Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 29.12.2009. Полный текст решения изготовлен 13.01.2010.
Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива 109
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании действий и решения.
Жилищно-строительный кооператив N 109 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, выразившихся в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 17635 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:267) для завершения строительства объектов незавершенного строительства и дальнейшей эксплуатации жилых домов в районе ул. Владикавказской, 1, решения ответчика, оформленного письмом от 02.11.2009 N 29/02-20-11300, об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2111 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:268) для благоустройства прилегающей территории, а также об обязании ответчика принять решения о предоставлении указанных земельных участков в аренду (с учетом изменения заявителем предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
На основании Постановления Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па суд в судебном заседании в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену ответчика его правопреемником: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Обосновывая уточненные требования, Кооператив сослался на то, что спорные земельные участки были ранее согласованы и отведены Дальзаводу, который выступал в качестве заказчика строительства и при котором был создан жилищно-строительный кооператив, в настоящее время на земельных участках находятся как законченные строительством и принятые в эксплуатацию объекты, так и объекты незавершенного строительства. Заявитель полагает, что представил ответчику все документы, позволявшие принять решение о предоставлении ему спорных земельных участков в аренду, оснований для отказа в предоставлении и для запроса каких-либо документов в Администрации г. Владивостока не имелось.
Ответчик требования не признал, указав, что в настоящее время сделан запрос в орган местного самоуправления, решение по поводу земельного участка площадью 17635 кв. м не принято, в данной части права заявителя не нарушены каким-либо образом, предоставление земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ для завершения строительства объектов законом не предусмотрено. По мнению Департамента, земельный участок площадью 2111 кв. м не подлежит предоставлению кооперативу, так как благоустройство территории должно быть предусмотрено в проектной документации и осуществляется на территории, предоставленной для строительства.
Ответчик полагает, что требование об обязании его предоставить земельные участки не может быть удовлетворено, поскольку фактически подменяет собой полномочия государственного органа.
При рассмотрении дела суд установил, что Жилищно-строительный кооператив N 109 был зарегистрирован в качестве юридического лица при его создании 04.09.1992 администрацией г. Владивостока, внесен в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032501277016, что отражено в выписке из ЕГРЮЛ от 01.06.2009, Уставе ЖСК-109.
29.12.1997 по акту приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта был введен в эксплуатацию монолитный жилой дом ЖСК-109 по ул. Владикавказской N 1А, 1Б. Не завершенный строительством жилой дом N 2А, 2Б, право собственности на который подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.04.2004 серия 25-АА N 409930, в эксплуатацию не принят, строительство малоэтажного блокированного жилого дома готовностью 4% также не завершено.
28.09.2009 ЖСК-109 обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков площадью 17635 кв. м для завершения строительства объектов незавершенного строительства и дальнейшей эксплуатации группы жилых домов и площадью 2111 кв. м для благоустройства прилегающей территории.
Письмом от 02.11.2009 N 29/02-20-11300 Департамент сообщил заявителю о том, что в отношении земельного участка площадью 17635 кв. м направил запрос в администрацию г. Владивостока и сообщит о принятом решении дополнительно, а земельный участок площадью 2111 кв. м предоставить не представляется возможным ввиду того, что благоустройство территории как комплекс работ носит срочный характер и не является целевым назначением земельного участка.
Отказ ответчика в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2111 кв. м и действия, совершенные в связи с рассмотрением заявления в отношении земельного участка площадью 17635 кв. м, заявитель оспорил в арбитражном суде, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 5 указанной статьи земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08 разъяснено, что применение порядка приобретения земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как следует из градостроительного плана земельного участка N RU25304000-020420090000026, проекта границ земельного участка (приложение к распоряжению Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 31.10.2008 N 3214), объекты недвижимости, принадлежащие ЖСК-109, расположены на земельном участке площадью 17635 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:267, сформированном 09.12.2008, что отражено в кадастровом паспорте земельного участка N 28-1/08-4313. Однако указанные объекты недвижимости возводились на земельном участке площадью 23056 кв. м в районе ул. Владикавказской - Батумской, ранее согласованном и отведенном ПО "Дальзавод" согласно решениям Владгорисполкома от 16.03.1990 N 146, от 31.07.1990 N 347, от 28.09.1990 N 76, от 01.03.1991 N 106. Данные обстоятельства установлены также решением Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2007 по делу N А51-8316/2007-24-301А и постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2007 по этому же делу. Строительство было начато ОКС Дальзавода до приватизации ПО "Дальзавод" на основании разрешения на производство работ от 01.07.1991 N 38/90.
В документах о предоставлении земельного участка для строительства жилых домов не указан вид права, на котором он предоставлен Дальзаводу. Земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1. В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование; бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока.
Площади и границы земельного участка ЖСК-109 откорректированы и в настоящее время подтверждены кадастровыми паспортами от 09.12.2008 N 28-1/08-4312 и N 28-1/08-4313.
Таким образом, спорные земельные участки образованы в границах территории, предоставленной ранее в бессрочное пользование. Следовательно, ЖСК-109 в силу пункта 1 и иных положений статьи 3 Федерального закона "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обязан переоформить перешедшее к нему право на землю, не предусмотренное статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса РФ, в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса (пункт 2 статьи 3 вводного Закона) независимо от того, завершены ли строительством находящиеся на земельном участке объекты. При этом коль скоро на участке площадью 17635 кв. м находится завершенный строительством и принятый в эксплуатацию объект, заявитель мог приобрести в аренду земельный участок в соответствии со статьей 36 кодекса безотносительно того, завершены ли строительством иные объекты недвижимости и приобретены ли объекты в порядке приватизации.
Наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства само по себе не препятствует приобретению земельного участка в аренду, поскольку право на ранее предоставленный для строительства земельный участок может быть переоформлено с учетом положений статьи 32 Земельного кодекса РФ.
В заявлении о предоставлении земельных участков ЖСК-109 не указал, в соответствии с какой нормой права испрашиваются в аренду земельные участки, для уточнения обстоятельств, подлежащие выяснению при рассмотрении заявления ЖСК-109, Департамент вправе был поставить перед ним соответствующие вопросы и предложить представить дополнительные документы. Направление же запроса в орган местного самоуправления не предусмотрено законом и нарушило право заявителя на своевременное принятие уполномоченным государственным органом решения о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Тот факт, что при установлении границ земельного участка образованы два участка, один из которых (площадью 2111 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:268) сформирован для благоустройства прилегающей территории, не может являться основанием для отказа в предоставлении этого участка в аренду ЖСК-109, так как Кооператив не может быть лишен права приобрести в аренду земельные участки в порядке переоформления ранее возникшего права на землю.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия и решение ответчика незаконны и нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку заявление ЖСК-109 в части о предоставления земельного участка площадью 17635 кв. м по существу не рассмотрено, суд возлагает на ответчика обязанность рассмотреть это заявление в срок, оговоренный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Заявление должно быть рассмотрено с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении, согласно статье 16 АПК РФ. В части предоставления земельного участка площадью 2111 кв. м заявителю необоснованного отказано, вследствие чего суд обязывает ответчика принять решение о предоставлении данного земельного участка.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 48, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Произвести замену ответчика его правопреемником: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившиеся в уклонении от принятия решения о предоставлении Жилищно-строительному кооперативу N 109 в аренду земельного участка площадью 17635 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:267), и решение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, оформленное письмом от 02.11.2009 N 29/02-20-11300, об отказе в предоставлении Жилищно-строительному кооперативу N 109 в аренду земельного участка площадью 2111 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:268), в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение по существу заявления Жилищно-строительного кооператива N 109 вх. N 29-15778 от 28.09.2009 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 17635 кв. м, кадастровый номер 25:28:010038:267, в месячный срок.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение о предоставлении Жилищно-строительному кооперативу N 109 в аренду земельного участка площадью 2111 кв. м, кадастровый номер 25:28:010038:268, в месячный срок.
Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Жилищно-строительного кооператива N 109 4000 руб. (Четыре тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 13.01.2010 ПО ДЕЛУ N А51-20957/2009
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 января 2010 г. по делу N А51-20957/2009
Резолютивная часть решения объявлена 29.12.2009. Полный текст решения изготовлен 13.01.2010.
Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива 109
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании действий и решения.
Жилищно-строительный кооператив N 109 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, выразившихся в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 17635 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:267) для завершения строительства объектов незавершенного строительства и дальнейшей эксплуатации жилых домов в районе ул. Владикавказской, 1, решения ответчика, оформленного письмом от 02.11.2009 N 29/02-20-11300, об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2111 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:268) для благоустройства прилегающей территории, а также об обязании ответчика принять решения о предоставлении указанных земельных участков в аренду (с учетом изменения заявителем предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
На основании Постановления Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па суд в судебном заседании в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену ответчика его правопреемником: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Обосновывая уточненные требования, Кооператив сослался на то, что спорные земельные участки были ранее согласованы и отведены Дальзаводу, который выступал в качестве заказчика строительства и при котором был создан жилищно-строительный кооператив, в настоящее время на земельных участках находятся как законченные строительством и принятые в эксплуатацию объекты, так и объекты незавершенного строительства. Заявитель полагает, что представил ответчику все документы, позволявшие принять решение о предоставлении ему спорных земельных участков в аренду, оснований для отказа в предоставлении и для запроса каких-либо документов в Администрации г. Владивостока не имелось.
Ответчик требования не признал, указав, что в настоящее время сделан запрос в орган местного самоуправления, решение по поводу земельного участка площадью 17635 кв. м не принято, в данной части права заявителя не нарушены каким-либо образом, предоставление земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ для завершения строительства объектов законом не предусмотрено. По мнению Департамента, земельный участок площадью 2111 кв. м не подлежит предоставлению кооперативу, так как благоустройство территории должно быть предусмотрено в проектной документации и осуществляется на территории, предоставленной для строительства.
Ответчик полагает, что требование об обязании его предоставить земельные участки не может быть удовлетворено, поскольку фактически подменяет собой полномочия государственного органа.
При рассмотрении дела суд установил, что Жилищно-строительный кооператив N 109 был зарегистрирован в качестве юридического лица при его создании 04.09.1992 администрацией г. Владивостока, внесен в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032501277016, что отражено в выписке из ЕГРЮЛ от 01.06.2009, Уставе ЖСК-109.
29.12.1997 по акту приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта был введен в эксплуатацию монолитный жилой дом ЖСК-109 по ул. Владикавказской N 1А, 1Б. Не завершенный строительством жилой дом N 2А, 2Б, право собственности на который подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.04.2004 серия 25-АА N 409930, в эксплуатацию не принят, строительство малоэтажного блокированного жилого дома готовностью 4% также не завершено.
28.09.2009 ЖСК-109 обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков площадью 17635 кв. м для завершения строительства объектов незавершенного строительства и дальнейшей эксплуатации группы жилых домов и площадью 2111 кв. м для благоустройства прилегающей территории.
Письмом от 02.11.2009 N 29/02-20-11300 Департамент сообщил заявителю о том, что в отношении земельного участка площадью 17635 кв. м направил запрос в администрацию г. Владивостока и сообщит о принятом решении дополнительно, а земельный участок площадью 2111 кв. м предоставить не представляется возможным ввиду того, что благоустройство территории как комплекс работ носит срочный характер и не является целевым назначением земельного участка.
Отказ ответчика в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2111 кв. м и действия, совершенные в связи с рассмотрением заявления в отношении земельного участка площадью 17635 кв. м, заявитель оспорил в арбитражном суде, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 5 указанной статьи земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08 разъяснено, что применение порядка приобретения земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как следует из градостроительного плана земельного участка N RU25304000-020420090000026, проекта границ земельного участка (приложение к распоряжению Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 31.10.2008 N 3214), объекты недвижимости, принадлежащие ЖСК-109, расположены на земельном участке площадью 17635 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:267, сформированном 09.12.2008, что отражено в кадастровом паспорте земельного участка N 28-1/08-4313. Однако указанные объекты недвижимости возводились на земельном участке площадью 23056 кв. м в районе ул. Владикавказской - Батумской, ранее согласованном и отведенном ПО "Дальзавод" согласно решениям Владгорисполкома от 16.03.1990 N 146, от 31.07.1990 N 347, от 28.09.1990 N 76, от 01.03.1991 N 106. Данные обстоятельства установлены также решением Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2007 по делу N А51-8316/2007-24-301А и постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2007 по этому же делу. Строительство было начато ОКС Дальзавода до приватизации ПО "Дальзавод" на основании разрешения на производство работ от 01.07.1991 N 38/90.
В документах о предоставлении земельного участка для строительства жилых домов не указан вид права, на котором он предоставлен Дальзаводу. Земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1. В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование; бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока.
Площади и границы земельного участка ЖСК-109 откорректированы и в настоящее время подтверждены кадастровыми паспортами от 09.12.2008 N 28-1/08-4312 и N 28-1/08-4313.
Таким образом, спорные земельные участки образованы в границах территории, предоставленной ранее в бессрочное пользование. Следовательно, ЖСК-109 в силу пункта 1 и иных положений статьи 3 Федерального закона "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обязан переоформить перешедшее к нему право на землю, не предусмотренное статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса РФ, в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса (пункт 2 статьи 3 вводного Закона) независимо от того, завершены ли строительством находящиеся на земельном участке объекты. При этом коль скоро на участке площадью 17635 кв. м находится завершенный строительством и принятый в эксплуатацию объект, заявитель мог приобрести в аренду земельный участок в соответствии со статьей 36 кодекса безотносительно того, завершены ли строительством иные объекты недвижимости и приобретены ли объекты в порядке приватизации.
Наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства само по себе не препятствует приобретению земельного участка в аренду, поскольку право на ранее предоставленный для строительства земельный участок может быть переоформлено с учетом положений статьи 32 Земельного кодекса РФ.
В заявлении о предоставлении земельных участков ЖСК-109 не указал, в соответствии с какой нормой права испрашиваются в аренду земельные участки, для уточнения обстоятельств, подлежащие выяснению при рассмотрении заявления ЖСК-109, Департамент вправе был поставить перед ним соответствующие вопросы и предложить представить дополнительные документы. Направление же запроса в орган местного самоуправления не предусмотрено законом и нарушило право заявителя на своевременное принятие уполномоченным государственным органом решения о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Тот факт, что при установлении границ земельного участка образованы два участка, один из которых (площадью 2111 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:268) сформирован для благоустройства прилегающей территории, не может являться основанием для отказа в предоставлении этого участка в аренду ЖСК-109, так как Кооператив не может быть лишен права приобрести в аренду земельные участки в порядке переоформления ранее возникшего права на землю.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия и решение ответчика незаконны и нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку заявление ЖСК-109 в части о предоставления земельного участка площадью 17635 кв. м по существу не рассмотрено, суд возлагает на ответчика обязанность рассмотреть это заявление в срок, оговоренный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Заявление должно быть рассмотрено с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении, согласно статье 16 АПК РФ. В части предоставления земельного участка площадью 2111 кв. м заявителю необоснованного отказано, вследствие чего суд обязывает ответчика принять решение о предоставлении данного земельного участка.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 48, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Произвести замену ответчика его правопреемником: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившиеся в уклонении от принятия решения о предоставлении Жилищно-строительному кооперативу N 109 в аренду земельного участка площадью 17635 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:267), и решение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, оформленное письмом от 02.11.2009 N 29/02-20-11300, об отказе в предоставлении Жилищно-строительному кооперативу N 109 в аренду земельного участка площадью 2111 кв. м (кадастровый номер 25:28:010038:268), в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение по существу заявления Жилищно-строительного кооператива N 109 вх. N 29-15778 от 28.09.2009 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 17635 кв. м, кадастровый номер 25:28:010038:267, в месячный срок.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение о предоставлении Жилищно-строительному кооперативу N 109 в аренду земельного участка площадью 2111 кв. м, кадастровый номер 25:28:010038:268, в месячный срок.
Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Жилищно-строительного кооператива N 109 4000 руб. (Четыре тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)