Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2011 ПО ДЕЛУ N А56-55614/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2011 г. по делу N А56-55614/2009


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М. Яковца А.В., при участии от открытого акционерного общества "Леноблтеплоэнерго" Петруниной Н.С. (доверенность от 11.01.2011), рассмотрев 22.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Леноблтеплоэнерго" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А56-55614/2009 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.),

установил:

Открытое акционерное общество "Леноблтеплоэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района (далее - Администрация) 6 868 988 руб. 14 коп. убытков, связанных с предоставлением населению услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Решением от 05.07.2010 с Администрации в пользу Общества взыскано 6 868 988 руб. 14 коп. задолженности.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2010 решение от 05.07.2010 отменено. В удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы оспаривает вывод суда о том, что взыскание убытков незаконно в силу отсутствия бюджетных обязательств на компенсацию выпадающих доходов.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в период с 01.11.2008 по 31.12.2008 оказывало населению города Луги Ленинградской области услуги по поставке тепловой энергии в горячей воде.
При определении стоимости отпущенной энергии Общество руководствовалось тарифами, утвержденными приказом Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее - Комитет) от 28.11.2008 N 143/2-П.
Население же вносило плату за услуги по теплоснабжению в меньшем размере, который был установлен в спорный период распоряжением администрации муниципального образования "Лужское городское поселение" от 25.12.2007 N 387 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год".
Общество, ссылаясь на то, что в результате оплаты ему услуг по более низкому тарифу оно недополучило 6 868 988 руб. 14 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность, подлежащую государственному регулированию в соответствии с названным Законом.
Постановлением Комитета от 28.11.2008 N 143/2-П для Общества установлены тарифы на отопление и на горячее водоснабжение.
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил N 307, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Администрация муниципального образования "Лужское городское поселение" в постановлении от 25.12.2007 N 387 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год" установила тарифы на жилищно-коммунальные услуги ниже тарифов, предусмотренных постановлением Комитета от 28.11.2008 N 143/2-П.
Таким образом, установив постановлением от 25.12.2007 N 387 заниженные тарифы для населения, администрация приняла на себя обязанность полного возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов по предоставлению услуг за счет средств бюджета.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции следует отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Суд первой инстанции на основании статьи 71 АПК РФ оценил представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Размер убытков ответчиком не оспаривается и признан судом первой инстанции обоснованным.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А56-55614/2009 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2010 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий
А.А.КУСТОВ
Судьи
И.М.ТАРАСЮК
А.В.ЯКОВЕЦ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)