Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Грачевой О.С.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хизвера Р.Г. о признании недействующим пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях Собрание законодательства Российской Федерации, 29 мая 2006 г., N 22, ст. 2338, "Российская газета", 31 мая 2006 г.
Согласно пункту 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Хизвер Р.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 16 Правил в той мере, в какой они препятствуют досрочному пересмотру норматива потребления в случае изменения показателя часовой тепловой нагрузки.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником квартиры в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, оплата данной коммунальной услуги осуществляется по нормативу потребления. Пункт 16 Правил не предусматривает возможности досрочного изменения норматива потребления в случае изменения показателя часовой тепловой нагрузки, что нарушает его право использовать энергию в необходимом ему количестве, предусмотренное пунктом 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Хизвер Р.Г. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведения о причине неявки им суду не представлены.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 15 марта 2011 г. N ВВ-П9-1506).
В суде представители заинтересованного лица Аблаев Э.К. и Павлова Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 157 ЖК РФ вправе было определить порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, оспариваемое положение нормативного акта соответствует требованиям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ).
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты оспариваемые заявителем Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); нормативы потребления коммунальных услуг определяются либо рассчитываются по формулам согласно приложению к Правилам; при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в частности в отношении отопления учитываются материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (подпункт "д" пункта 5); основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).
Температура наружного воздуха за отопительный период применяется в расчете количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома (пункт 14 приложения к Правилам).
Согласно абзацу второму пункта 45 Правил средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Таким образом, перерасчет может быть осуществлен путем расчета норматива отопления исходя из количества тепловой энергии с учетом средней температуры наружного воздуха в отопительный период, и только в том случае, если вновь рассчитанное количество тепловой энергии и соответственно величина норматива отопления изменяется более чем на 5 процентов.
По своему содержанию оспариваемая норма, устанавливающая трехлетний срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, в течение которого нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, не противоречит какому-либо нормативному правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы.
Кроме того, размер платы за коммунальные ресурсы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, периодически корректируется исполнителем. Так, согласно подпункту "а" пункта 19 данных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и находящихся с ними во взаимосвязи соответствующих положений постановлений Правительства Российской Федерации следует, что вопреки утверждению заявителя нет оснований считать, что оспариваемой нормой нарушается право заявителя на использование энергии в необходимом ему количестве.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Хизвера Р.Г. о признании недействующим пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.04.2011 N ГКПИ11-246
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2011 г. по делу N ГКПИ11-246
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Грачевой О.С.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хизвера Р.Г. о признании недействующим пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях Собрание законодательства Российской Федерации, 29 мая 2006 г., N 22, ст. 2338, "Российская газета", 31 мая 2006 г.
Согласно пункту 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Хизвер Р.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 16 Правил в той мере, в какой они препятствуют досрочному пересмотру норматива потребления в случае изменения показателя часовой тепловой нагрузки.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником квартиры в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, оплата данной коммунальной услуги осуществляется по нормативу потребления. Пункт 16 Правил не предусматривает возможности досрочного изменения норматива потребления в случае изменения показателя часовой тепловой нагрузки, что нарушает его право использовать энергию в необходимом ему количестве, предусмотренное пунктом 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Хизвер Р.Г. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведения о причине неявки им суду не представлены.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 15 марта 2011 г. N ВВ-П9-1506).
В суде представители заинтересованного лица Аблаев Э.К. и Павлова Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 157 ЖК РФ вправе было определить порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, оспариваемое положение нормативного акта соответствует требованиям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ).
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты оспариваемые заявителем Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); нормативы потребления коммунальных услуг определяются либо рассчитываются по формулам согласно приложению к Правилам; при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в частности в отношении отопления учитываются материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (подпункт "д" пункта 5); основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).
Температура наружного воздуха за отопительный период применяется в расчете количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома (пункт 14 приложения к Правилам).
Согласно абзацу второму пункта 45 Правил средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Таким образом, перерасчет может быть осуществлен путем расчета норматива отопления исходя из количества тепловой энергии с учетом средней температуры наружного воздуха в отопительный период, и только в том случае, если вновь рассчитанное количество тепловой энергии и соответственно величина норматива отопления изменяется более чем на 5 процентов.
По своему содержанию оспариваемая норма, устанавливающая трехлетний срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, в течение которого нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, не противоречит какому-либо нормативному правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы.
Кроме того, размер платы за коммунальные ресурсы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, периодически корректируется исполнителем. Так, согласно подпункту "а" пункта 19 данных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и находящихся с ними во взаимосвязи соответствующих положений постановлений Правительства Российской Федерации следует, что вопреки утверждению заявителя нет оснований считать, что оспариваемой нормой нарушается право заявителя на использование энергии в необходимом ему количестве.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Хизвера Р.Г. о признании недействующим пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)