Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
от третьего лица: Глазырин А.М. по доверенности от 21.05.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 16 июля 2010 года по делу N А67-3396/2010 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит"
к ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Томского филиала
третье лицо: жилищно-строительный кооператив "Никитинский"
о признании недействительным технического паспорта на жилой дома по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит" (далее ООО СУ "Монолит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным действий Томского филиалам ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее БТИ, заинтересованное лицо), выразившиеся в составлении технического паспорта на жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15 (инв. N 069:401:002:000120720) от 05.02.2010 г. и выдаче технического паспорта ТСЖ "Никитинский", обязании Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" исключить сведения, внесенные в соответствии с техническим паспортом на жилой дома по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15 (инвентарный номер 069:401:002:000120720) от 05.02.2010 г., направив об этом информацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и ЖСК "Никитинский" с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ТСЖ "Никитинский" (далее третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 16.07.2010 г. в удовлетворении заявленных ООО СУ "Монолит" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением по делу, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что ЖСК "Никитинский" как юридическое лицо никаких прав и обязанностей в отношении строящегося дома не имеет, следовательно, не является лицом, заинтересованным в проведении его технической инвентаризации; судом неправомерно установлено, что действия заинтересованного лица по выдаче технической документации ТСЖ "Никитинский" основаны на законе, ЖСК "Никитинский" не относится к лицам, которым на основании п. 16 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. могут быть выданы сведения об объектах капитального строительства, в том числе, техническая документация; выдача технической документации противоречит п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, поскольку изготовлению технического паспорта предшествует получение застройщиком разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию.
ТСЖ "Никитинский" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, доводы которого поддержаны представителем третьего лица в суде апелляционной инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, заинтересованного лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ТСЖ "Никитинский", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Томской области от 16.07.2010 г.
Следуя материалам дела, 17.11.2009 ЖСК "Никитинский" обратился в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Томский филиал с заявкой N 3461460 о проведении первичной технической инвентаризации объекта капитального строительства по адресу - г. Томск, ул. Гоголя, 15 с представлением технического паспорта, кадастрового паспорта объекта с приложением следующих документов: сведений службы адресного реестра МУ "Бюро технической инвентаризации" о предварительной регистрации адреса объекта недвижимости, ситуационного плана, свидетельств о государственной регистрации юридического лица - ЖСК "Никитинский" серии 70 N 0011404021 и о постановке ЖСК "Никитинский на налоговый учет серии 70 N 001410339, протокола от 23.06.2009, выписки из ЕГРЮЛ ЖСК "Никитинский", доверенность N 7 от 04.08.2009 года на Казееву В.В., поэтажные планы жилого дома архитектурно-строительного раздела проекта, т.ч. (56-1-АС), выполненные проектным отделом ООО "СУ Монолит".
На основании поступившей заявки между ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Томским филиалом и ЖСК "Никитинский" заключен договор N 1.012.2.п-3461460 об изготовлении технической документации на объект капитального строительства от 17.11.2009, в соответствии с пунктом 1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" обязуется по заданию ЖСК "Никитинский" выполнить работы по технической инвентаризации объекта (объектов) капитального строительства, а также его (их) техническому учету, указанных в техническом задании (приложение 1 к договору), являющееся его неотъемлемой частью), заказчик обязуется оплатить эти работы (Т. 1 л.д. 91 - 94).
Во исполнение взятых обязательств по договору БТИ проведены работы по изготовлению технической документации объекта, изготовлен технический паспорт от 05.02.2010 года, который передан заказчику на основании договора N 1.012.2.п-3461460 от 17.11.2009.
Полагая, действия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Томский филиал по изготовлению и выдаче технического паспорта на жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, д. 15 (инвентарный N 069:401:002:000120720) от 05.02.2010 г. ЖСК "Никитинский" не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ООО СУ "Монолит" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая ООО СУ "Монолит" в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не относится к субъектам публично-правовых правоотношений, реализующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые полномочия и правовые последствия для иных субъектов таких отношений и, как следствие, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на правильном применении норм материального права, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921, основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются: а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении; в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости; д) сбор и представление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
В силу пунктов 6, 7 Положения, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.
Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.
Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации.
При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктами 10, 16 Положения, проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации; сведения об объектах капитального строительства представляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или по завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);
д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.
Технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения.
Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (пп. "а"); до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым данным Министерством (пп. "б").
Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных актов, Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 г. N 70, утвердившего Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, Устава ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", утвержденного Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 28.04.2006 г. N П/0092, свидетельства об аккредитации организации на осуществление технического учета и технической аккредитации объектов капитального строительства серии РН-1 N 000414, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" аккредитована на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Томской области, целями деятельности предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности, получение прибыли, и является юридическим лицом - коммерческой организацией, аккредитованной в сфере проведения технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и осуществляющей уставную деятельность в данной сфере на территории Томской области.
Ссылки ООО СУ "Монолит" в данной части на те обстоятельства, что ТСЖ "Никитинский" не является лицом, имеющим право в силу п. 16 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 на получение технической документации на объект капитального строительства, на отсутствие у ТСЖ "Никитинский" прав и (или) обязанностей в отношение строящегося жилого дома, членами которого являются не все дольщики, отклоняются, как не имеющие отношение к предмету спора, требование заявлено о признании незаконными действий ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", легитимность и законность создания и действий ТСЖ "Никитинский", в том числе и по основания членства в нем не всех дольщиков, а только их части, не являлось оценкой суда первой инстанции и выходит за рамки заявленных ООО СУ "Монолит" требований; в соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 (в редакции Постановления от 30.04.2009 г. N 388) техническая инвентаризация и государственный технических учет объектов капитального строительства осуществляется по заявлением заинтересованных лиц, перечень которых прямо не определен, а сама по себе выдача ТСЖ "Никитинский" технического паспорта, не противоречит целям и задачам деятельности БТИ, а равно осуществления полномочий на основании заключенного договора гражданско-правового характера, доводы ООО СУ "Монолит" о том, что п. 6 Постановления Правительства РФ N 921 закрепляет право заинтересованных лиц только на осуществление в отношении объектов капитального строительства их технической инвентаризации и государственного кадастрового учета, несостоятельны, норм содержащих запрет на выдачу технической документации на объект капитального строительства названное Постановление N 921 не содержит.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, исходя из смысла Постановления Правительства РФ N 921 заинтересованность в проведении технической инвентаризации и учета объекта капитального строительства (п. 6), включает в себя право лица, получить по результатам технической инвентаризации сведения об объекте, в отношении которого он заинтересован (пп. "з" п. 16).
Данная вывод согласуется с позицией Минэкономразвития РФ, выраженной в Письме от 14.10.2009 Д23-3379, техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, а государственный технический учет - на основании заявления заинтересованного лица, представившего документы, необходимые для осуществления такого учета.
Ссылаясь на п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, заявителем не мотивировано какое отношение к предмету спора имеет данная правовая норма.
Из положений пунктов 10, 11 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 1, 2 статьи 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено до 01.01.2013 г. положения настоящего Закона о государственном кадастровом учете зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не применяются.
Согласно статьям 1, 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе; государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об уточненном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе; ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" таким органом не является и не наделено функциями по ведению государственного кадастра объектов недвижимости.
Деятельность заинтересованного лица в части технического учета регламентирована пунктами 6, 7 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921, из которых следует необходимость проведения первичного технического учета всех объектов капитального строительства, прошедших первичную техническую инвентаризацию; первичный технический учет выражается в присвоении объекту капитального строительства соответствующих номеров (инвентарного, кадастрового) и не ставят возможность проведения первичной технической инвентаризации и технического учета объектов капитального строительства под условие выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Положения пунктов 11, 12 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 24.11.2005 г. N 698 "О форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" не содержат норм, запрещающих проведение технической инвентаризации объекта до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию, поскольку сведения, подлежащие указанию в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию основаны на результатах первичной технической инвентаризации и учета объектов.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является организацией технической инвентаризации (ОТИ), которая осуществляет техническое описание фактически существующих объектов капитального строительства, поэтому достоверность технических данных об объекте, полученных в ходе инвентаризации не может зависеть от наличия или отсутствия разрешения на строительство.
В связи с чем, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" обоснованно отнесло фактически созданное здание многоквартирного дома к объектам капитального строительства и по результатам первичной технической инвентаризации провело его первичный технический учет путем присвоения инвентарного номера 069:401:002:000120720.
Выводы суда в части не отнесения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" к субъектам публично-правовых правоотношений, реализующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые последствия для иных субъектов таких отношений и, как следствие, могут быть обжалованы в судебном порядке, основаны на правильном толковании соответствующих норм материального права.
Оспоренные действия произведены ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в порядке осуществления уставной деятельности по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости на основании свидетельства серии РН-I N 000415 об аккредитовании Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и в соответствии с задачами такой деятельности, предусмотренными п. 2 Положения об организации в Российской Федерации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
Выданный технический паспорт сам по себе не удостоверяет возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости, находящийся в гражданском обороте, или изменение его правового статуса, не порождает прав и обязанностей, а следовательно, действия БТИ по принятию заявления о выдаче такого документа не возлагают на заявителя какие-либо обязанности и не могут создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не относится к субъектам публично-правовых правоотношений, реализующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые последствия для иных субъектов таких отношений и, как следствие, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Оспаривая действий БТИ в порядке ст. 198 АПК РФ, заявителем не приведено мотивированных и документальных обоснований несоответствия действий БТИ по составлению и выдаче технического паспорта на жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15 требованиям законодательных актов, а равно нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возложение на ООО СУ "Монолит" каких-либо обязанностей и совершения действий (либо воздержания от совершения определенных действий), не предусмотренных законом.
В то время как действия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ) по изготовлению и выдаче технического паспорта совершены в рамках гражданский правоотношений, возникших из договора подряда, следовательно, избранный заявителем способ судебной защиты не соответствует характеру возникших спорных правоотношений; кроме того, сам по себе технический паспорт, подтверждает лишь существование в натуре объекта капитального строительства, его описание (местонахождение, назначение, этажность, фундамент, материал, общую площадь), не устанавливая никаких иных технических характеристик объекта, и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета и не является правоустанавливающим документом.
Иные доводы заявителем в основу обжалование судебного акта не положены.
С учетом изложенного основания для переоценки выводов суда по представленным в материалы дела доказательствам, у суда апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 АПК РФ отсутствуют.
Судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ООО СУ "Монолит", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей в соответствии пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139) апелляционная жалоба на судебный акт по заявлению о признании ненормативного акта недействительным облагается государственной пошлиной в размере 1 000 руб., подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 16 июля 2010 г. по делу N А67-3396/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Жилякову Владимиру Кирилловичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную за общество с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит" по квитанции ОАО "Томскпромстройбанк" от 16.08.2010 г. N 109184.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Л.А.КОЛУПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2010 N 07АП-7956/10 ПО ДЕЛУ N А67-3396/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2010 г. N 07АП-7956/10
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
от третьего лица: Глазырин А.М. по доверенности от 21.05.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 16 июля 2010 года по делу N А67-3396/2010 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит"
к ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Томского филиала
третье лицо: жилищно-строительный кооператив "Никитинский"
о признании недействительным технического паспорта на жилой дома по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит" (далее ООО СУ "Монолит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным действий Томского филиалам ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее БТИ, заинтересованное лицо), выразившиеся в составлении технического паспорта на жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15 (инв. N 069:401:002:000120720) от 05.02.2010 г. и выдаче технического паспорта ТСЖ "Никитинский", обязании Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" исключить сведения, внесенные в соответствии с техническим паспортом на жилой дома по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15 (инвентарный номер 069:401:002:000120720) от 05.02.2010 г., направив об этом информацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и ЖСК "Никитинский" с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ТСЖ "Никитинский" (далее третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 16.07.2010 г. в удовлетворении заявленных ООО СУ "Монолит" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением по делу, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что ЖСК "Никитинский" как юридическое лицо никаких прав и обязанностей в отношении строящегося дома не имеет, следовательно, не является лицом, заинтересованным в проведении его технической инвентаризации; судом неправомерно установлено, что действия заинтересованного лица по выдаче технической документации ТСЖ "Никитинский" основаны на законе, ЖСК "Никитинский" не относится к лицам, которым на основании п. 16 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. могут быть выданы сведения об объектах капитального строительства, в том числе, техническая документация; выдача технической документации противоречит п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, поскольку изготовлению технического паспорта предшествует получение застройщиком разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию.
ТСЖ "Никитинский" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, доводы которого поддержаны представителем третьего лица в суде апелляционной инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, заинтересованного лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ТСЖ "Никитинский", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Томской области от 16.07.2010 г.
Следуя материалам дела, 17.11.2009 ЖСК "Никитинский" обратился в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Томский филиал с заявкой N 3461460 о проведении первичной технической инвентаризации объекта капитального строительства по адресу - г. Томск, ул. Гоголя, 15 с представлением технического паспорта, кадастрового паспорта объекта с приложением следующих документов: сведений службы адресного реестра МУ "Бюро технической инвентаризации" о предварительной регистрации адреса объекта недвижимости, ситуационного плана, свидетельств о государственной регистрации юридического лица - ЖСК "Никитинский" серии 70 N 0011404021 и о постановке ЖСК "Никитинский на налоговый учет серии 70 N 001410339, протокола от 23.06.2009, выписки из ЕГРЮЛ ЖСК "Никитинский", доверенность N 7 от 04.08.2009 года на Казееву В.В., поэтажные планы жилого дома архитектурно-строительного раздела проекта, т.ч. (56-1-АС), выполненные проектным отделом ООО "СУ Монолит".
На основании поступившей заявки между ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Томским филиалом и ЖСК "Никитинский" заключен договор N 1.012.2.п-3461460 об изготовлении технической документации на объект капитального строительства от 17.11.2009, в соответствии с пунктом 1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" обязуется по заданию ЖСК "Никитинский" выполнить работы по технической инвентаризации объекта (объектов) капитального строительства, а также его (их) техническому учету, указанных в техническом задании (приложение 1 к договору), являющееся его неотъемлемой частью), заказчик обязуется оплатить эти работы (Т. 1 л.д. 91 - 94).
Во исполнение взятых обязательств по договору БТИ проведены работы по изготовлению технической документации объекта, изготовлен технический паспорт от 05.02.2010 года, который передан заказчику на основании договора N 1.012.2.п-3461460 от 17.11.2009.
Полагая, действия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Томский филиал по изготовлению и выдаче технического паспорта на жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, д. 15 (инвентарный N 069:401:002:000120720) от 05.02.2010 г. ЖСК "Никитинский" не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ООО СУ "Монолит" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая ООО СУ "Монолит" в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не относится к субъектам публично-правовых правоотношений, реализующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые полномочия и правовые последствия для иных субъектов таких отношений и, как следствие, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на правильном применении норм материального права, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921, основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются: а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении; в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости; д) сбор и представление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
В силу пунктов 6, 7 Положения, техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.
Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.
Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации.
При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктами 10, 16 Положения, проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации; сведения об объектах капитального строительства представляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или по завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);
д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.
Технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения.
Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (пп. "а"); до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым данным Министерством (пп. "б").
Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных актов, Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 г. N 70, утвердившего Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, Устава ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", утвержденного Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 28.04.2006 г. N П/0092, свидетельства об аккредитации организации на осуществление технического учета и технической аккредитации объектов капитального строительства серии РН-1 N 000414, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" аккредитована на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Томской области, целями деятельности предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности, получение прибыли, и является юридическим лицом - коммерческой организацией, аккредитованной в сфере проведения технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и осуществляющей уставную деятельность в данной сфере на территории Томской области.
Ссылки ООО СУ "Монолит" в данной части на те обстоятельства, что ТСЖ "Никитинский" не является лицом, имеющим право в силу п. 16 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 на получение технической документации на объект капитального строительства, на отсутствие у ТСЖ "Никитинский" прав и (или) обязанностей в отношение строящегося жилого дома, членами которого являются не все дольщики, отклоняются, как не имеющие отношение к предмету спора, требование заявлено о признании незаконными действий ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", легитимность и законность создания и действий ТСЖ "Никитинский", в том числе и по основания членства в нем не всех дольщиков, а только их части, не являлось оценкой суда первой инстанции и выходит за рамки заявленных ООО СУ "Монолит" требований; в соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 (в редакции Постановления от 30.04.2009 г. N 388) техническая инвентаризация и государственный технических учет объектов капитального строительства осуществляется по заявлением заинтересованных лиц, перечень которых прямо не определен, а сама по себе выдача ТСЖ "Никитинский" технического паспорта, не противоречит целям и задачам деятельности БТИ, а равно осуществления полномочий на основании заключенного договора гражданско-правового характера, доводы ООО СУ "Монолит" о том, что п. 6 Постановления Правительства РФ N 921 закрепляет право заинтересованных лиц только на осуществление в отношении объектов капитального строительства их технической инвентаризации и государственного кадастрового учета, несостоятельны, норм содержащих запрет на выдачу технической документации на объект капитального строительства названное Постановление N 921 не содержит.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, исходя из смысла Постановления Правительства РФ N 921 заинтересованность в проведении технической инвентаризации и учета объекта капитального строительства (п. 6), включает в себя право лица, получить по результатам технической инвентаризации сведения об объекте, в отношении которого он заинтересован (пп. "з" п. 16).
Данная вывод согласуется с позицией Минэкономразвития РФ, выраженной в Письме от 14.10.2009 Д23-3379, техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, а государственный технический учет - на основании заявления заинтересованного лица, представившего документы, необходимые для осуществления такого учета.
Ссылаясь на п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, заявителем не мотивировано какое отношение к предмету спора имеет данная правовая норма.
Из положений пунктов 10, 11 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 1, 2 статьи 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено до 01.01.2013 г. положения настоящего Закона о государственном кадастровом учете зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не применяются.
Согласно статьям 1, 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе; государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об уточненном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе; ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" таким органом не является и не наделено функциями по ведению государственного кадастра объектов недвижимости.
Деятельность заинтересованного лица в части технического учета регламентирована пунктами 6, 7 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921, из которых следует необходимость проведения первичного технического учета всех объектов капитального строительства, прошедших первичную техническую инвентаризацию; первичный технический учет выражается в присвоении объекту капитального строительства соответствующих номеров (инвентарного, кадастрового) и не ставят возможность проведения первичной технической инвентаризации и технического учета объектов капитального строительства под условие выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Положения пунктов 11, 12 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 24.11.2005 г. N 698 "О форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" не содержат норм, запрещающих проведение технической инвентаризации объекта до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию, поскольку сведения, подлежащие указанию в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию основаны на результатах первичной технической инвентаризации и учета объектов.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является организацией технической инвентаризации (ОТИ), которая осуществляет техническое описание фактически существующих объектов капитального строительства, поэтому достоверность технических данных об объекте, полученных в ходе инвентаризации не может зависеть от наличия или отсутствия разрешения на строительство.
В связи с чем, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" обоснованно отнесло фактически созданное здание многоквартирного дома к объектам капитального строительства и по результатам первичной технической инвентаризации провело его первичный технический учет путем присвоения инвентарного номера 069:401:002:000120720.
Выводы суда в части не отнесения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" к субъектам публично-правовых правоотношений, реализующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые последствия для иных субъектов таких отношений и, как следствие, могут быть обжалованы в судебном порядке, основаны на правильном толковании соответствующих норм материального права.
Оспоренные действия произведены ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в порядке осуществления уставной деятельности по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости на основании свидетельства серии РН-I N 000415 об аккредитовании Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и в соответствии с задачами такой деятельности, предусмотренными п. 2 Положения об организации в Российской Федерации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
Выданный технический паспорт сам по себе не удостоверяет возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости, находящийся в гражданском обороте, или изменение его правового статуса, не порождает прав и обязанностей, а следовательно, действия БТИ по принятию заявления о выдаче такого документа не возлагают на заявителя какие-либо обязанности и не могут создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не относится к субъектам публично-правовых правоотношений, реализующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые последствия для иных субъектов таких отношений и, как следствие, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Оспаривая действий БТИ в порядке ст. 198 АПК РФ, заявителем не приведено мотивированных и документальных обоснований несоответствия действий БТИ по составлению и выдаче технического паспорта на жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Гоголя, 15 требованиям законодательных актов, а равно нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возложение на ООО СУ "Монолит" каких-либо обязанностей и совершения действий (либо воздержания от совершения определенных действий), не предусмотренных законом.
В то время как действия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ) по изготовлению и выдаче технического паспорта совершены в рамках гражданский правоотношений, возникших из договора подряда, следовательно, избранный заявителем способ судебной защиты не соответствует характеру возникших спорных правоотношений; кроме того, сам по себе технический паспорт, подтверждает лишь существование в натуре объекта капитального строительства, его описание (местонахождение, назначение, этажность, фундамент, материал, общую площадь), не устанавливая никаких иных технических характеристик объекта, и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета и не является правоустанавливающим документом.
Иные доводы заявителем в основу обжалование судебного акта не положены.
С учетом изложенного основания для переоценки выводов суда по представленным в материалы дела доказательствам, у суда апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 АПК РФ отсутствуют.
Судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ООО СУ "Монолит", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей в соответствии пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139) апелляционная жалоба на судебный акт по заявлению о признании ненормативного акта недействительным облагается государственной пошлиной в размере 1 000 руб., подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 16 июля 2010 г. по делу N А67-3396/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Жилякову Владимиру Кирилловичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную за общество с ограниченной ответственностью Строительное управление "Монолит" по квитанции ОАО "Томскпромстройбанк" от 16.08.2010 г. N 109184.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Л.А.КОЛУПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)