Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009
по делу N А57-23522/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, главе администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, об оспаривании пункта 1 постановления главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.10.2009,
установил:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), главе администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - глава администрации), Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет ЖКХ) об оспаривании пункта 1 постановления от 05.10.2009 N 878 главы администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе общество просит указанное решение отменить как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 05.10.2009 администрацией принято постановление N 878 "О начале отопительного сезона 2009 - 2010 годы в городе Саратове", согласно пункту 1 которого срок начала отопительного сезона установлен с 15.10.2009, разрешено досрочное включение отопления в случае понижения среднесуточной температуры наружного воздуха ниже +8 градусов С в течение пяти суток подряд.
В последующем, в связи с повышением температуры наружного воздуха названный пункт постановления от 05.10.2009 N 878 был изложен в новой редакции от 14.10.2009 в соответствии с которой дата начала отопительного сезона установлена с 23.10.2009.
Общество считает, что установление начала срока отопительного сезона на 2009 - 2010 годы с 15.10.2009, а затем с 23.10.2009, нарушает положения пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - правила услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункта 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых установок (далее - правила эксплуатации), утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку на общество пунктом 1 оспариваемого постановления возлагается обязанность по производству и передаче тепловой энергии в более ранние, нежели это предусмотрено законодательством сроки, что повлечет привлечение дополнительных ресурсов для осуществления мероприятий по обеспечению потребителей теплом в объективно необоснованные сроки; повлечет убытки предприятия, которое обязано в соответствии с незаконным постановлением поставлять тепло потребителям при отсутствии фактического теплопотребления ввиду повышения температуры.
Суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции обоснованным в силу следующего.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В пункте 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В силу статьи 33 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, зарегистрированного в ГУ Минюста Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 20.12.2005 N RU643040002005002, администрация города Саратова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями главы администрации города.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" начало и окончание отопительного сезона устанавливаются правовыми актами главы администрации города.
В силу части 5 статьи 33 Устава города Саратова администрация города обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено в рамках полномочий органа местного самоуправления.
Согласно пункту 12 правил услуг, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня следующего за последним днем указанного периода.
Пункт 12 правил регулирует обязанность исполнителя коммунальных услуг.
В пунктах 1, 2 указано, что указанные правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, к которым общество и администрация не относятся.
Правовой смысл правил эксплуатации следует толковать и применять в совокупности с их действительной направленностью и сферой применения - регулирование технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Таким образом, изъятие обществом из текста названных правил пункта 11.7 и применение его к сфере публичных правоотношений, возникших между органом местного управления и ресурсоснабжающей организацией, неправомерно.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции считает, что установление обжалуемым постановлением начала срока отопительного сезона на 2009 - 2010 годы с 15.10.2009, а затем с 23.10.2009 не нарушает положения правил услуг и правил эксплуатации.
Кроме того, согласно письму ФГУ "Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" среднесуточная температуры воздуха в г. Саратове на 23.10.2009 была ниже +8 град. С.
Доказательства того, что спорным постановлением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009 по делу N А57-23522/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2010 ПО ДЕЛУ N А57-23522/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2010 г. по делу N А57-23522/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009
по делу N А57-23522/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, главе администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, об оспаривании пункта 1 постановления главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.10.2009,
установил:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), главе администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - глава администрации), Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет ЖКХ) об оспаривании пункта 1 постановления от 05.10.2009 N 878 главы администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе общество просит указанное решение отменить как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 05.10.2009 администрацией принято постановление N 878 "О начале отопительного сезона 2009 - 2010 годы в городе Саратове", согласно пункту 1 которого срок начала отопительного сезона установлен с 15.10.2009, разрешено досрочное включение отопления в случае понижения среднесуточной температуры наружного воздуха ниже +8 градусов С в течение пяти суток подряд.
В последующем, в связи с повышением температуры наружного воздуха названный пункт постановления от 05.10.2009 N 878 был изложен в новой редакции от 14.10.2009 в соответствии с которой дата начала отопительного сезона установлена с 23.10.2009.
Общество считает, что установление начала срока отопительного сезона на 2009 - 2010 годы с 15.10.2009, а затем с 23.10.2009, нарушает положения пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - правила услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункта 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых установок (далее - правила эксплуатации), утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку на общество пунктом 1 оспариваемого постановления возлагается обязанность по производству и передаче тепловой энергии в более ранние, нежели это предусмотрено законодательством сроки, что повлечет привлечение дополнительных ресурсов для осуществления мероприятий по обеспечению потребителей теплом в объективно необоснованные сроки; повлечет убытки предприятия, которое обязано в соответствии с незаконным постановлением поставлять тепло потребителям при отсутствии фактического теплопотребления ввиду повышения температуры.
Суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции обоснованным в силу следующего.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В пункте 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В силу статьи 33 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, зарегистрированного в ГУ Минюста Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 20.12.2005 N RU643040002005002, администрация города Саратова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями главы администрации города.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" начало и окончание отопительного сезона устанавливаются правовыми актами главы администрации города.
В силу части 5 статьи 33 Устава города Саратова администрация города обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено в рамках полномочий органа местного самоуправления.
Согласно пункту 12 правил услуг, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня следующего за последним днем указанного периода.
Пункт 12 правил регулирует обязанность исполнителя коммунальных услуг.
В пунктах 1, 2 указано, что указанные правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, к которым общество и администрация не относятся.
Правовой смысл правил эксплуатации следует толковать и применять в совокупности с их действительной направленностью и сферой применения - регулирование технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Таким образом, изъятие обществом из текста названных правил пункта 11.7 и применение его к сфере публичных правоотношений, возникших между органом местного управления и ресурсоснабжающей организацией, неправомерно.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции считает, что установление обжалуемым постановлением начала срока отопительного сезона на 2009 - 2010 годы с 15.10.2009, а затем с 23.10.2009 не нарушает положения правил услуг и правил эксплуатации.
Кроме того, согласно письму ФГУ "Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" среднесуточная температуры воздуха в г. Саратове на 23.10.2009 была ниже +8 град. С.
Доказательства того, что спорным постановлением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2009 по делу N А57-23522/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)