетического надзора, не представлено. Годность приборов учета для эксплуатации, наличие пломб организаций, производивших поверку, истцом надлежащими доказательствами не подтверждена (статьи 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В материалах дела отсутствуют акты-допуски электроустановки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истца о понуждении ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования, у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная истцом платежным поручением N 63 от 06.02.2012 года государственная пошлина в размере 2 000 руб. 00 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.01.2012 г. по делу N А71-11653/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "УК Доверие" из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп., излишне уплаченные платежным поручением N 63 от 06.02.2012 г. (платежное поручение N 63 от 06.02.2012 г. остается в материалах дела).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.В.ДРУЖИНИНА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
А.Н.ЛИХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2012 N 17АП-1800/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А71-11653/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2012 г. N 17АП-1800/2012-ГК
Дело N А71-11653/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Назаровой В.Ю., Лихачевой А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевской Е.И.
при участии:
- от истца, ООО "УК Доверие" - Матвеев А.А., паспорт, доверенность от 30.12.2011 года;
- от ответчиков, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 января 2012 года
по делу N А71-11653/2011,
принятое судьей Н.Н.Погадаевым
по иску Общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (ОГРН 1091840000966, ИНН 1834046759)
к Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930), Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска "Ижевские электрические сети" (ОГРН 1021801665731, ИНН 1826000278)
о понуждении принять приборы учета в эксплуатацию, урегулировании разногласий по договору энергоснабжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (далее - ООО "УК Доверие", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "УЭСК"), Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска "Ижевские электрические сети" (далее МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети") с учетом уточнения требований (л.д. 122) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 г., принять пункт 3 указанного соглашения в следующей редакции: "При отсутствии на объектах, поименованных в пункте 1 настоящего допсоглашения, приборов учета на общедомовые нужды, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды определяется как произведение количества потребителей в указанном доме, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определения которых утверждены действующим законодательством".
Также истец просит обязать ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования по адресам:
- многоквартирный дом N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск:
1) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 24152 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 1-3 подъезды);
2) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 241558 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 4-6 подъезды);
3) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870903358799 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (лифты 7-9 подъезды);
4) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870802721755 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (МОП 7-9 подъезды);
- многоквартирный дом N 68 (пос. Машиностроителей г. Ижевск) счетчик электроэнергии - Меркурий 201.5, заводской номер 09516010, 230В, 5/60А, класс точности измерения 1.
Исковые требования мотивированы статьями 422, 445, 450, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4.7 Правил учета электрической энергии, пунктом 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6, пунктами 6, 139, 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, пунктами 1.1, 9.1 договора энергоснабжения N Р4575 (л.д. 122).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2012 года (резолютивная часть от 11.01.2012 года, судья Н.Н.Погадаев) в удовлетворении иска отказано (л.д. 136-143).
Истец, ООО "УК "Доверие", с решением суда первой инстанции не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Считает, что пункт 3 дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 г. в редакции ответчика создает неравные условия по сравнению с другими многоквартирными домами. В силу пунктов 62, 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения) сведения о расчетных приборах учета подлежат согласованию сторонами договора. Сведения о расчетных приборах учета направлены истцом ОАО "УЭСК", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", однако возражений ответчиков о несоответствии приборов учета требованиям Основных положений в материалах дела не имеется. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 не запрещают использовать счетчик расхода электроэнергии на освещение мест общего пользования и электроснабжение лифтов в качестве индивидуального прибора учета электроэнергии мест общего пользования. В Удмуртской Республике нормативы потребления электроснабжения утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.04.2009 N 59 и включают в себя, в том числе расходы на общедомовые нужды. Отдельного норматива расхода электроэнергии на общедомовые нужды органом местного самоуправлении не утверждено. Обязанность ОАО "УЭСК", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети" принять узлы учета в эксплуатацию закреплена пунктом 4.7 Правил учета электрической энергии, зарегистрированных Минюстом России 24.10.1996 N 1186; пунктом 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, зарегистрированных Минюстом России 22.01.2003 N 4145, пунктами 6, 139, 151 Основных положений. Не принимая работоспособные электросчетчики в эксплуатацию в качестве расчетных приборов учета, приостанавливая начисление за электроэнергию в указанных домах, ответчики нарушают права и законные интересы истца, препятствуют ее деятельности в сфере управления многоквартирными домами. ОАО "УЭСК" и МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", злоупотребив правом, навязывают условия, которые договором N Р4575 и действующим законодательством не предусмотрены.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчики, ОАО "УЭСК", МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "УЭСК" (Гарантирующий поставщик) и ООО "УК Доверие" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года, в соответствии с условиями которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу Потребителю электрической энергии для оказания Потребителем коммунальных услуг по электроснабжению, использования на общедомовые нужды в количестве, указанном в Приложении N 1 к договору, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии посредством заключения соответствующего договора с территориальной сетевой организацией, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (л.д. 13-16).
Договор заключен в редакции, утвержденной решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.02.2011 года по делу N А71-12548/2010, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 года (л.д. 17-50).
На основании решений собственников многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 82; пос. Машиностроителей г. Ижевск, 68, указанные многоквартирные дома переданы в управление ООО "УК Доверие", в связи с чем письмами от 13.07.2011 года N 703, от 27.07.2011 года N 740 истец обратился к ОАО "УЭСК" с просьбой о включении данных многоквартирных домов в договор энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года (л.д. 51, 52).
Письмом от 11.08.2011 года N 641/9799 (л.д. 53) ОАО "УЭСК" направило истцу проект дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года (л.д. 54), изложив пункт 3 в следующей редакции: "В связи с тем, что в МКД N 68 поселок Машиностроителей, N 82 по ул. 40 лет Победы, отсутствуют общедомовые приборы учета, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, определяется как произведение количества потребителей в вышеуказанных домах, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определения которых утверждены действующим законодательством".
Письмом от 07.09.2011 года N 968 (л.д. 55) истец направил ОАО "УЭСК" протокол разногласий к дополнительному соглашению N 6 от 11.08.2011 года, изложив пункт 3 в следующей редакции: "При отсутствии на объектах, поименованных в пункте 1 настоящего допсоглашения, приборов учета на общедомовые нужды, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды по многоквартирному дому поселок Машиностроителей, 68 принять равным 189,00 кВтч/час в месяц, а по многоквартирному дому ул. 40 лет Победы, 82 принять равным 5824,00 кВтч/час в месяц" (л.д. 56).
Письмом от 14.09.2011 года N 641/11203 (л.д. 59) ОАО "УЭСК" направило истцу протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий к дополнительному соглашению N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010, в котором пункт 3 предложило оставить в редакции гарантирующего поставщика (л.д. 60). Протокол урегулирования разногласий ООО "УК Доверие" не подписан.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий.
Как следует из материалов дела, письмом от 08.11.2011 года N 1813 (л.д. 99) ООО "УК Доверие" обратилось к МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети", предложив направить представителя для приемки групп учета мест общего пользования после замены.
Изложенное требование оставлено без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском обязать ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования по адресам:
- многоквартирный дом N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск:
1) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 24152 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 1-3 подъезды);
2) счетчик электроэнергии СА4-И678 3х220/380В 3х50-100А N 241558 (госповерка 1 кв. 2007 г., класс точности измерения 2) (на МОП и лифты 4-6 подъезды);
3) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870903358799 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (лифты 7-9 подъезды);
4) счетчик электроэнергии ЦЭ 6803В 3х220/380В 5-50А N 0747870802721755 (госповерка 3 кв. 2007 г., класс точности измерения 1) (МОП 7-9 подъезды);
- многоквартирный дом N 68 (пос. Машиностроителей г. Ижевск) счетчик электроэнергии - Меркурий 201.5, заводской номер 09516010, 230В, 5/60А, класс точности измерения 1.
Отказывая в удовлетворении иска в части урегулирования разногласий по пункту 3 дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года, суд первой инстанции исходил из того, что фактически исковые требования направлены не на заключение договора, а на изменение условий действующего договора. Установив отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и требуемых для изменения условий соглашения по решению суда, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия решения об изменении договора энергоснабжения от 01.03.2010 года.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии, суд первой инстанции исходил из отсутствия на спорных объектах общедомовых приборов учета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Между сторонами возник спор по поводу условий пункта 3 дополнительного соглашения N 6 к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года, предусматривающему порядок определения объема потребленной электроэнергии в случае отсутствия в многоквартирных домах N 68 пос. Машиностроителей, N 82 по ул. 40 лет Победы приборов учета электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 4 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года предусмотрено, что настоящее дополнительное соглашение составлено в 2-х экземплярах, вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.05.2011 г. и является неотъемлемой частью договора энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года.
Пунктом 9.1 договора энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года споры и разногласия, возникающие при заключении, исполнении, изменении, пролонгации настоящего договора разрешаются сторонами путем переписки и переговоров, а в случае их неурегулирования каждая из сторон настоящего договора вправе передать их на рассмотрение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Действия сторон по обращению в арбитражный суд с иском, представление ответчиком в отзыве на иск возражений по спорному пункту договора свидетельствуют о воле сторон на передачу разногласий по договору на разрешение арбитражного суда.
Оценив оказанные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сторонами достигнуто соглашение о рассмотрении разногласий при заключении договора в арбитражном суде.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему, в частности, при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Таким образом, разрешая переданный по соглашению сторон спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен определить в решении и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возникли разногласия.
Пункт 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года ООО "УК Доверие" предлагает изложить в следующей редакции: "При отсутствии на объектах, поименованных в пункте 1 настоящего допсоглашения, приборов учета на общедомовые нужды, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды определяется как произведение количества потребителей в указанном доме, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определении которых утверждены действующим законодательством".
ОАО "УЭСК" предложил следующую редакцию пункта 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года к договору энергоснабжения N Р4575 от 01.03.2010 года: "В связи с тем, что в МКД N 68 поселок Машиностроителей, N 82 по ул. 440 лет Победы отсутствуют общедомовые приборы учета, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, определяются как произведение количества потребителей в вышеуказанных домах, на нормативы потребления электрической энергии, правила установления и определения которых утверждены действующим законодательством".
Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение производится с использованием норматива потребления электрической энергии.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В разделе IV Правил N 306 определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, которыми предусмотрено, что нормативы холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения определяются из расчета на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, - санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 26 Правил N 306 предусмотрено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Согласно пунктом 30 Правил N 306 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
В соответствии с пунктом 25 приложения к Правилам установления нормативов в норматив потребления электроэнергии на одного нанимателя (жильца) включены затраты на освещение мест общего пользования, работы лифтового оборудования из расчета: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Поскольку в силу указанных требований Правил N 306 норматив электроснабжения содержит в себе расход электроэнергии необходимый как для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, так и для содержания общего имущества многоквартирного дома, предложенные сторонами редакции пункта 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 года не регулируют правоотношения между гарантирующим поставщиком и потребителем электроэнергии в рамках обязательств по договору энергоснабжения при определении объемов потребленных энергоресурсов только на общедомовые нужды. Отдельных нормативов на потребление электроэнергии в местах общего пользования, в установленном законодательством порядке принято не было.
С учетом того, что предложенная сторонами редакция пункта 3 дополнительного соглашения N 6 от 11.08.2011 не соответствует действующему законодательству, отказ в удовлетворении иска в этой части следует признать правомерным.
Доводы жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении требований об обязании ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования, судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Пунктом 12 Основных положений установлено, что сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и(или) расчетного способа.
Пунктом 138 Основных положений предусмотрено, что для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (пункт 139 Основных положений).
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 03.04.2002, все энергоустановки должны быть выполнены по проекту, проверенному органами госэнергонадзора на соответствие Правилам устройства электроустановок и другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Эксплуатирующие организации должны иметь проектную, приемосдаточную и эксплуатационную документацию; подготовленный электротехнический и/или теплотехнический персонал (договор на обслуживание энергоустановок другой организацией); испытанные средства защиты, инструмент, запасные части, средства связи и сигнализации, пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.
Согласно пп. 2.2, 2.11 Методических указаний допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электроустановок оформляется актом-допуском энергоустановки в эксплуатацию, составляется в двух экземплярах, один из которых передается владельцу электроустановки.
Согласно пунктам 2.6, 2.7 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.
В соответствии с требованиями указанных Правил под электроустановкой понимается совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.
Таким образом, счетчики, подключенные к электрической проводке, являются составной частью электроустановки абонента.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил учета электрической энергии, организация учета электроэнергии на действующих электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части:
- - мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;
- - классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;
- - размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним;
- - акта разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил учета электрической энергии перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.
Согласно п. 1.3.10 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго от 13.01.2003 г. N 6 перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты Потребителем (заказчиком) в установленном порядке.
Согласно пункту 2.11.18 Правил N 6 поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.
Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком (пункт 2.11.17 Правил N 6).
Приказом Госстандарта РФ от 26.11.2001 N 477 "Об утверждении Правил по метрологии "Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма" (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.02.2002 N 3221) установлено, что Поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и(или) техническую документацию и удостоверяющий, что поверка средства измерений проведена с удовлетворительными результатами, а также для защиты, при необходимости, средств измерений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные (юстировочные) устройства. Поверительное клеймо должно иметь четкий рисунок, который сохраняется на протяжении всего межповерочного интервала применительно к условиям, в которых эксплуатируется то или иное средство измерений.
Представленные в материалы дела акты осмотра электроустановок от 25.07.2011 года, от 02.08.2011 года (л.д. 61-63) отражают лишь факт наличия в домах N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевск: N 68 пос. Машиностроителей г. Ижевск приборов учета.
Доказательств того, что ООО "УК Доверие" согласовывало свою электроустановку с органами государственного энергетического надзора, не представлено. Годность приборов учета для эксплуатации, наличие пломб организаций, производивших поверку, истцом надлежащими доказательствами не подтверждена (статьи 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В материалах дела отсутствуют акты-допуски электроустановки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истца о понуждении ответчиков принять в качестве расчетных (коммерческих) приборы учета электроэнергии в местах общего пользования, у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная истцом платежным поручением N 63 от 06.02.2012 года государственная пошлина в размере 2 000 руб. 00 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.01.2012 г. по делу N А71-11653/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "УК Доверие" из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп., излишне уплаченные платежным поручением N 63 от 06.02.2012 г. (платежное поручение N 63 от 06.02.2012 г. остается в материалах дела).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.В.ДРУЖИНИНА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
А.Н.ЛИХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)