Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе товарищества собственников жилья "На прудах-1" на решение Московского городского суда от 11 ноября 2010 г., которым товариществу собственников жилья "На прудах-1" отказано в удовлетворении заявления о признании не действующим в части приложения N 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 229-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в г. Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя заявителя Костина И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
товарищество собственников жилья "На прудах-1" (далее - ТСЖ "На прудах 1") обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 4 приложения 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением правительства Москвы N 299-ПП от 24 апреля 2007 г. "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", которым предусмотрено, что управляющая организация для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии предоставляет копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (копии свидетельств о собственности, договоров купли-продажи, иных документов), *** представляются на каждого собственника. Информацию о единственном жилье по месту регистрации, если такая информация не представлена уполномоченным организациям в порядке, установленном правовыми актами правительства Москвы.
В обоснование заявления ТСЖ "На прудах-1" сослалось на противоречие оспариваемой нормы требованиям части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав на нарушение его прав как управляющей организации. В частности, ссылались на то, что поводом обращения с данным заявлением в суд послужило решение мирового судьи судебного участка N 355 г. Москвы, принявшего решение об отказе в удовлетворении иска ТСЖ "На прудах-1" о взыскании с К., проживающей в доме <...>, полной ставки содержания и текущего ремонта. Судья судебного участка N 355 сослался на то, что действующее законодательство не обязывает собственника жилья представлять выписку из ЕГРП, содержащую обобщенные сведения о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты недвижимости, а оспариваемое постановление возлагает на управляющую компанию обязанность предоставить эти сведения.
Правительство Москвы возражало против удовлетворения заявления.
Решением Московского городского суда от 11 ноября 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "На прудах-1" просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Суть доводов сводится к неправильному толкованию норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение не подлежащим отмене, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу статей 135, 138, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта правительства Москвы, действуя в созданной в Москве системе субсидирования граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, прав и законных интересов ТСЖ "На прудах-1" не нарушают, а именно, указание в перечне документов, представляемых управляющей организацией для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии (приложение N 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП), на необходимость представлять информацию о единственном жилье по месту регистрации (пункт 4 приложения N 1) не противоречит положениям федерального закона и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом судом правильно отмечено, что соблюдение установленной постановлением правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП процедуры получения указанной субсидии, не может рассматриваться как произвольное возложение на заявителя дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом.
Как следует из содержания пункта 4 приложения N 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному названным постановлением правительства Москвы требование о представлении информации о единственном жилье по месту регистрации, является не безусловным. Указанная информация предоставляется управляющими организациями только в случае, если она не предоставлена уполномоченным организациям в порядке, установленном правовыми актами правительства Москвы.
Также согласно положению пункта 4 приложения N 1 документы не представляются в случае, если в соответствии с правовыми актами правительства Москвы необходимая информация предоставляется управляющими организациями и иными уполномоченными организациями в порядке, не предусматривающем участие собственников жилых помещений по представлению указанных документов.
Кроме того, распоряжением правительства Москвы от 1 октября 2008 г. N 2269-РП утвержден Перечень органов исполнительной власти и государственных организаций города Москвы, имеющих право с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, запрашивать и получать сведения о правовом статусе объектов жилищного фонда, о наличии у юридических и физических лиц зарегистрированных прав на жилые помещения, содержащие объединенные данные из Реестра объектов собственности г. Москвы в жилищной сфере, правоустанавливающих документов о зарегистрированных до 31 января 1998 г. правах на объекты жилищного фонда, а также из получаемых Департаментом жилищной политики жилищного фонда г. Москвы сведений из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним. В этот Перечень включены также организации, уполномоченные оспариваемым заявителем постановлением правительства Москвы на заключение договоров на предоставление субсидий - государственные учреждения города Москвы инженерные службы административных округов.
Из материалов дела усматривается, что заявитель в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что в настоящее время информация о единственном жилье домовладельцев по месту их регистрации предоставляется ГУ ИС АО.
В такой ситуации судом в решении правильно указано, что информация о единственном жилье по месту регистрации на каждого собственника или нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме должна быть в распоряжении организации, управляющей данным домом уже, на момент начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным правительством Москвы для данной категории граждан. Впоследствии указанная информация в качестве обоснования начисления платежей по указанной ставке конкретным собственникам или нанимателям предоставляется управляющей организацией в уполномоченный орган для заключения договора на получение субсидии.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Московского городского суда от 11 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На прудах-1" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.02.2011 N 5-Г11-11
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. N 5-Г11-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе товарищества собственников жилья "На прудах-1" на решение Московского городского суда от 11 ноября 2010 г., которым товариществу собственников жилья "На прудах-1" отказано в удовлетворении заявления о признании не действующим в части приложения N 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 229-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в г. Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя заявителя Костина И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
товарищество собственников жилья "На прудах-1" (далее - ТСЖ "На прудах 1") обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 4 приложения 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением правительства Москвы N 299-ПП от 24 апреля 2007 г. "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", которым предусмотрено, что управляющая организация для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии предоставляет копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (копии свидетельств о собственности, договоров купли-продажи, иных документов), *** представляются на каждого собственника. Информацию о единственном жилье по месту регистрации, если такая информация не представлена уполномоченным организациям в порядке, установленном правовыми актами правительства Москвы.
В обоснование заявления ТСЖ "На прудах-1" сослалось на противоречие оспариваемой нормы требованиям части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав на нарушение его прав как управляющей организации. В частности, ссылались на то, что поводом обращения с данным заявлением в суд послужило решение мирового судьи судебного участка N 355 г. Москвы, принявшего решение об отказе в удовлетворении иска ТСЖ "На прудах-1" о взыскании с К., проживающей в доме <...>, полной ставки содержания и текущего ремонта. Судья судебного участка N 355 сослался на то, что действующее законодательство не обязывает собственника жилья представлять выписку из ЕГРП, содержащую обобщенные сведения о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты недвижимости, а оспариваемое постановление возлагает на управляющую компанию обязанность предоставить эти сведения.
Правительство Москвы возражало против удовлетворения заявления.
Решением Московского городского суда от 11 ноября 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "На прудах-1" просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Суть доводов сводится к неправильному толкованию норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение не подлежащим отмене, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу статей 135, 138, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта правительства Москвы, действуя в созданной в Москве системе субсидирования граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, прав и законных интересов ТСЖ "На прудах-1" не нарушают, а именно, указание в перечне документов, представляемых управляющей организацией для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии (приложение N 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП), на необходимость представлять информацию о единственном жилье по месту регистрации (пункт 4 приложения N 1) не противоречит положениям федерального закона и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом судом правильно отмечено, что соблюдение установленной постановлением правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП процедуры получения указанной субсидии, не может рассматриваться как произвольное возложение на заявителя дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом.
Как следует из содержания пункта 4 приложения N 1 к Временному порядку предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному названным постановлением правительства Москвы требование о представлении информации о единственном жилье по месту регистрации, является не безусловным. Указанная информация предоставляется управляющими организациями только в случае, если она не предоставлена уполномоченным организациям в порядке, установленном правовыми актами правительства Москвы.
Также согласно положению пункта 4 приложения N 1 документы не представляются в случае, если в соответствии с правовыми актами правительства Москвы необходимая информация предоставляется управляющими организациями и иными уполномоченными организациями в порядке, не предусматривающем участие собственников жилых помещений по представлению указанных документов.
Кроме того, распоряжением правительства Москвы от 1 октября 2008 г. N 2269-РП утвержден Перечень органов исполнительной власти и государственных организаций города Москвы, имеющих право с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, запрашивать и получать сведения о правовом статусе объектов жилищного фонда, о наличии у юридических и физических лиц зарегистрированных прав на жилые помещения, содержащие объединенные данные из Реестра объектов собственности г. Москвы в жилищной сфере, правоустанавливающих документов о зарегистрированных до 31 января 1998 г. правах на объекты жилищного фонда, а также из получаемых Департаментом жилищной политики жилищного фонда г. Москвы сведений из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним. В этот Перечень включены также организации, уполномоченные оспариваемым заявителем постановлением правительства Москвы на заключение договоров на предоставление субсидий - государственные учреждения города Москвы инженерные службы административных округов.
Из материалов дела усматривается, что заявитель в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что в настоящее время информация о единственном жилье домовладельцев по месту их регистрации предоставляется ГУ ИС АО.
В такой ситуации судом в решении правильно указано, что информация о единственном жилье по месту регистрации на каждого собственника или нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме должна быть в распоряжении организации, управляющей данным домом уже, на момент начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным правительством Москвы для данной категории граждан. Впоследствии указанная информация в качестве обоснования начисления платежей по указанной ставке конкретным собственникам или нанимателям предоставляется управляющей организацией в уполномоченный орган для заключения договора на получение субсидии.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 11 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На прудах-1" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)