Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Кулиева Э.З. - по доверенности от 03.04.2012 N 41
от заинтересованного лица: Хромов В.Ю. - по доверенности от 04.06.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17758/2012) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2012 по делу N А56-18779/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района", место нахождения: 191124, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН 1089847185746
к Отделу надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района", 191124, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН 1089847185746, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (далее - ОНД Центрального района, административный орган) от 13.03.2012 N 2-25-208 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 170 000 рублей.
Решением от 03.08.2012 суд удовлетворил требования заявителя частично, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 03.08.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что Общество не было уведомлено о проведении в отношении него плановой выездной проверки в порядке и сроки, установленные частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, податель жалобы утверждает, что не является надлежащим субъектом административного правонарушения, так как в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) не несет ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы и ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, представленных в суд вместе с апелляционной жалобой, поддержал.
Представитель ОНД Центрального района позицию заявителя не признал, представил отзыв в материалы дела, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, против удовлетворения ходатайство Общества о приобщении к материалам дела дополнительных документов не возражал.
Выслушав представителей сторон, апелляционная коллегия, руководствуясь положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), удовлетворила ходатайство Общества и перешла к рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника ОНД Центрального района от 25.01.2012 N 2-25-48 в период с 27.02.2012 по 29.02.2012 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка выполнения Обществом обязательных требований пожарной безопасности по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, д. 14/4.
В ходе проверки в действиях Общества выявлены нарушения пунктов 3, 7, 15, 40, 44, 78 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, пункта 8.4 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и пунктов 31, 32 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.02.2012 N 2-25-48.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, 29.02.2012 ОНД Центрального района в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 2-25-208.
Постановлением от 13.03.2012 N 2-25-208 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило вышеназванное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности ОНД Центрального района состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия существенных процессуальных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого решения на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно статье 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые действовали на дату проведения проверки и являлись обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).
Пунктами 3, 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 8.4 СНиП 21-01-97*, в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В силу пункта 78 действовавших в период проверки ППБ 01-03 ППБ 01-03 вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации. Для взрывопожароопасных и пожароопасных помещений должен быть установлен порядок очистки вентиляционных систем безопасными способами. В пункте 50 вступивших в силу (за исключением отдельных положений) с 15.05.2012 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; далее - Правила N 390), также предусмотрено, что работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта проводятся не реже 1 раза в год, порядок и сроки проведения таких работ определяет руководитель организации. Очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами.
В пункте 7 ППБ 01-03 предусмотрено, что все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе, определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение (пункт 15 ППБ 01-03).
Согласно пункту 40 ППБ 01-03 в зданиях сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) под лестничными маршами запрещается хранить вещи, мебель и другие горючие материалы.
Как верно указано судом первой инстанции, аналогичные нормы предусмотрены и в Правилах N 390.
Так, в соответствии с пунктом 3 Правил N 390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 31 НПБ N 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год (пункт 32 НПБ N 645).
Подпунктом "к" пункта 23 Правил N 390 также установлено, что в зданиях и сооружениях организаций запрещается хранить под лестничными маршами вещи, мебель и другие горючие материалы.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи, установлена в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, в том числе представленными суду апелляционной инстанции договорами от 01.03.2008 N 92-Я14/20-1 и от 01.08.2008 N 58/08 ЖКС-3 на управление, содержание, техническое обслуживание и ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома, и не оспаривается заявителем, многоквартирный жилой дом N 14/4 по улице 2-я Советская находится в управлении Общества.
При этом, при обслуживании жилого дома Обществом допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- - в нарушение пункта 78 ППБ 01-03 не произведена проверка вентиляционных каналов (соответствующие документы не представлены);
- - в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.4 СНиП 21-01-97* двери чердачного помещения не выполнены противопожарными 2-го типа;
- - в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 40 ППБ 01-03 под лестничным маршем (лестница со стороны ул. Дегтярная) обустроено помещение, в котором допускается хранение предметов и материалов;
- - в нарушение пункта 44 ППБ 01-03 дверь подвального помещения, в котором по условиям эксплуатации не требуется постоянного пребывания людей, не была закрыта на замок (вход со двора левая лестница) (устранено в ходе проверки);
- - в нарушение пункта 44 ППБ 01-03 дверь чердачного помещения, в котором по условиям эксплуатации не требуется постоянного пребывания людей, не была закрыта на замок (вход со двора правая лестница);
- - в нарушение пунктов 3, 7, 15 ППБ 01-03 и пункта 31 НПБ N 645 руководитель организации не прошел обучение мерам пожарной безопасности (соответствующие документы не представлены);
- - в нарушение пунктов 3, 7, 15 ППБ 01-03 и пункта 31 НПБ N 645 ответственный за обеспечение пожарной безопасности согласно приказу не прошел обучение мерам пожарной безопасности (соответствующие документы не представлены).
Относительно нарушений пункта 44 действовавших в ходе проверки ППБ 01-03, согласно которому двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок, судом первой инстанции правомерно указано, что Правилами N 390 такое требование пожарной безопасности не предусмотрено, в связи с чем в этой части Общество не подлежит привлечению к административной ответственности с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что Общество не является надлежащим субъектом административного правонарушения, так как в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ не несет ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, основан на ошибочном толковании норм материального права и отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11).
В приложении 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, определен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, к которым относится и устранение всех нарушений требований норм и правил в области пожарной безопасности, вменяемых Обществу.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований пунктов 3, 7, 15, 40, 78 ППБ 01-03, пункта 8.4 СНиП 21-01-97* и пунктов 31, 32 НПБ N 645. в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом первой инстанции также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности, в том числе соблюдение ОНД Центрального района срока привлечения Общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Довод подателя жалобы о нарушении административным органом Закона N 294-ФЗ, выразившегося в ненадлежащем уведомлении Общества о проведении плановой проверки, противоречит материалам дела, носит формальный характер, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен последним.
В материалах дела имеется копия Распоряжения от 25.01.2012 N 2-25-48, входящий штамп Общества от 26.01.2012 на котором подтверждает его вручение проверяемому лицу за месяц до начала проверки, что вопреки доводам подателя жалобы свидетельствует о соблюдении ОНД Центрального района требований пункта 12 статьи 9 упомянутого закона.
Более того, как указано административным органом, информация о проведении спорной плановой проверки содержалась в Сводном плане проверок Прокуратуры Санкт-Петербурга и была размещена на сайтах Прокуратуры Санкт-Петербурга, Генеральной прокуратуры РФ и МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В связи с чем, принимая во внимание характер выявленных в действиях Общества нарушений, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного суда, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", снизил размер штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, до 150 000 рублей.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 августа 2012 года по делу N А56-18779/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2012 ПО ДЕЛУ N А56-18779/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2012 г. по делу N А56-18779/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Кулиева Э.З. - по доверенности от 03.04.2012 N 41
от заинтересованного лица: Хромов В.Ю. - по доверенности от 04.06.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17758/2012) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2012 по делу N А56-18779/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района", место нахождения: 191124, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН 1089847185746
к Отделу надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района", 191124, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН 1089847185746, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (далее - ОНД Центрального района, административный орган) от 13.03.2012 N 2-25-208 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 170 000 рублей.
Решением от 03.08.2012 суд удовлетворил требования заявителя частично, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 03.08.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что Общество не было уведомлено о проведении в отношении него плановой выездной проверки в порядке и сроки, установленные частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, податель жалобы утверждает, что не является надлежащим субъектом административного правонарушения, так как в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) не несет ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы и ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, представленных в суд вместе с апелляционной жалобой, поддержал.
Представитель ОНД Центрального района позицию заявителя не признал, представил отзыв в материалы дела, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, против удовлетворения ходатайство Общества о приобщении к материалам дела дополнительных документов не возражал.
Выслушав представителей сторон, апелляционная коллегия, руководствуясь положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), удовлетворила ходатайство Общества и перешла к рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника ОНД Центрального района от 25.01.2012 N 2-25-48 в период с 27.02.2012 по 29.02.2012 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка выполнения Обществом обязательных требований пожарной безопасности по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, д. 14/4.
В ходе проверки в действиях Общества выявлены нарушения пунктов 3, 7, 15, 40, 44, 78 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, пункта 8.4 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и пунктов 31, 32 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.02.2012 N 2-25-48.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, 29.02.2012 ОНД Центрального района в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 2-25-208.
Постановлением от 13.03.2012 N 2-25-208 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило вышеназванное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности ОНД Центрального района состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия существенных процессуальных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого решения на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно статье 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые действовали на дату проведения проверки и являлись обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).
Пунктами 3, 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 8.4 СНиП 21-01-97*, в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В силу пункта 78 действовавших в период проверки ППБ 01-03 ППБ 01-03 вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации. Для взрывопожароопасных и пожароопасных помещений должен быть установлен порядок очистки вентиляционных систем безопасными способами. В пункте 50 вступивших в силу (за исключением отдельных положений) с 15.05.2012 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; далее - Правила N 390), также предусмотрено, что работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта проводятся не реже 1 раза в год, порядок и сроки проведения таких работ определяет руководитель организации. Очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами.
В пункте 7 ППБ 01-03 предусмотрено, что все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе, определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение (пункт 15 ППБ 01-03).
Согласно пункту 40 ППБ 01-03 в зданиях сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) под лестничными маршами запрещается хранить вещи, мебель и другие горючие материалы.
Как верно указано судом первой инстанции, аналогичные нормы предусмотрены и в Правилах N 390.
Так, в соответствии с пунктом 3 Правил N 390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 31 НПБ N 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год (пункт 32 НПБ N 645).
Подпунктом "к" пункта 23 Правил N 390 также установлено, что в зданиях и сооружениях организаций запрещается хранить под лестничными маршами вещи, мебель и другие горючие материалы.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи, установлена в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, в том числе представленными суду апелляционной инстанции договорами от 01.03.2008 N 92-Я14/20-1 и от 01.08.2008 N 58/08 ЖКС-3 на управление, содержание, техническое обслуживание и ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома, и не оспаривается заявителем, многоквартирный жилой дом N 14/4 по улице 2-я Советская находится в управлении Общества.
При этом, при обслуживании жилого дома Обществом допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- - в нарушение пункта 78 ППБ 01-03 не произведена проверка вентиляционных каналов (соответствующие документы не представлены);
- - в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.4 СНиП 21-01-97* двери чердачного помещения не выполнены противопожарными 2-го типа;
- - в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 40 ППБ 01-03 под лестничным маршем (лестница со стороны ул. Дегтярная) обустроено помещение, в котором допускается хранение предметов и материалов;
- - в нарушение пункта 44 ППБ 01-03 дверь подвального помещения, в котором по условиям эксплуатации не требуется постоянного пребывания людей, не была закрыта на замок (вход со двора левая лестница) (устранено в ходе проверки);
- - в нарушение пункта 44 ППБ 01-03 дверь чердачного помещения, в котором по условиям эксплуатации не требуется постоянного пребывания людей, не была закрыта на замок (вход со двора правая лестница);
- - в нарушение пунктов 3, 7, 15 ППБ 01-03 и пункта 31 НПБ N 645 руководитель организации не прошел обучение мерам пожарной безопасности (соответствующие документы не представлены);
- - в нарушение пунктов 3, 7, 15 ППБ 01-03 и пункта 31 НПБ N 645 ответственный за обеспечение пожарной безопасности согласно приказу не прошел обучение мерам пожарной безопасности (соответствующие документы не представлены).
Относительно нарушений пункта 44 действовавших в ходе проверки ППБ 01-03, согласно которому двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок, судом первой инстанции правомерно указано, что Правилами N 390 такое требование пожарной безопасности не предусмотрено, в связи с чем в этой части Общество не подлежит привлечению к административной ответственности с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что Общество не является надлежащим субъектом административного правонарушения, так как в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ не несет ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, основан на ошибочном толковании норм материального права и отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11).
В приложении 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, определен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, к которым относится и устранение всех нарушений требований норм и правил в области пожарной безопасности, вменяемых Обществу.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований пунктов 3, 7, 15, 40, 78 ППБ 01-03, пункта 8.4 СНиП 21-01-97* и пунктов 31, 32 НПБ N 645. в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом первой инстанции также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности, в том числе соблюдение ОНД Центрального района срока привлечения Общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Довод подателя жалобы о нарушении административным органом Закона N 294-ФЗ, выразившегося в ненадлежащем уведомлении Общества о проведении плановой проверки, противоречит материалам дела, носит формальный характер, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен последним.
В материалах дела имеется копия Распоряжения от 25.01.2012 N 2-25-48, входящий штамп Общества от 26.01.2012 на котором подтверждает его вручение проверяемому лицу за месяц до начала проверки, что вопреки доводам подателя жалобы свидетельствует о соблюдении ОНД Центрального района требований пункта 12 статьи 9 упомянутого закона.
Более того, как указано административным органом, информация о проведении спорной плановой проверки содержалась в Сводном плане проверок Прокуратуры Санкт-Петербурга и была размещена на сайтах Прокуратуры Санкт-Петербурга, Генеральной прокуратуры РФ и МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В связи с чем, принимая во внимание характер выявленных в действиях Общества нарушений, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного суда, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", снизил размер штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, до 150 000 рублей.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 августа 2012 года по делу N А56-18779/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)